«Рисунки французских мастеров из музея Альбертина». Последний раз австрийская коллекция из вены посещала наш город в 1973 году. В этот раз российскому зрителю предстанет ретроспектива французского рисунка из собрания знаменитого венского музея. 84 работы известнейших мастеров предстали перед взорами гостей не только в выставочном зале, но и в залах постоянной экспозиции, посвященной французскому искусству.
Описывать все многообразие стилей и эпох, представленных на выставке не имеет смысла, это надо видеть. Никакая фотография не сможет заменить общения с оригиналом, вышедшим из под руки мастера. Мы только хотим привлечь ваше внимание к работам, которые понравились нам и к мастерам, чьими работами мы восхищаемся.
С XVI века карандашный рисунок стал использоваться не только как этюд к будущей картине, но и как самостоятельное произведение. Благодаря простоте и удобству в исполнении он использовался как дипломатический портрет. Это было обосновано малыми временными затратами, по сравнению с масляной живописью.
Имя Николя Пуссена (фр. Nicolas Poussin, 1594, Ле-Андели, Нормандия — 19 ноября 1665, Рим) прочно вошло в историю французской живописи, он работал по заказу кардинала Ришельё и короля Франции Людовика XIII, хотя большую часть времени провел в Италии. Здесь он вдохновлялся видами Рима, пейзажами Кампаньи. Его живопись стала практически эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции.
Эта работа пример мифологического сюжета в творчестве Николя Пуссена. Но его имя известно не только любителям живописи. Его картина служит одним из ключей в новых легендах о Святом Граале. В частности отраженных в книге «Код Да Винчи».
Произведения Лоррена (фр. Claude Lorrain; 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия — 23 ноября 1682, Рим) стали воплощением классического идеального пейзажа. Не всегда следуя за точной достоверностью, он схватывал настроение природы и передавал его на холсте. После 1650-х годов к идиллическому пейзажу в творчестве мастера добавляется героически-монументальные черты, скорее всего под влиянием Николя Пуссена, с котором он был знаком и жил в Риме в одно время.
Бистр (фр. bistre) — это коричневый водорастворимый пигмент из смолистой сажи обугленного бука или другого смолистого дерева, смешанной с растворимым в воде растительным клеем. Цвет варьирует от коричнево-жёлтого до чёрно-коричневого. Пигмент имеет тенденцию к выцветанию на свету.
Этот проработанный рисунок является окончательным эскизом картины «Полдень» 1661-го года (находится в Государственным Эрмитаже). Здесь ярко выражен поздний стиль Лоррена: живописное решение листа, эффект серебристой мерцающей атмосферы, достигаемый щедрым применением белил.
Одним из интереснейших моментов выставки является распределение рисунков из музея Альбертина в постоянной экспозиции, что позволяет не только сравнить рисунки и картины, но и заставляет посетителей в очередной раз заглянуть на постоянную экспозицию. Предлагаем вам взглянуть на картину Клода Лоррена из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина.


Жан-Этьен Лиотар (фр. Jean-Étienne Liotard; род. 22 декабря 1702, Женева — 1789, Женева) получил в Женеве образование миниатюриста и гравера, много путешествовал. В 1738 году он оказался в Константинополе и был очарован восточными нарядами, что проявилось в его пристрастии к восточной моде. Он много привнес в пастельную технику из своего опыта миниатюриста, например детальную передачу натуры, яркие светящиеся краски. В его работах в «технике трех карандашей» обращает внимание мягкая и деликатная моделировка лица, а одежда же передана скупыми штрихами. Умелым владением карандашной техникой он обязанн другому великому мастеру – Ватто.
Сирия рисунков Жана-Батиста Удри (Jean-Варtiste Oudry, 1686, Париж - 1755, там же) с битвами животных планировалась как эскиз для гобеленов в каком-нибудь охотничьем замке, но проект не был исполнен.

Выставка так же покажет талант рисовальщика, первого живописца короля, - Франсуа Буше (фр. François Boucher, 29 сентября 1703, Париж — 30 мая 1770). На мой взгляд это лучший живописец времен Людовика XV, яркий выразитель стиля рококо, любимец короля и мадам де Помпадур, существует несколько ее портретов кисти мастера. А мы увидим рисунки, размещённые рядом с его картинами в постоянной экспозиции музея.
Наряду с обширным живописным, равно существенным наследием является большое количество рисунков. «Акты» Буше, обычно выдаваемые за Венеру, Диану или нимфу, пользовались среди тогдашних коллекционеров особенно большой популярностью.
Постоянная экспозиция позволяет сравнить рисунки прославленного мастера с его живописными полотнами. Вы сможете погрузиться в атмосферу Ancien Régime, поучаствовать дуновения балов Людовика XV.

"В твою судьбу хочу вчитаться, но неразборчива строка. Лишь вижу цифру 19… Пока... " Век XIX представлен изумительными художниками. Но мы вам мы покажем рисунок Делакруа (фр. Ferdinand Victor Eugène Delacroix; 1798—1863). Наибольшее впечатление на художника произвели произведения Шекспира. Одиночество главного героя, скорбь и сомнения принца датского, с которым возможно Эжен ассоциировал и себя, стали одним из излюбленных тем для художника.

Этот акварельный эскиз послужил для литографии сделанной в это же году. Череду работ посвященных Гамлету и Горацио замыкает написанная в 1859 году картина из Лувра, в которой композиция и изображение главных героев – за исключением того, что они повернуты в другую строну, как в акварели, - вновь отсылают к ранней литографии 1818 году.
Вот таким эскизом от предводителя французского романтизма мы завершаем рассказ о приехавшей к нам выставке. В дворце искусств созданном Цветаевым заиграли новыми красками великие имена французских художников, как экзотические бутоны раскрылись новые стороны их мастерства, а мы надеемся что заинтересовали вас сходить в музей и погрузиться в мир французского рисунка.
На экспозиции вы также сможете увидеть мониторы с электронным каталогом, который позволит вам глубже проникнуть в её загадки. А если вы захотите унести частичку знаний себе, то прекрасный каталог стоит 1200 рублей.
Выставка продлится до 15 февраля 2015 года.
Адрес: ул. Волхонка, 12, м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы: ежедневно с 10:00 до 19:00
по четвергам с 10:00 до 21:00
Выходной день - понедельник.
Цена билета: взрослый - 300 руб, льготный - 150 руб.
Поддержи авторов - Добавь в друзья!
В залах ГМИИ имени А.С Пушкина встречает посетителей выставка под названием
Описывать все многообразие стилей и эпох, представленных на выставке не имеет смысла, это надо видеть. Никакая фотография не сможет заменить общения с оригиналом, вышедшим из под руки мастера. Мы только хотим привлечь ваше внимание к работам, которые понравились нам и к мастерам, чьими работами мы восхищаемся.
Аноним Лекюрье (Anonyme Lecurieux, приписывается. Портрет кардинала Санса.
Вторая половина XVI века. Черный мел, сангина, растушевка. 31х21,7.
Вторая половина XVI века. Черный мел, сангина, растушевка. 31х21,7.
С XVI века карандашный рисунок стал использоваться не только как этюд к будущей картине, но и как самостоятельное произведение. Благодаря простоте и удобству в исполнении он использовался как дипломатический портрет. Это было обосновано малыми временными затратами, по сравнению с масляной живописью.
Николя Пуссен. Вид на долину Тибра с мостом Молле. Около 1624.
Свинцовый карандаш, перо, кисть с размывкой черным и коричневыми тонами. 18,7х25,7
Свинцовый карандаш, перо, кисть с размывкой черным и коричневыми тонами. 18,7х25,7
Имя Николя Пуссена (фр. Nicolas Poussin, 1594, Ле-Андели, Нормандия — 19 ноября 1665, Рим) прочно вошло в историю французской живописи, он работал по заказу кардинала Ришельё и короля Франции Людовика XIII, хотя большую часть времени провел в Италии. Здесь он вдохновлялся видами Рима, пейзажами Кампаньи. Его живопись стала практически эталоном для Академии живописи и скульптуры Франции.
Нимфа, седлающая козла, с сатиром и спящим амуром. Около 1626/1627.
Сангина, перо коричневым тоном. 18,4х24,5.
Сангина, перо коричневым тоном. 18,4х24,5.
Эта работа пример мифологического сюжета в творчестве Николя Пуссена. Но его имя известно не только любителям живописи. Его картина служит одним из ключей в новых легендах о Святом Граале. В частности отраженных в книге «Код Да Винчи».
Клод Лоррен. Речной пейзаж с арочным мостом, вдали Сабинские горы. Конец 1650-х годов.
Перо и кисть с размывкой коричневым тоном. 18,6,х25,7
Перо и кисть с размывкой коричневым тоном. 18,6,х25,7
Произведения Лоррена (фр. Claude Lorrain; 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия — 23 ноября 1682, Рим) стали воплощением классического идеального пейзажа. Не всегда следуя за точной достоверностью, он схватывал настроение природы и передавал его на холсте. После 1650-х годов к идиллическому пейзажу в творчестве мастера добавляется героически-монументальные черты, скорее всего под влиянием Николя Пуссена, с котором он был знаком и жил в Риме в одно время.
Клод Лоррен. Пейзаж со сценой отдыха на пути в Египет. Конец 1660 годов.
Перо, чернила, кисть с размывкой тушью и бистром, белила на желтоватой бумаге.
Перо, чернила, кисть с размывкой тушью и бистром, белила на желтоватой бумаге.
Бистр (фр. bistre) — это коричневый водорастворимый пигмент из смолистой сажи обугленного бука или другого смолистого дерева, смешанной с растворимым в воде растительным клеем. Цвет варьирует от коричнево-жёлтого до чёрно-коричневого. Пигмент имеет тенденцию к выцветанию на свету.
Этот проработанный рисунок является окончательным эскизом картины «Полдень» 1661-го года (находится в Государственным Эрмитаже). Здесь ярко выражен поздний стиль Лоррена: живописное решение листа, эффект серебристой мерцающей атмосферы, достигаемый щедрым применением белил.
Одним из интереснейших моментов выставки является распределение рисунков из музея Альбертина в постоянной экспозиции, что позволяет не только сравнить рисунки и картины, но и заставляет посетителей в очередной раз заглянуть на постоянную экспозицию. Предлагаем вам взглянуть на картину Клода Лоррена из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Клод Лоррен. Пейзаж с похищением Европы. 1965. Собрание ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Фрагмент. Клод Лоррен. Пейзаж с похищением Европы. 1965. Собрание ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Жан-Этьен Лиотар. Портрет Жанны Натуар (?). Около 1750.
Черный мел, сангина, розовая пастель, растушевка, белый мел на бежевой бумаге. 25,5х19,3.
Черный мел, сангина, розовая пастель, растушевка, белый мел на бежевой бумаге. 25,5х19,3.
Жан-Этьен Лиотар (фр. Jean-Étienne Liotard; род. 22 декабря 1702, Женева — 1789, Женева) получил в Женеве образование миниатюриста и гравера, много путешествовал. В 1738 году он оказался в Константинополе и был очарован восточными нарядами, что проявилось в его пристрастии к восточной моде. Он много привнес в пастельную технику из своего опыта миниатюриста, например детальную передачу натуры, яркие светящиеся краски. В его работах в «технике трех карандашей» обращает внимание мягкая и деликатная моделировка лица, а одежда же передана скупыми штрихами. Умелым владением карандашной техникой он обязанн другому великому мастеру – Ватто.
Жан-Батист Удри. Нападение леопардов на лошадей. Париж 1745.
Перо черным тоном, кисть с размывкой серым тоном, белила на голубоватой бумаге. 31,6х54,3.
Перо черным тоном, кисть с размывкой серым тоном, белила на голубоватой бумаге. 31,6х54,3.
Сирия рисунков Жана-Батиста Удри (Jean-Варtiste Oudry, 1686, Париж - 1755, там же) с битвами животных планировалась как эскиз для гобеленов в каком-нибудь охотничьем замке, но проект не был исполнен.
Фрагмент. Жан-Батист Удри. Нападение леопардов на лошадей.
Фрагмент. Жан-Батист Удри. Нападение леопардов на лошадей.
Выставка так же покажет талант рисовальщика, первого живописца короля, - Франсуа Буше (фр. François Boucher, 29 сентября 1703, Париж — 30 мая 1770). На мой взгляд это лучший живописец времен Людовика XV, яркий выразитель стиля рококо, любимец короля и мадам де Помпадур, существует несколько ее портретов кисти мастера. А мы увидим рисунки, размещённые рядом с его картинами в постоянной экспозиции музея.
Франсуа Буше. Венера с Амуром и голубями. Пастель. 38х21,7.
Наряду с обширным живописным, равно существенным наследием является большое количество рисунков. «Акты» Буше, обычно выдаваемые за Венеру, Диану или нимфу, пользовались среди тогдашних коллекционеров особенно большой популярностью.
Фрагмент. Франсуа Буше. Венера с Амуром и голубями. Пастель. 38х21,7.
Постоянная экспозиция позволяет сравнить рисунки прославленного мастера с его живописными полотнами. Вы сможете погрузиться в атмосферу Ancien Régime, поучаствовать дуновения балов Людовика XV.
Франсуа Буше. Юпитер и Калисто. 1774. ГМИИ имени А.С. Пушкина.
Фрагмент. Франсуа Буше. Юпитер и Калисто. 1774. ГМИИ имени А.С. Пушкина.
"В твою судьбу хочу вчитаться, но неразборчива строка. Лишь вижу цифру 19… Пока... " Век XIX представлен изумительными художниками. Но мы вам мы покажем рисунок Делакруа (фр. Ferdinand Victor Eugène Delacroix; 1798—1863). Наибольшее впечатление на художника произвели произведения Шекспира. Одиночество главного героя, скорбь и сомнения принца датского, с которым возможно Эжен ассоциировал и себя, стали одним из излюбленных тем для художника.
Эжен Делакруа. Гамлет и Горацио на кладбище. Около 1828.
Кисть коричневым, черным, зеленым и синими тонами, белила по подготовке карандашом. 27,3х21,3.
Кисть коричневым, черным, зеленым и синими тонами, белила по подготовке карандашом. 27,3х21,3.
Этот акварельный эскиз послужил для литографии сделанной в это же году. Череду работ посвященных Гамлету и Горацио замыкает написанная в 1859 году картина из Лувра, в которой композиция и изображение главных героев – за исключением того, что они повернуты в другую строну, как в акварели, - вновь отсылают к ранней литографии 1818 году.
Фрагмент. Эжен Делакруа. Гамлет и Горацио на кладбище.
Вот таким эскизом от предводителя французского романтизма мы завершаем рассказ о приехавшей к нам выставке. В дворце искусств созданном Цветаевым заиграли новыми красками великие имена французских художников, как экзотические бутоны раскрылись новые стороны их мастерства, а мы надеемся что заинтересовали вас сходить в музей и погрузиться в мир французского рисунка.
На экспозиции вы также сможете увидеть мониторы с электронным каталогом, который позволит вам глубже проникнуть в её загадки. А если вы захотите унести частичку знаний себе, то прекрасный каталог стоит 1200 рублей.
Выставка продлится до 15 февраля 2015 года.
Адрес: ул. Волхонка, 12, м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы: ежедневно с 10:00 до 19:00
по четвергам с 10:00 до 21:00
Выходной день - понедельник.
Цена билета: взрослый - 300 руб, льготный - 150 руб.
