mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Джулия Маргарет Кэмерон (1815 - 1879)"

МАММ представляет выставку, приуроченную к 200-летию выдающегося английского фотографа – Джулии Маргарет Кэмерон. В экспозицию вошли снимки из собрания лондонского Музея Виктории и Альберта – Кэмерон сотрудничала с ним еще в то время, когда он назывался музеем Южного Кенсингтона и его возглавлял сэр Генри Коул. Именно в Музее Виктории и Альберта в ноябре 1865 года состоялась первая и единственная прижизненная выставка фотографий Джулии Кэмерон.
Джулия Маргарет Кэмерон. Леди Аделаида Тальбот, 1865.
© Victoria and Albert Museum, Лондон.


Джулия Маргарет родилась в Калькутте в семье чиновника Ост-Индской компании и французской аристократки. Училась в Индии и в Париже. Вернулась в Калькутту и вышла замуж за юриста и владельца чайных плантаций Чарльза Кэмерона. Из-за работы мужа она долгое время провела в английских колониях — в Индии и на Цейлоне, а после того, как он вышел на пенсию, семья вернулась в Англию. По времени это совпало с образованием Братства Прерафаэлитов, бросивших вызов британскому академизму. С членами Братства Джулия Кэмерон познакомилась, благодаря своей сестре — Саре Принсеп.
Джулия Маргарет Кэмерон. Шепот музы, 1865.
© Victoria and Albert Museum, Лондон

На приемах, организованных миссис Принсеп собирались звезды викторианской эпохи: лорд Альфред Теннисон, астроном и фотограф сэр Джон Гершель, писатели Энтони Троллоп, и Чарльз Доджсон (Льюис Кэрролл), художники Джон Эверетт Миллес, Данте Габриэль Россетти, Эдвард Берн-Джонс и др.

В 1860 году семья Кэмеронов переехала на остров Уайт. Однако сельская жизнь навевала уныние, чтобы спасти мать от скуки, дочь подарила ей камеру. Фотография стала смыслом жизни и настоящей страстью 48-летней Кэмерон. Она самостоятельно освоила сложную технику альбуминовой печати с мокроколлоидных негативов. Этот процесс требовал, чтобы стеклянная пластина с нанесенной на нее светочувствительной эмульсией экспонировалась во влажном состоянии. Затем негатив проявлялся, промывался и покрывался лаком. Отпечатки делались контактным способом, то есть негатив накладывался прямо на фотобумагу и экспонировался при солнечном свете. Кэмерон использовала выдержку от трех до семи минут, и многие из ее моделей рассказывали, как было трудно в течение долгого времени сохранять абсолютную неподвижность.
Джулия Маргарет Кэмерон. Гершель, 1867.
© Victoria and Albert Museum, Лондон.

Огромное влияние на ее творчество оказали литература, религия и эстетика прерафаэлитов, пропагандировавших возвращение к искренности и простоте эпохи Кватроченто. Прерафаэлиты отказались от академических принципов «кабинетной» живописи, полагали, что все необходимо писать с натуры, а в качестве моделей выбирали друзей или родственников. Кроме того, искусство должно было способствовать возрождению духовности, нравственной чистоты и религиозности.
Генри Гершель Гей Кэмерон. Портрет Джулии Маргарет Кэмерон, сделанный ее сыном, 1870.
© Victoria and Albert Museum, Лондон.

В одном из писем, к Джону Гершелю, Кэмерон признавалась: «Я стремлюсь облагородить фотографию, привнести в нее дух и цели высокого искусства, объединив реальное и идеальное, и ни в чем не погрешить против истины, при всей возможной преданности поэзии и красоте». Вдохновившись принципами прерафаэлитов, Кэмерон создавала композиции на библейские, исторические и аллегорические темы. Часто на ее снимках можно увидеть героев пьес и поэтических произведений, так, по просьбе Теннисона она сделала фотоиллюстрации к его «Королевским идиллиям».

Моделями Джулии Кэмерон в основном были члены семьи, друзья и слуги. Ей позировали ее племянница миссис Дакворт (мать Вирджинии Вульф) и Алиса Лиддел (прототип кэрроловской Алисы), блистательная исполнительница шекспировских ролей Эллен Терри, Альфред Теннисон, Томас Карлейль, Чарльз Дарвин, Генри Лонгфелло и др.
Джулия Маргарет Кэмерон. Сапфо, 1865.
© Victoria and Albert Museum, Лондон.

Работы Кэмерон шли вразрез с правилами, которыми руководствовались фотографы викторианской эпохи: они были намеренно сняты не в фокусе, на них часто можно было заметить царапины и пятна. Современники критиковали Кэмерон за нетрадиционную технику, но в то же время восхищались красотой композиций и ее решимостью сделать фотографию искусством. Сама Кэмерон так описывала свой метод: «Приближаясь к чему-то, на мой взгляд, прекрасному, я останавливалась вместо того, чтобы крутить линзы для достижения более четкого фокуса, на чем настаивают все остальные фотографы».

Несмотря на то, что Джулия Кэмерон занималась фотографией совсем недолго — всего одиннадцать лет, ей удалось оставить яркий след в истории мировой фотографии. Ее работы и сегодня служат источником вдохновения для современных фотографов — например, для великолепной Анни Лейбовиц, создавшей один из портретов актрисы Джессики Честейн для журнала Vogue, под впечатлением от творчества Джулии Кэмерон.

Источник.

Выставка продлится до 01 февраля 2015 года.

Адрес: ул. Остоженка, д. 16. Проезд до ст. м. Кропоткинская. Карта тут.
Время работы: вторник-воскресенье с 12.00 до 21.00
Понедельник – выходной день.
Цена билета для взрослых 400 руб. Есть льготы. Подробности тут.
Третье воскресенье каждого месяца - день бесплатных посещений.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: МАММ, выставки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments