mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

«Дворец во дворце. Скульптура Останкино в Оперном доме Царицыно» - отчёт. Часть 1.

В Оперном доме дворца Царицыно открылась потрясающая выставка «Дворец во дворце. Скульптура Останкино в Оперном доме Царицыно». Это событие произошло благодаря стечению двух обстоятельств: завершению реставрационных работ в Оперном доме или Среднем дворце и началу масштабной реставрации в дворце Останкино. Возможность посетить в ближайшие годы Останкино у нас осталась только в своей памяти и на выставках представляющих богатство фондов этого музея.

Теперь же вернемся к творению Баженова, где после реставрации здания заиграли новыми красками прекрасные скульптуры античности и XVIII века. 126 предметов, все после реставрации, приехали на длительную экспозицию в эти готические интерьеры.

Залы Среднего или Оперного дворца были отреставрированы в том виде, в каком они были на момент прекращения строительства комплекса. Здесь уже были оштукатурены стены, сделаны печи и полы, вставлены окна и двери. Поэтому сейчас внутренне объемы дворца производят незабываемое впечатление, рвущиеся вверх готические линии сверкают своей первозданной белизной, лабиринты внутренних помещений играют светотенями и везде чествовалось величие пустоты. И эти залы заполнили древние боги и герои, императоры и аллегории стихий, дворец наполнился жизнью и красотой, диалогом архитектурного творения и шедевров ваяния.
Венера Мидицейская. Италия (?), конец XVIII века, мрамор.

Скульптура повторяет римскую статую Венеры, являющуюся копией с оригинала греческого скульптора Клеомена ( I век до н.э.) или греческого оригинала III века до н.э., обнаруженную в 1677 году и хранящуюся с тех пор в коллекции герцогов Медичи (ныне галлерея Уфицци во Флоренции). Венера Медичи или Медицийская – тип изображения, ныне называемый « Венера стыдливая», поскольку богиня в застенчивости пытается прикрыть одной рукой грудь, другой лоно. Мраморные копии Афродиты Медицийской многочисленны и в конце XVIII –начале XIX века находились почти в каждом богатом усадебном доме. Эту скульптуру Николай Петрович Шереметьев купил специально для своей усадьбы в Останкино.
Амур, сгибающий лук из палицы Геркулеса. Западная Европа, конец XVIII века, мрамор.

Это копия неизвестного мастера конца XVIII века с оригинала французского скульптора Э.Бушардона (Edmé Bouchardon, 1698-1762) выполненного в 1750 году, ныне хранящийся в Лувре. Копия близка к оригиналу, переработаны лишь отдельные аксессуары, лежащие у подножия статуи. Статуя является аллегорией любви побеждающую грубую силу. Амур создает свое оружие – лук, из палицы древнегреческого героя.
Ахиллес (Арес ?) Италия (?),конец XVIII века, мрамор.

Копия неизвестного мастера XVIII века. Античный бюст Ареса, найденный неподалеку от Рима в 1771 году и приобретенный первым президентом Петербургской Академии художеств И.И. Шуваловым (ныне хранится в Эрмитаже).
Фрагмент. Ахилелс (Арес ?) Италия (?),конец XVIII века, мрамор.

Он представляет собой римскую реплику второй половины II века н.э. с культовой статуи Ареса, созданной древнегреческим скульптором Алкменом около 420 года до н.э. В XIX веке бюст считался изображением Ахилла.

А дальше мы присоединимся к великому Гомеру в переводе В.В. Вересаева, ведь без этого эллинского бога мир был бы трезвым и скучным.

Шумного славить начну Диониса, венчанного хмелем,
Многохвалимого сына Кронида и славной Семелы.
Пышноволосые нимфы вскормили младенца, принявши
К груди своей от владыки-отца, и любовно в долинах
Нисы его воспитали. И, волей родителя-Зевса,
Рос он в душистой пещере, причисленный к сонму бессмертных.
После того как возрос он, богинь попечением вечных,
Вдаль устремился по логам лесным Дионис многопетый,
Хмелем и лавром венчанный. Вослед ему нимфы спешили,
Он же их вел впереди. И гремел весь лес необъятный.
Дионис. Италия (?) вторая половина XVIII века, мрамор.

На экспозиции представлена копия с римского бюста, хранящегося в Капитолийском музее в Риме, воспроизводящая греческий оригинал II века до н.э.
Фрагмент. Дионис. Италия (?) вторая половина XVIII века, мрамор

Мраморная голова Диониса представляет бога виноделия с тонко моделированным лицом, мягкие очертания которого придают ему женственный вид.
Гигея. Рим, II век н.э., мрамор.

Римская копия с греческого оригинала V века до н.э Гигея в древнегреческой мофологии – богиня здоровья, дочь бога врачевания Асклепия. С момента постройки останкинского дворца находилась в Египетском павильоне, что зафиксировано в описи дворца 1802 года. Богиня Здоровья опирается на бога Термина, отвечавшего за рубежи и границы. В данном случае здесь можно увидеть аллегорию, которую так любили во времена классицизма. Так как Египетский павильон предназначался для званых ужинов, то богиня здоровья и бог рубежей намекали на то, что любому кутежу есть предел и надо помнить и о своем здоровье. У этой статуи есть еще одна история, на ее пьедестале есть надпись: « Эта старинная статуя принадлежала императору Адриану, который согласно сообщению Павсания, привез ее из Афин в Тиволи». Родной пьедестал вы, к сожалению, не сможете увидеть, он остался на своем месте в Останкино.
Отмеченный плиткой фундамент печи.

А если стоя у Гигеи, вы опустите глаза вниз, то увидите отмеченный реставраторами фундамент печи. А плитка, которая выделяет на полу место расположения печи, повторяет плитку Баженова. В Оперном доме смогли воссоздать только две печи, размеры и форму, которых удалось рассчитать. Плитка на них современная, но выполненная по рисункам оригинальной плитки.
Амур (Эрот) и Психея. Италия (?),конец XVIII века, мрамор.

Копия с римской группы I-II века н.э. из Капитолийского музея в Риме, выполненной по эллинистическому образцу II века до н.э. О римском происхождении статуи говорит применении бурава (ручного инструмента для сверления отверстий).
Фрагмент. Амур (Эрот) и Психея. Италия (?),конец XVIII века, мрамор.

Девочка, защищающая гнездо от кошки. Западная Европа, конец XVIII века, мрамор.

Увеличенная копия бисквитной статуэтки севрской фарфоровой мануфактуры по модели французского сукльптора Ж.-Б. Пигаля (Jean-Baptiste Pigalle, 1714-1785).
Фрагмент. Девочка, защищающая гнездо от кошки. Западная Европа, конец XVIII века, мрамор.

Плутая по лабиринту дворца, не забудьте подняться на второй этаж, там экспозиция продолжается. Но здесь она уже не встроена в дворцовое пространство, представляет собой открытое хранение. А поднимаясь по лестнице, обратите внимание на открытую кирпичную стену, это стены Баженова, они открыты от наслоений штукатурки и здесь вы сможете увидеть и клейменый кирпичи и даже кованый гвоздь.
Кирпичная кладка, открытая реставраторами.

Клейменый кирпич.

Прогулку по второму этажу Среднего дворца мы с вами совершим чуть позже, после небольшой передышке. До новых встреч.

Выставка продлиться до 2019 года

Адрес: ул. Дольская, д.1, «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Станции метро: "Царицыно" или "Орехово".
Время работы: вт, ср, чт, пт; с 11.00 до 18.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 17.30)
суббота - с 11.00 до 20.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 19.30);
воскресенье и праздничные дни - с 11.00 до 19.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 18.30).
Понедельник – выходной день.
Цена билета: Стоимость билета в Оперный дом - взрослый 200 руб, льготный 80 руб. Комплексный билет, дающий право посетить все экспозиции музея - для взрослых 650 руб, льготный 200 руб. Подробности тут.
Третье воскресенье каждого месяца - день бесплатных посещений.


Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: МЗП Царицыно, актуальные выставки, бесплатно, музей-усадьба Останкино, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments