mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Керамика в архитектуре: от стены к объекту» - отчёт.

В Государственном музее Архитектуры имени А.В. Щусева открылась небольшая, но интересная выставка под название «Керамика в архитектуре: от стены к объекту». На небольшом пространстве первого этажа флигеля «Руина» развернулась экспозиция знакомящая нас как с истоками декоративной керамики в России, так и с современными инсталяциями, где керамика выступает в качестве мозаики.


Ряд экспонатов на выставке будет интересен людям занимающимся историей Москвы. Здесь можно увидеть первые полихромные изразцы, которые были сняты с церкви Николая Угодника в Столпах.
Изразцы рельефные полихромные. 1669 год.
Подкарнизный фриз основного объема. Церковь Николая Чудотворца в Столпах (XVII в., арх Иван Кузнечик, разобрана в 1935 году).
Армянский переулок, Москва. Из собрания Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.

Первые рельефные полихромные изразцы появились в России в Иверском Свято-озерском монастыре в 1654-1655 годах по указу патриарха Никона. Выполняли их приглашенные белорусские мастера по европейской технологии. В Москве одной из первых церквей была украшена такими изразцами церковь Николая Чудотворца в Столпах. На выставке вы сможете увидеть блоки по шесть изразцов, в украшении церкви использовались блоки по четыре изразца.
Изразцы рельефные полихромные. 1669 год.
Фриз восьмерика под звонами колокольни. Церковь Николая Чудотворца в Столпах (XVII в., арх Иван Кузнечик, разобрана в 1935 году).
Армянский переулок, Москва. Из собрания Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.

Украшение архитектурных строений цветной керамикой было известно еще в Вавилоне. Новый всплеск использования этого материала, который дает защитное покрытие и вносит цвет в архитектуру, связан с распространением ислама в районе Средиземноморья. В России путь становления цветных рельефных изразцов проходил следующим образом. В конце XV - начале XVI веков на смену белокаменным рельефам на фасадах церквей пришли так называемые терракотовые (глиняные, кирпичные) плиты с рельефом. В середине XVII века отлитые в форму глиняные рельефы стали покрывать стекловидной прозрачной зеленой глазурью, - так в сочетании с новым техническим элементом – румпой (коробчатой формой на тыльной стороне) получили изразец, который можно вмонтировать в стену. Белорусские мастера практиковали соединение прозрачных глазурей и непрозрачных эмалей, которые и наносили на обожжённую пластину, что и стало основой полихромного узорочья последней четверти XVII века.

А теперь перейдем к творениям одного из лучших архитекторов эпохи модерна Ф.О. Шехтеля. На экспозиции представлено два панно из интерьера усадьбы М.С. Кузнецова на 1-ой Мещанской улице.
Особняк Н.В. Кузнецовой на 1-й Мещанской улице. Интерьеры.

А вот, что можно увидеть на выставке.
Панно изразцовое, центральна часть из интерьера парадной столовой главного особняка городской усадьбы М.С. Кузнецова.
1-я Мещанская улица (Проспект мира), Москва. 1891.
Архитектор: Ф.О. Шехтель. Изготовитель: Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова, Москва. Майолика, глазурь, эмаль. Из собрания Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.

Фрагмент. Панно изразцовое, центральна часть из интерьера парадной столовой главного особняка городской усадьбы М.С. Кузнецова.
1-я Мещанская улица (Проспект мира), Москва. 1891. Из собрания Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.

Фарфоровое производство семейства Кузнецовых ведет свою историю с 1812 года, когда прадед Матвея, Яков кузнецов, открыл фабрику в подмосковной Гжели. С 1872 года производством руководит Матвей Сидорович: к 1889-му году появляется «Товарищество производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова». Товарищество становится крупнейшим керамическим производством в Европе. В 1902 году Кузнецову было пожаловано звание Поставщика Двора Его Императорского Величества.
Панно изразцовое, боковая часть из интерьера парадной столовой главного особняка городской усадьбы М.С. Кузнецова.
1-я Мещанская улица (Проспект мира), Москва. 1891.
Из собрания Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.

Фрагмент. Панно изразцовое, боковая часть из интерьера парадной столовой главного особняка городской усадьбы М.С. Кузнецова.
1-я Мещанская улица (Проспект мира), Москва. 1891. Из собрания Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.

Советское время представлено работами из Прибалтики, где традиции керамики в авторском искусстве не прерывались. Эти работы имеют свой неповторимый прибалтийский стиль.
Декоративное панно «Вильнюс». 1972 год.
Брониславас (Бронюс) Балюлевичус, Литва. Глина, ангоб, железо.
Из собрания Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.

Ангоб — это покрытие простой пористой глины жидкой глиной других цветов и другого качества. Делается это, как правило, до обжига.
Авторская профессиональная керамика – одно из главных направлений деятельности литовских художников-прикладников. Во многом в своем творчестве они опирались на народные приемы, привнося новые образы и технологию в вековые традиции.
А век совремнный представлен различными инсталляциями. Мне особенно понравилась вот эта. Чем-то привлекла меня черная стела - своей фактурой, своей иномироностью. Почему-то пришли строчки из Эллиса.

Безумие, как чёрный монолит,
ниспав с небес, воздвиглось саркофагом;
деревьев строй подобен спящим магам,
луны ущербной трепетом облит.
Марко Де Лука. День 2013. Ночь. 2013. Сталь, мрамор. Из собрания Фонда Исмаила Ахметова.

На этом бы и закончился наш рассказ о выставке если бы не одно но. Благодаря российской компании «KERAMA MARAZZI» и художнику Александру Джекию в руине появился арт-туалет.

Да вы не ослышались, это так всем нужное удобство, раздвинуло рамки утилитарного использования и превратилось в экспонат музея. Главное чтобы это произведение искусства не привратилось в арт-инсталяцию «Туалет не работает».


Фигура «Сфинкса» реализована в пиксельной манере с использованием двух различных по размеру и способу производства элементов: керамической мозаики и наборных мозаичных панно из керамического гранита.
На самом деле это совершенно невообразимое пространство. Создатели сумели в маленьких рамках помещения раздвинуть пространство до невообразимых далей, с помощью обманок над вами простирается голубой свод неба, или зал с многочисленными дубовыми колоннами. Находясь в этом помещении, совершенно теряешь границы, стены отступают. Прекрасно оттеняют керамическую плитку деревянные элементы с грубой фактурой дуба.

Хочется еще добавить про компанию «KERAMA MARAZZI», которая каждый год производит новую линейку продукции посвящённой той или иной стране. В рамках выставки было представлено панно в японском стиле. Но посетив сайт этой компании, я был очарован римской коллекцией, особенно серией «Вилла Медичи».
Панно «Чайный домик». 2010. Керамическая плитка «KERAMA MARAZZI». Японская коллекция.

Вот так постепенно и незаметно некоторые вещи становятся произведением искусства и музейными экспонтами. А могли бы быть в вашей ванной комнате.


Выставка продлиться до 1 февраля 2015 года.

Адрес: ул. Воздвиженка, д.5/25 (по ссылке схема проезда). Руина.
Ближайшие станции метро: «Библиотека им. Ленина», «Арбатская», «Александровский сад», «Боровицкая»
Время работы: Залы музея открыты со вторника по воскресенье с 11:00 до 19:00. Касса работает до 18.30.
В четверг – с 13:00 до 21:00. Касса работает до 20:30.
Цена билета: полный - 100 руб, льготный - 50 руб.
Билет даёт право посещения постоянной экспозиции музея и всех временных выставок.
Фото бесплатно. Нельзя фотографировать только постоянную экспозицию.
В день открытия вход бесплатный для всех.
Подробнее тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: МУАР, выставки, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments