mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

«Дворец во дворце. Скульптура Останкино в Оперном доме Царицыно» - отчёт. Часть 2.

Давайте вновь вернёмся к замечательной выставке в Оперном доме дворца Царицыно «Дворец во дворце. Скульптура Останкино в Оперном доме Царицыно». Мы продолжаем наш рассказ о шедеврах собранных в этом белоснежном чертоге света. О прогулке по первому этажу вы сможете прочитать здесь.

Второй этаж сразу же заставляет смотреть на экспозицию под другим углом, если первый этаж –это дворцовые залы для пиршеств и балов, где скульптура украшает праздничное пространство, то здесьчасть помещений, это склад. В специально созданных стеллажах стоит огромное количество предметов ваяния, и уже они полностью затмевают впечатление от комнат дворца.

Центральная комната второго этажа поражает тем, как удачно заиграла коллекция скульптур в его пространстве. Очень возможно, что Баженов задумывал украсить его бюстами и скульптурами, но только сейчас на определённое время эта завершенность замысла состоялась.

Мы опять постараемся привлечь ваше внимание к экспонатам, у которых наше дыхание замирало и совсем не хотелось уходить. Вы помните миф о Прометее. Скульптура посвященная ему меня просто поразила.
Прометей, терзаемый орлом. Ф. Гордеев. Россия, вторая половина XVIII –первая четверть XIX века, бронза.

Вы помните мультфильм о Прометее. Когда я смотрю на эту скульптуру, мне слышится голос мультипликационного орла: «Почему же. Это так просто. Скажи виноват, хотел власти, силы, могущества. Каждый тебя поймет.»
Фрагмент. Прометей, терзаемый орлом. Ф. Гордеев.

Пространство этого этажа готовит своим посетителям сюрприз, здесь находятся еще два подлинника античной скульптуры. Об одном мы хотим вам рассказать.
Афродита. Рим, II век до н.э., мрамор.

В экспозиции представлена римская копия, воспроизводящая греческий оригинал конца IV века до н.э. По легенде была куплена Н.П. Шереметьевым в 1790-х годах у архитектора Бренны. Во время реставрации в 1968-1972 годах в ВХНРЦ им. Грабаря (реставратор О. Яхонт) было установлено, что первая реставрация проводилась еще в античный период. Вторая реставрация, значительно изменившая облик скульптуры проводилась в XVIII веке. В это время были доделаны кончик носа, затылочная часть головы с прической и бюст, одетый в тунику. Бюст был устанволен на круглую подставку из цветного мрамора. Во время реставрации 1968 года было принято решение освободить античную головку от позднейших наслоений, но в Останкино хранится гипсовый слепок с бюста, как он выглядел в XVIII веке. Так в данном случае решили отказаться от истории бытования предмета в пользу восстановления античного артефакта.
Дерущиеся петухи. Западная Европа, вторая половина XVIII века, мрамор.

Скульптура приобретена графом Н.П. Шереметевым в 1787 г. специально для Останкинского дворца. Приписывалась итальянскому скульптору А. Канове (Antonio Canova, 1757-1822), на основании семейного предания Шереметевых.
Группа «Три петуха» - оригинальный, редкий образец анималистической барочной скульпторы XVIII века.
Фрагмент. Дерущиеся петухи. Западная Европа, вторая половина XVIII века, мрамор.

Оперение, гребни, лапы обработаны с расчетом на богатые световые контрасты. Винтообразное движение и пирамидальная композиция характерны для барочной скульптуры, рассчитанной на круговой обход.
Фрагмент. Дерущиеся петухи. Западная Европа, вторая половина XVIII века, мрамор.

Ваза в виде кувшина с ручкой в виде крылатого коня. Италия, начало XVIII века, алебастр.

Фрагмент. Ваза в виде кувшина с ручкой в виде крылатого коня. Италия, начало XVIII века, алебастр.

Фрагмент. Ваза в виде кувшина с ручкой в виде крылатого коня. Италия, начало XVIII века, алебастр.

Кстати ваза парная, а крылатый конь просто запал в душу. Тончайшая проработка всех деталей и узор вызывает только восхищение. Это один из наших любимейших экспонатов на этой выставке.

А в завершении перейдем к царю ваз. Светящаяся изнутри в лучах солнца, с оживающими фигурами, проинизанная легкостью и теплом перед нами предстает уменьшенная копия с древнегреческой вазы.
Ваза в форме Кратера Медичи. Италия, конец XVIII века, алебастр.

«Кратер Медичи» - монументальная колоколообразная ваза, созданная в Афинах во второй половине I века н.э. в качестве садового украшения.
Фрагмент. Ваза в форме Кратера Медичи. Италия, конец XVIII века, алебастр.

В конце XVI века она находилась на вилле герцогов Медичи в Риме, откуда и получила свое название.
Фрагмент. Ваза в форме Кратера Медичи. Италия, конец XVIII века, алебастр.

Алебастр, из которого изготовлена статуя, это название материала в античности. Он представляет собой карбонат кальция или кальцитовый алебастр. По одной из версий, слово «αλαβαστρος»(alabastros или alabastos) у древних греков обозначало «белый», от чего и произошло название материала, из которого получали гипсовые отливки, а также гипсового камня, служившего для него сырьем. Нарезанный тонкими листами, алебастр достаточно прозрачен, чтобы использоваться для небольших окон, в этом качестве он использовался в средневековых церквях, особенно в Италии. Поэтому изделия из него начинают жить особенной жизнью, когда солнечные лучи проходят сквозь него.
А этот кратер надо смотреть в солнечную погоду, когда свет зальет белоснежные помещения дворца и заставит засиять это творение итальянских мастеров.

Всю эту роскошь мы смогли увидеть благодаря реставраторам из «Практики реставрации», которые в тяжелейших условиях деревянного и неотапливаемого дворца в Останкино очищали от грязи эти скульптуры. Все 126 творений старых мастеров прошли через их руки. Ни одна из реставрационных организаций не смогла бы отреставрировать всю коллекцию скульптуры на своей территории. Нет таких помещений. Пришлось отмывать скульптуры в памятнике архитектуры, где нельзя ничего повредить и делать грязную работу с ювелирной точностью. А сколько сложностей пришлось преодолеть при транспортировке и установке скульптур, ведь узкие двери и лестницы дворца не позволяют их пронести в помещения.
Выставка продлиться до конца реставрационных работ в Останкино и его сотрудники говорят что это будет не раньше чем через пять лет.
На втором этаже Оперного дворца вы так же сможете посмотреть фильмы о реставрации скульптур и дворце-театре Николая Петровича Шереметева.

Тем временем подошел к завершению наш рассказ об удивительном соединении двух московских дворцов. Приходите на выставку, окунитесь в мир классической скульптуры.
А сотрудники музея-заповедника «Царицыно» готовят концерты и мастер-классы в этом заигравшем по-новому екатерининском дворце.

Выставка продлиться до 2019 года

Адрес: ул. Дольская, д.1, «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Станции метро: "Царицыно" или "Орехово".
Время работы: вт, ср, чт, пт; с 11.00 до 18.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 17.30)
суббота - с 11.00 до 20.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 19.30);
воскресенье и праздничные дни - с 11.00 до 19.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 18.30).
Понедельник – выходной день.
Цена билета:Стоимость билета в Оперный дом - взрослый 200 руб, льготный 80 руб. Комплексный билет, дающий право посетить все экспозиции музея - для взрослых 650 руб, льготный 200 руб. Подробности тут.
Третье воскресенье каждого месяца - день бесплатных посещений.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: МЗП Царицыно, актуальные выставки, бесплатно, музей-усадьба Останкино, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment