mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Кузница большой архитектуры. Советские конкурсы 1920–1950-х" - отчёт.

В Музее Архитектуры сейчас проходит очень интересная и познавательная выставка «Кузница большой архитектуры. Советские конкурсы 1920–1950-х». Здесь представлены истории семи московских зданий, которые прочно вошли в историю нашего города. Вы впервые сможете увидеть различные конкурсные решения и представить как могли бы выглядеть эти невоплощенные полеты мыслей архитекторов. Как постепенно менялись предпочтения заказчиков от конструктивизма до будущего сталинского ампира. Как отразилось на архитектуре в нашей стране постановление Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» и к чему оно привело.

А мы пройдемся по выставке и посмотрим, что же могло бы быть на улицах Москвы.
На месте гостиницы «Москва», изначально планировалось построить Дворец Труда. В конкурсе на его строительство участвовало 47 проектов, 7 из них было премировано.
А.Е. Белогруд. Дворец Труда. Конкурс 1922-1923. Боковой фасад.
Бумага, карандаш, тушь, цв. тушь, аппликация. 57,6х72

Первую премию получил проект Н.А. Троцкого под девизом «Мое решение». Третья премия отошла братьям Весниным, их проект стал восприниматься как символ нового направления а архитектуре – конструктивизма.
А.Е. Белогруд. Дворец Труда. Конкурс 1922-1923. Фасад, план.
Бумага, карандаш, акварель 6,6х135,7

Но ни один из проектов не был претворен в жизнь, а в тридцатых годах решено было строить на этом месте будущую гостиницу «Москва».
Л.И. Савельев, О.А. Стапран. Гостиница «Гранд-Отель» (Моссовета). 1933. Переспектива со стороны Театральной площади.
Бумага, карандаш, тушь, гуашь, белила. 67х117,8.

Строительство было решено провести по проекту молодых архитекторов Савельева и Стапрана, но когда каркас здания был почти готов, руководство страны приняло решение изменить внешний облик. Для исправления стилистических «ошибок» пригласили А.В. Щусева. Гостиница Моссовета – «Москва» получила неоклассическое оформление.
А.В. Щусев Гостиница «Москва» 1937. Перспектива фасада со стороны Театральной площади.
Бумага, карандаш, тушь. 71,2х119,7
.

В 2004 году гостиницу «Москва» разобрали в целях реконструкции здания. Обещания Правительства восстановить гостиницу в первоначальном виде, включая первую и вторую очереди, были выполнены лишь частично.
Еще история одного монументального здания рассказывается в другом зале – это театр Мейерхольда. Ныне всеми любимый концертный зал имени П.И. Чайковского.
Г.П. Гольц. Государственный театр им. Вс. Мейерхольда. Конкурс 1933. Переспектива. Вариант.
Калька, карандаш, угольный карандаш. 58х78,1

Здесь была реализована идея авангардного театра: объединение зрительного и сценического пространства, создание полифункциональной сцены-стадиона полуэллиптической формы и зрительного зала в форме амфитеатра.
Д.Н. Чечулин, К.К. Орлов. Концертный зал им. П.И. Чайковского. 1949. Перспектива.
Бумага, карандаш, тушь, акварель. 92,6х144,5.

Проект не был реализован до конца вследствие ареста Мейерхольда в 1939 году. В 1940 году к архитектору Д.Н. Чечулину было поручено закончить оформление бывшего театра. В своей работе архитектор опирался на конкурсный проект А.В. Щусева, именно из него взята идея декорировать фасад ромбовидными элементами.
Г.П. Гольц. Государственный театр им. Вс. Мейерхольда. Конкурс 1933. Перспектива. Вариант.
Бумага, сангина, цв. карандаш. 53,5х82.

Здание на Триумфальной площади до сих пор хранит память о новаторском театре Мейерхольда – зрительный зал в форме эллипса спускается к небольшой сцене глубоким и крутым древнегреческим амфитеатром.
Одним из интереснейших конкурсов, представленных на выставке был конкурс на строительство здания для издательства «Известия». В начале 1920-х годов на углу Страстной (Пушкинской) площади и Тверской улицы было решено построить Московское отделение редакции «Ленинградская правда».
К.С. Мельников. Московское отделение газеты «Ленинградская правда». Конкурс 1924. Фасад.
Бумага, карандаш, тушь. 67,2х50,8

В проекте К.С. Мельникова планировались вращающиеся крылья для крепления рекламы. Плакаты должны были вращаться вокруг здания как вокруг центральной оси.
В 1924 году был объявлен конкурс на проект здания. Выходивший на Страстную площадь фасад задумывался как агитационное панно, состоявшее из витрины для новостных сообщений. Сооруженный в 1925-1927 году Дом «Известий» сохранил от первоначального плана асимметрию .
главного здания. По верхнему краю Дома «Известий» была установлена первая в Советском Союзе святящаяся строка.
И.А. Голосов. Московское отделение газеты «Ленинградская правда». Конкурс 1924.
Аксонометрический разрез. Бумага, карандаш, тушь, акварель. 67,2х51,2.

Еще хочется отметить два конкурса на здания навсегда вписавшиеся в облик нашего города – это бывшая Библиотека имени В.И. Ленина (ныне Российская Государственная Библиотека) и Военная академия имени М. В. Фрунзе.
В.А. Щуко. Военная академия РККА имени М.В. Фрунзе. Конкурс 1931. Переспектива. Фрагмент.
Бумага, карандаш, тушь, акварель. 124х298.

