mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Палех - достояние России" - отчёт.

В Центральном Доме Художника на Крымском валу открылась потрясающая выставка "Палех - достояние России".
Все мастерство палехских живописцев представлено, впервые за 60 лет, в экспозиционном пространстве в нашем городе. Гости смогут проследить как первые шаги потомственных иконописцев, так и наших современников, которые продолжают творить в этом направлении лаковой миниатюры.

Идея росписи чёрно-лаковых предметов из папье-маше на основе иконописной традиции принадлежала палехскому художнику Ивану Голикову. В декабре 1924 года бывшие иконописцы организовали Артель древней живописи. Эта дата стала точкой отсчета истории Нового Палеха – палехской лаковой миниатюры – искусства, успешно спроектированного культурно-политической элитой СССР как экспортный вариант тандема пролетарской идеологии и исконной экзотики в стиле a la russe. Технология изготовления полуфабриката из папье-маше была заимствована у мастеров федоскинской миниатюры.

Буторин Дмитрий Николаевич (1891-1960). Заслуженный деятель искусств РСФСР. Встреча челюскинцев. Пластина. 1937. Папье-маше, темпера, золото, лак. Собрание Александра Добровинского.

Особенный восторг вызывает «Агитлак». Агитационная палехская миниатюра привлекает к себе сплавом новой революционной тематики и иконописной традицией. При внимательном рассмотрении можно увидеть рабочих, у которых молитвенно сложены руки, деревья похожие на Маврикийский дуб, знамена революции несомые, как хоругви во время крестного хода. Все эти кажущиеся не совместимыми моменты дают особенное очарование.

Фрагмент. Буторин Дмитрий Николаевич (1891-1960). Заслуженный деятель искусств РСФСР. Встреча челюскинцев. Пластина. 1937.


Фрагмент. Буторин Дмитрий Николаевич (1891-1960). Заслуженный деятель искусств РСФСР. Встреча челюскинцев. Пластина. 1937.


Фрагмент. Буторин Дмитрий Николаевич (1891-1960). Заслуженный деятель искусств РСФСР. Встреча челюскинцев. Пластина. 1937.

Революционный порыв первых лет Советской власти, заставляет художников отображать идеализированный и оптимистический мир народной жизни. Так же живописцы откликаются на политические и праздничные события жизни СССР – это и юбилейные даты Советского государства и его органов, портреты руководителей, значимые достижения народного хозяйства.

Зиновьев Николай Михайлович (1888 – 1979). Народный художник СССР. Фрагмент. «Освобожденный женский труд. Подарок английским ткачихам к 8 марта». Декоративная тарелка. 1934. Папье-маше, темпера, золото, лак. Собрание Александра Добровинского.


Зиновьев Николай Михайлович (1888 – 1979). Народный художник СССР. Фрагмент. «Освобожденный женский труд. Подарок английским ткачихам к 8 марта». Декоративная тарелка. 1934. Папье-маше, темпера, золото, лак. Собрание Александра Добровинского.

Посмотрите на эти замечательные горы с лещатками, типичными для русских икон. Очень интересно видеть, как иконописные традиции прорастают в соцреализме.
Или еще одно прекрасное произведение "Садко приветствует успехи индустриализации". Сказочный купец, загулявший с царем морским, поставлен на службу стране рабочих и крестьян.

Баканов Иван Михайлович (1870-1936). «Садко приветствует успехи индустриализации в СССР». Декоративная тарелка. 1934. Папье-маше, темпера, золото, лак. Собрание Александра Добровинского.

Обратите внимание какой здесь вождь мирового пролетариата, за которым создается новый мир с небоскребами и башнями линий электропередач. Ощущение, что мир демонов вторгается в сказочный мир и разрушает его.

Баканов Иван Михайлович (1870-1936). Фрагмент. «Садко приветствует успехи индустриализации в СССР». Декоративная тарелка. 1934. Папье-маше, темпера, золото, лак. Собрание Александра Добровинского.

И если Садко повезло поприветствовать новые свершения, то лесным сказочным жителям повезло меньше, пионерская тройка быстро разберется кто здесь враг.

Зиновьев Николай Михайлович (1888 – 1979). Народный художник СССР. Показательный суд пионеров над Бабой-Ягой, Лешим и Ведьмой. Пластина. 1933. Папье-маше, темпера, золото, лак. Собрание Александра Добровинского.

Я - фольклорный элемент,
У меня есть документ.
Я вообще могу отседа
Улететь в любой момент!
...
Ну, случайно, ну, шутя,
Сбилась с верного путя!
Дак ведь я - дитя природы,
Пусть дурное, - но дитя!.

Зиновьев Николай Михайлович (1888 – 1979). Народный художник СССР. Фрагмент. Показательный суд пионеров над Бабой-Ягой, Лешим и Ведьмой. Пластина. 1933. Папье-маше, темпера, золото, лак. Собрание Александра Добровинского.


Зиновьев Николай Михайлович (1888 – 1979). Народный художник СССР. Показательный суд пионеров над Бабой-Ягой, Лешим и Ведьмой. Пластина. 1933. Папье-маше, темпера, золото, лак. Собрание Александра Добровинского.

Прообраз красноармейца Сухова разъезжающего на корабле пустыни и устанавливающего Совесткую власть над городами Средней Азии, так же стал героем лаковой миниатюры.

Салабанов Василий Михайлович (1902 -1941). Ударник-политбоец Сытин. Портмоне.
Кожа, темпера, лак. Собрание Александра Добровинского.



Салабанов Василий Михайлович (1902 -1941). Фрагмент. Ударник-политбоец Сытин. Портмоне.
Кожа, темпера, лак. Собрание Александра Добровинского.

Палехская миниатюра, как часть пропагандисткой машины государства, не могла не реагировать на напряженную ситуацию в мире.

Баженов Павел Дмитриевич (1904 - 1941). Фрагмент. СССР – оплот мира, фашизм – это война. Пластина, 1935.
Папье-маше, темпера, золото, лак. Собрание Александра Добровинского.

И если здания оплота мира узнаваемы, это и павильон московского метрополитена и возвышающийся Дворец Советов, то фашизм выглядит сказочным рыцарем, который не знает, как бороться с мощью нового государства, но это 1935 год. Ужасы войны еще впереди.

Баженов Павел Дмитриевич (1904 - 1941). Фрагмент. СССР – оплот мира, фашизм – это война. Пластина, 1935.
Папье-маше, темпера, золото, лак. Собрание Александра Добровинского.

Будни победоносной рабоче-крестьянской армии так же нашли отражение в работах матеров из небольшого города Палех. В наше время там проживает около 4500 человек из них 600 человек это художники, создающие палехскую лаковую миниатюру.

Косарев Александр Васильевич (1897 – 1941). Пристрелка винтовок. Коробка. 1936.
Папье-маше, темпера, золото, лак. Собрание Александра Добровинского.



Косарев Александр Васильевич (1897 – 1941). Фрагмент. Пристрелка винтовок. Коробка. 1936.
Папье-маше, темпера, золото, лак. Собрание Александра Добровинского.

Портреты руководителей государства так же появлялись на работах бывших иконописцев.

Блохин Алексей Александрович (1903 – 1969). Стройте новый быт. Коробка.
Папье-маше, темпера, золота, лак. Собрание Александра Добровинского.



Правдин Николай Александрович (1893 – 1981). Заслуженный деятель искусств РСФСР. Портрет Л.П. Берии. Коробка. Дата (?).
Папье-маше, темпера, лак. Собрание Александра Добринского.



Правдин Николай Александрович (1893 – 1981). Заслуженный деятель искусств РСФСР. Фрагмент. Портрет Л.П. Берии. Коробка. Дата (?). Папье-маше, темпера, лак. Собрание Александра Добринского.

Наиболее роскошные произведения конечно связаны с портретами отца народов, Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина.

Серебряков Иван Григорьевич (1885 – 1947). Портрет И.В. Сталина. Пластина. 1947. Папье-маше, темпера, золото, лак, дерево, металл. Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина.


Серебряков Иван Григорьевич (1885 – 1947). Фрагмент. Портрет И.В. Сталина. Пластина. 1947. Папье-маше, темпера, золото, лак, дерево, металл. Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина.

После Победы в Великой Отечественной войне, эта тема стала разрабатываться и в лаковой миниатюре.

Буторин Дмитрий Николаевич (1891 -1960). Заслуженный деятель искусств РСФСР. Сталин – великий полководец. Шкатулка. 1950. Папье-маше, темпера, золото, лак. Государственный музей палехского искусства.


Буторин Дмитрий Николаевич (1891 -1960). Заслуженный деятель искусств РСФСР. Фрагмент. Сталин – великий полководец. Шкатулка. 1950. Папье-маше, темпера, золото, лак. Государственный музей палехского искусства.


Буторин Дмитрий Николаевич (1891 -1960). Заслуженный деятель искусств РСФСР. Фрагмент. Сталин – великий полководец. Шкатулка. 1950. Папье-маше, темпера, золото, лак. Государственный музей палехского искусства.


Буторин Дмитрий Николаевич (1891 -1960). Заслуженный деятель искусств РСФСР. Фрагмент. Сталин – великий полководец. Шкатулка. 1950. Папье-маше, темпера, золото, лак. Государственный музей палехского искусства.


Буторин Дмитрий Николаевич (1891 -1960). Заслуженный деятель искусств РСФСР. Фрагмент. Сталин – великий полководец. Шкатулка. 1950. Папье-маше, темпера, золото, лак. Государственный музей палехского искусства.

С развалом СССР у художников пропал постоянный государственный заказ, но появилась свобода творчества. И этим новым этапом в палехской миниатюре нельзя не восхищаться. Новые образы, сияющие краски на черном фоне. Никакая фотография не передаст игру цветов и сияния золота.

Сивяков Евгений Александрович. (р. 1948). Фрагмент. Где лебеи. Тарелка. 2012. Папье-маше, темпера, золото, лак. Собственность автора.


Сивяков Евгений Александрович. (р. 1948). Фрагмент. Где лебеи. Тарелка. 2012. Папье-маше, темпера, золото, лак. Собственность автора.


Сивяков Евгений Александрович. (р. 1948). Фрагмент. Где лебеи. Тарелка. 2012. Папье-маше, темпера, золото, лак. Собственность автора.

Новые образы, новое осмысление сказок, легенд, новые истории, рассказанные на сторонах шкатулок. Роскошь золота, изумительных красок и мастерство художника создают необычные по красоте сюжеты.

Кочупалов Алексей Дмитриевич (1940 – 2010). Народный художник РСФСР. Фрагмент. Лунная соната. Ларец. 2002. Папье-маше, темпера, золото, лак. Собственность семьи.


Кочупалов Алексей Дмитриевич (1940 – 2010). Народный художник РСФСР. Фрагмент. Лунная соната. Ларец. 2002. Папье-маше, темпера, золото, лак. Собственность семьи.


Кочупалов Алексей Дмитриевич (1940 – 2010). Народный художник РСФСР. Фрагмент. Лунная соната. Ларец. 2002. Папье-маше, темпера, золото, лак. Собственность семьи.


Кочупалов Алексей Дмитриевич (1940 – 2010). Народный художник РСФСР. Фрагмент. Лунная соната. Ларец. 2002. Папье-маше, темпера, золото, лак. Собственность семьи.


Кочупалов Алексей Дмитриевич (1940 – 2010). Народный художник РСФСР. Фрагмент. Лунная соната. Ларец. 2002. Папье-маше, темпера, золото, лак. Собственность семьи.

Но не только лаковыми миниатюрами славятся палехские живописцы. На выставке представлены картины Кочупалова Алексей Дмитриевича. Эти работы запали мне в душу, с одной стороны своей лаконичностью, с другой переосмыслением древних живописных традиций. Символические фигуры, ка будто сошли в среднерусский пейзаж с византийских фресок. Но приглушенность цветового решения создает свой необычный драматизм , и настраивает на созерцание этих величественных сил.

Кочупалов Алексей Дмитриевич (1940 – 2010). Народный художник РСФСР. Ночные стражи. 2006. Холст, уголь, темпера. Собственность семьи.


Кочупалов Алексей Дмитриевич (1940 – 2010). Народный художник РСФСР. Прелюдия ночи. Холст, уголь, темпера. Собственность семьи.


Кочупалов Алексей Дмитриевич (1940 – 2010). Народный художник РСФСР. Фрагмент. Прелюдия ночи. 2003. Холст, уголь, темпера. Собственность семьи.


Кочупалов Алексей Дмитриевич (1940 – 2010). Народный художник РСФСР. Фрагмент. Ночные стражи. 2006. Холст, уголь, темпера. Собственность семьи.


Кочупалов Алексей Дмитриевич (1940 – 2010). Народный художник РСФСР. Осень. Аллегория. 2003. Холст, уголь, темпера. Собственность семьи.


Кочупалов Алексей Дмитриевич (1940 – 2010). Народный художник РСФСР. Фрагмент. Осень. Аллегория. 2003. Холст, уголь, темпера. Собственность семьи.


Кочупалов Алексей Дмитриевич (1940 – 2010). Народный художник РСФСР. Фрагмент. Осень. Аллегория. 2003. Холст, уголь, темпера. Собственность семьи.

К сожалению эта замечательная выставка будет работать только до конца новогодних каникул, поэтому мы рекомендуем в праздничные дни устроить себе праздник и посетить масштабную экспозицию палехской лаковой миниатюры.
Выставка продлится до 11 января 2015 года.

Адрес: Крымский Вал 10, Центральный Дом Художника, 3 этаж, залы 16, 17. Проезд до ст. метро Парк Культуры, Октябрьская.
Время работы: вторник—воскресенье с 11:00 до 20:00. Кассы с 11:00 до 19:00.
Выходной день понедельник.
Цена билета: взрослый — 300 руб, льготный — 100 руб. Подробнее тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ЦДХ, выставки, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments