В небольшой камерной экспозиции вы сможете прикоснуться к сияющим предметам старинного стекольного производства. О некоторых экспонатах мы вам расскажем.
Ваза декоративная в форме "медицис". 1830-е годы. Россия, Императорский Стеклянный завод. По проекту И.А. Иванова (?).
Хрусталь с нацветом кобальта, грань, "простой алмаз", золоченая бронза.
Хрусталь с нацветом кобальта, грань, "простой алмаз", золоченая бронза.
В эпоху Александра I и Николая I парадная ваза наделялась чертами помпезности, чему способствовала «картинная» роспись, обилие скульптурных украшений в виде маскаронов, женских фигур, головок из бисквита, лепных декоративных элементов. Большое место занимала позолота, имитировавшая бронзовые оправы. Кратеры получили весьма самостоятельное развитие в русских фарфоровых, стеклянных и каменных вазах. В отличие от античных прообразов изменились их пропорции, размеры, материал, декор, их назначение и употребление. Они приобрели чисто декоративное звучание в отличие от античных ваз, всегда имевших утилитарное назначение. Эти формы получили название «медицис».
Фрагмент. Ваза декоративная в форме "медицис". 1830-е годы. Россия, Императорский Стеклянный завод.
"Банкетный" сервиз с "шифром" великой княгини Ольги Николаевны (1822 - 1892), второй дочери императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны, был изготовлен в качестве приданного к её свадьбе с принцем Карлом Фридрихом Александром Вюртембергским, состоявшейся в июне 1846 года.
Графин с эмалевым шифром "ОН" на фоне горностаевой мантии под великокняжеской короной. Россия, Императорский Стеклянный завод. Хрусталь бесцветный, выдувание, шлифование, инкрустация золотой фольгой с росписью эмалями и золотом.
Фрагмент. Графин с эмалевым шифром "ОН" на фоне горностаевой мантии под великокняжеской короной.
Россия, Императорский Стеклянный завод.
Хрусталь бесцветный, выдувание, шлифование, инкрустация золотой фольгой с росписью эмалями и золотом.
Россия, Императорский Стеклянный завод.
Хрусталь бесцветный, выдувание, шлифование, инкрустация золотой фольгой с росписью эмалями и золотом.
В 1871 году король Вертюмберга Карл I учредил орден Ольги, украшенный ее вензеле "ОН" - таким же, как на представленном графине.
Братина и ковш. в "пвсевдорусском стиле" с изображенем птиц, четвероногого горифона, волка с процветшим хвостом и с поговоркой "чару пить здраву быть". До 1893 г. Россия, Дятьковский хрустальный завод Мальцовых. По эскизам (форма и декор) Е.М. Бём (Е.М. Эндаурова. 1845 - 1914). Стекло терхслойное (молочное, голубон, бесцветно-матовое), выдувание, роспись черной эмалью, золотом.
Братина и ковш, повторяющие формы традиционной дрвнерусской утвари, отражают так называемое псевдорусское направление в художественных поисках "русского стиля". В своем творчестве художница использует разнообразные мотивы, связанные с языческими поверьями древних славян.
Фрагмент. Братина. До 1893 г. Россия, Дятьковский хрустальный завод Мальцовых.
Стекло терхслойное (молочное, голубое, бесцветно-матовое), выдувание, роспись черной эмалью, золотом.
Стекло терхслойное (молочное, голубое, бесцветно-матовое), выдувание, роспись черной эмалью, золотом.
Четвероногие грифоны - покровители растительности; это символы плодородия - доброжелательные волки с процветшими хвостами (византийские барсы с собаковидной головой); и птицы, являвшиеся спутниками всемирного светила - солнца. Судя по клейму "М.П.Т.Т.", стеклянные заготовки (гладьё) изготовлены до прекращения деятельности Мальцевского промышленно-торгового товарищества в конце 1893 года.
Фрагмент. Братина. До 1893 г. Россия, Дятьковский хрустальный завод Мальцовых.
Стекло терхслойное (молочное, голубое, бесцветно-матовое), выдувание, роспись черной эмалью, золотом.
Стекло терхслойное (молочное, голубое, бесцветно-матовое), выдувание, роспись черной эмалью, золотом.
Фрагмент. Братина. До 1893 г. Россия, Дятьковский хрустальный завод Мальцовых.
Стекло терхслойное (молочное, голубое, бесцветно-матовое), выдувание, роспись черной эмалью, золотом.
Стекло терхслойное (молочное, голубое, бесцветно-матовое), выдувание, роспись черной эмалью, золотом.
Фрагмент. Братина. До 1893 г. Россия, Дятьковский хрустальный завод Мальцовых.
Стекло терхслойное (молочное, голубое, бесцветно-матовое), выдувание, роспись черной эмалью, золотом.
Анималистические сосуды, являющиеся своеобразным "стеклянным фольклором", составляют интереснейший раздел в русском художественном стекле XVIII века. Фигурные сосуды в виде зверей и птиц были высоко ценимы и являлись атрибутом праздничного стола.
Конь. Горелка настольная. Россия, середина XVIII в. Стекло бесцветное, гутная техника.
Гутная работа – метод формования изделий совокупностью ряда специфических ручных приемов обработки горячего стекла: выдувание в форму, свободное выдувание ( без форм), лепки и сплавления различных деталей, горячей отделки края, рифления, получение накладных цветных слоев (нацветов), узоров из цветных пятен, нитей, лент и т. п. При этом весь цикл операций производится непосредственно возле стекловаренной печи.
Плакетка с портретом императора Николая I. 1840 -1860-е годы. Россия, Никольско-Пестровский завод А.Н. Бахметева.
Хрусталь бесцветный, отливка, сульфидная вставка (кристаллокерамика). На шейном срезе портрета надпись "с. Никольское" и инициалы "E.F."
Хрусталь бесцветный, отливка, сульфидная вставка (кристаллокерамика). На шейном срезе портрета надпись "с. Никольское" и инициалы "E.F."
Сульфиды (фр. Sulphide) (камео-инкрустация, кристаллокерамика) - белые (или цветные) рельефные миниатюрные изображения (как правило, портретные), включенные в толщу расплавленного стекла. Исполнялись из фарфора и других масс. Первые разработки "сульфидного" метода известны с 1750-х годов в Богемии. С 1780-х гг. в Англии, скульптором Д. Тасси (J. Tassie) была введена мода на стеклянные медальоны с "сульфидными" рельефными портретами. В 1819 году в Англии лондонский стекольный мастер Апслей Пеллат (A. Pellatt, 1791 - 1863) запатентовал свой метод, названный им "кристаллокерамикой" или "камео-инкрустацией".
Кубок с портретом императрицы Елизаветы Петровны. На обороте - государственный герб: двуглавый под императорской короной с вензелем "EP" на груди. Конец 1750-х гг. Россия, Петербургский завод (на р. Фонтанке). Портрет по образцу рублевика 1757 г. Медальер Б. Скотт. Стекло бесцветное со свилями, выдувание, шлифование, гравировка, позолота, чернение.
Придворные граверы, используя в качестве образцов изображения на монетах и медалях, создавали "чеканные" портреты царственных особ в богатом орнаментальном или сюжетном окружении с использованием военной атрибутики. Такие торжественные изделия, исполнявшиеся на Петербургском заводе, выполнялись из бесцветного "цесарского" стекла, высоко ценились и носили представительский характер.
Кубок с портретом императрицы Елизаветы Петровны. Конец 1750-х гг. Россия, Петербургский завод (на р. Фонтанке).
Стекло бесцветное со свилями, выдувание, шлифование, гравировка, позолота, чернение.
Стекло бесцветное со свилями, выдувание, шлифование, гравировка, позолота, чернение.
При определенных условиях в стекломассе образуются «нити» — «волокна» чужеродного стекла, называемые свилями. Они отличаются от массы расплава по химическому составу и физическим свойствам, в частности по показателю преломления, вязкости, поверхностному натяжению и плотности, иногда по цвету. Свили бывают поверхностными («рельефными») или внутренними, заключенными в массе стекла. Последние могут иметь форму нитей или узелков, чаще всего с «хвостами». Различают свили грубые или тонкие; иногда они еле заметны, и выявить их можно только специальными методами (травлением, просмотром в поляризованном свете и т.д.).
Кубок с портретом императрицы Елизаветы Петровны. Конец 1750-х гг. Россия, Петербургский завод (на р. Фонтанке).
Стекло бесцветное со свилями, выдувание, шлифование, гравировка, позолота, чернение.
Стекло бесцветное со свилями, выдувание, шлифование, гравировка, позолота, чернение.
Исходя из времени создания кубка, можно предположить, что он создан в честь важного историчесекого события, например, победы русских войск при Кунерсдорфе в 1759 году, наголову разбивших прусские войска Фридриха II вв время Семилетней войны 1756 - 1763.
Ваза декоративная в китайском "стиле" с изображением драконов. 1875 год. Россия, Императорский Стеклянный завод. Стекло синее, прозрачное, роспись белой эмалью. Марка на основании белой эмалью от руки: прописная "А II" под императорской короной и дата "18 II/VII 75".
Дальневосточные "стили", развивавшиеся под влиянием искусств стран Дальнего Востока, в частности Китая и Японии, в художественном стекле были чрезвычайно распространены.
Фрагмент. Ваза декоративная в китайском "стиле" с изображением драконов. 1875 год. Россия, Императорский Стеклянный завод. Стекло синее, прозрачное, роспись белой эмалью.
Вот такой мы увидели эту замечательную выставку. Предлагаем и вам посетить экспозицию в выставочном зале музея в эти новогодние каникулы и оценить прекрасное исторические произведения искусств.
Выставка продлится до 18 января 2015 года.
Адрес: ул. Делегатская, д. 3, проезд: м. Новослободская, Маяковская, Цветной бульвар. Карта тут.
Режим работы: пн, ср, пт, вс: с 10.00 - 18 00; чт: с 10.00 - 21.00; сб: с 11.00 - 19.00
Вторник:выходной день
Последний понедельник месяца - санитарный день
Касса музея закрывается за час до окончания работы экспозиции.
Цена билета: взрослый - 250 руб, есть льготы.
Подробнее тут.