Архитектурный конкурс на проект Военной академии прошел в 1931 году. Его особенностью было отсутствие Московского архитектурного общества среди устроителей конкурса и его жюри. Проекты ленинградцев принадлежали к советскому варианты стиля ар-деко, московских архитекторов представлял К.С. Мельников, третьей группой архитекторов были группы отстаивающие в своих проектах преимущества конструктивизма.
К.С. Мельников. Военная академия РККА им. М.В. Фрунзе. Конкурс 1931. Главный фасад.
Бумага на холсте, карандаш, тушь, акварель, аппликация. 31,2х160,7

В декабре 1927 года Московское архитектурное общество организовало открытый конкурс, предполагавший премий на общую сумму 15000 рублей. В тоже время правление библиотеки обратилась к ряду ведущих архитекторов с предложением подготовить заказной проект.
Д.С. Марков, Д.Ф. Фридман, В.И. Фидман. Библиотека имени В.И. Ленина. Конкурс 1928. Перспектива.
Бумага, карандаш, тушь, гуашь, белила, аппликация. 86,8х244,5

Всего на рассмотрение было подано 14 проектов в том числе 4 заказных. Ни один из проектов не отвечал поставленной задачи, поэтому был объявлен второй тур. Лучшим был признан проект В.А. Щуко – невиданное в московской архитектуре эклектичное сочетание неоклассицизма и конструктивизма с элементами скульптурного оформления.
В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейх. Библиотека имени В.И. Ленина. Заказ 1928. Перспектива.
Бумага, карандаш, тушь, цветная тушь, акварель, гуашь, белила. 103,4х292,3

Но самый заинтересовавший меня проект это громада Академии наук. Первоначально планировалось построить целый городок на Крымской набережной, где сейчас возвышается зданий Центрального Дома Художников.
А.В. Щусев. Академия наук. 1939. Аксонометрия с Дворцом Советов.
Бумага, карандаш, тушь. 43,3х6,3

Согласно плану А.В. Щусева архитектурный асамбль Академии включал в себя 40 зданий научно-исследовательских институтов, библиотек, музеев, здания Президиума, ассоциаций и служебных построек.

А.К. Барутчев, И.А. Гильтер, И.А. Меерзон, Я.О. Рубанчик. Академия наук. Конкурс 1934. Генеральный план. Аксонометрия.
Бумага, карандаш, тушь, акварель, белила. 117,5х94,3

Первоначально академический городок предполагалось построить на Юго-Западе за Калужской заставе со спуском к Москва-реке. Строительство должно было начаться в 1935 году, но академический городок уже не соответствовал новому Генеральному плану развития Москвы. Поэтому главное здание решили перенести на Крымскую набережную, а академические институты строить в районе Калужского шоссе.
А.В. Щусев. Академия наук. 1946. Главное здание. Перспектива.
Бумага, карандаш, тушь, акварель. 74,3х137,8

В связи с переносом участка застройки А.В. Щусев пересматривает первоначальный вариант здания Президиума Академии: он предлагает выстроить симметричный в плане ансамбль, главный фасад которого обращен огромным портиком из 22-метровых колонн к Москва-реке, а боковой не менее величественный фасад, совмещен по оси с главным входом в ЦПКиО имени Горького.
А.К. Барутчев, И.А. Гильтер, И.А. Меерзон, Я.О. Рубанчик. Академия наук. Конкурс 1934.
Перспектива центральной площади. Бумага, карандаш, тушь, акварель. 107х191,5

Кроме Президиума планировалось возвести задние библиотеки и двух музеев (Музея Истории земли и музея Истории живой природы). Строительство началось с закладки фундамента одного из музейных корпусов, но было приостановлено в связи с началом Великой Отечественной войны.
А.В. Щусев. Академия наук. 1939. Зал заседаний. Бумаг, тушь, акварель, белила. 59,1х78,1

В 1956 году было принято решение строить на Крымской набережной выставочные залы Третьяковской галереи.
Н.А. Троцкий, В.С. Андреев. Академия наук. Конкурс 1934. Перспектива библиотеки.
Бумага, карандаш, тушь, акварель. 118,7х260,5

А.В. Щусев. Академия наук. 1948. Главное здание.
Перспектива. Бумага, карандаш, тушь, акварель. 69,5х90,3

Такой мы увидели выставку, рассказывающую о нашем городе, об осуществлённых и неосуществлённых проектах. Все эти проекты были конкурсными, что позволяло создавать конкуренцию между ведущими архитекторами страны и поднимать планку создаваемых проектов на высокий уровень. Представленные проекты превратились из носителей сугубо технической информации в произведения искусства, которые по-новому взаимодействуют со зрителем. На наш взгляд выставка будет интересна не только архитекторам, но и всем кто интересуется историей нашего города.

Приходите на выставку в Музей Архитектуры, чтобы посмотреть на замыслы многих архитекторов. Ведь наш рассказ не охватывает всей экспозиции. А еще к выставке выпущен каталог, который можно купить в магазине при музее. Каталог стоит 2800 рублей. В каталоге содержится много информации, не вошедшей в экспозицию.

Выставка продлиться до 12 апреля 2015 года.

Адрес: ул. Воздвиженка, д.5/25 (по ссылке схема проезда). Анфилада.
Ближайшие станции метро: «Библиотека им. Ленина», «Арбатская», «Александровский сад», «Боровицкая»
Время работы: Залы музея открыты со вторника по воскресенье с 11:00 до 19:00. Касса работает до 18.30.
В четверг – с 13:00 до 21:00. Касса работает до 20:30.
Цена билета: полный - 100 руб, льготный - 50 руб.
Билет даёт право посещения постоянной экспозиции музея и всех временных выставок.
Фото бесплатно. Нельзя фотографировать только постоянную экспозицию.
В день открытия вход бесплатный для всех.
Подробнее тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: МУАР, выставки, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments