mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Русское стекло. Новые поступления" - отчёт.

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства проходит выставка новых поступлений в музейные фонды под названием «Русское стекло. Новые поступления». В экспозиции представлено большое разнообразие форм: от незатейливых сосудов «простой материи» и барочно-пышных гравированных кубков ХVIII столетия — до изысканного стекла эпохи классицизма; от сверкающего граненого хрусталя русского ампира — до «исторического» многоцветья второй половины ХIХ столетия.


В небольшой камерной экспозиции вы сможете прикоснуться к сияющим предметам старинного стекольного производства. О некоторых экспонатах мы вам расскажем.
Ваза декоративная в форме "медицис". 1830-е годы. Россия, Императорский Стеклянный завод. По проекту И.А. Иванова (?).
Хрусталь с нацветом кобальта, грань, "простой алмаз", золоченая бронза.

В эпоху Александра I и Николая I парадная ваза наделялась чертами помпезности, чему способствовала «картинная» роспись, обилие скульптурных украшений в виде маскаронов, женских фигур, головок из бисквита, лепных декоративных элементов. Большое место занимала позолота, имитировавшая бронзовые оправы. Кратеры получили весьма самостоятельное развитие в русских фарфоровых, стеклянных и каменных вазах. В отличие от античных прообразов изменились их пропорции, размеры, материал, декор, их назначение и употребление. Они приобрели чисто декоративное звучание в отличие от античных ваз, всегда имевших утилитарное назначение. Эти формы получили название «медицис».
Фрагмент. Ваза декоративная в форме "медицис". 1830-е годы. Россия, Императорский Стеклянный завод.

"Банкетный" сервиз с "шифром" великой княгини Ольги Николаевны (1822 - 1892), второй дочери императора Николая I и императрицы Александры Фёдоровны, был изготовлен в качестве приданного к её свадьбе с принцем Карлом Фридрихом Александром Вюртембергским, состоявшейся в июне 1846 года.
Графин с эмалевым шифром "ОН" на фоне горностаевой мантии под великокняжеской короной. Россия, Императорский Стеклянный завод. Хрусталь бесцветный, выдувание, шлифование, инкрустация золотой фольгой с росписью эмалями и золотом.

Фрагмент. Графин с эмалевым шифром "ОН" на фоне горностаевой мантии под великокняжеской короной.
Россия, Императорский Стеклянный завод.
Хрусталь бесцветный, выдувание, шлифование, инкрустация золотой фольгой с росписью эмалями и золотом.

В 1871 году король Вертюмберга Карл I учредил орден Ольги, украшенный ее вензеле "ОН" - таким же, как на представленном графине.
Братина и ковш. в "пвсевдорусском стиле" с изображенем птиц, четвероногого горифона, волка с процветшим хвостом и с поговоркой "чару пить здраву быть". До 1893 г. Россия, Дятьковский хрустальный завод Мальцовых. По эскизам (форма и декор) Е.М. Бём (Е.М. Эндаурова. 1845 - 1914). Стекло терхслойное (молочное, голубон, бесцветно-матовое), выдувание, роспись черной эмалью, золотом.

Братина и ковш, повторяющие формы традиционной дрвнерусской утвари, отражают так называемое псевдорусское направление в художественных поисках "русского стиля". В своем творчестве художница использует разнообразные мотивы, связанные с языческими поверьями древних славян.
Фрагмент. Братина. До 1893 г. Россия, Дятьковский хрустальный завод Мальцовых.
Стекло терхслойное (молочное, голубое, бесцветно-матовое), выдувание, роспись черной эмалью, золотом.

Четвероногие грифоны - покровители растительности; это символы плодородия - доброжелательные волки с процветшими хвостами (византийские барсы с собаковидной головой); и птицы, являвшиеся спутниками всемирного светила - солнца. Судя по клейму "М.П.Т.Т.", стеклянные заготовки (гладьё) изготовлены до прекращения деятельности Мальцевского промышленно-торгового товарищества в конце 1893 года.
Фрагмент. Братина. До 1893 г. Россия, Дятьковский хрустальный завод Мальцовых.
Стекло терхслойное (молочное, голубое, бесцветно-матовое), выдувание, роспись черной эмалью, золотом.

Фрагмент. Братина. До 1893 г. Россия, Дятьковский хрустальный завод Мальцовых.
Стекло терхслойное (молочное, голубое, бесцветно-матовое), выдувание, роспись черной эмалью, золотом.


Фрагмент. Братина. До 1893 г. Россия, Дятьковский хрустальный завод Мальцовых.
Стекло терхслойное (молочное, голубое, бесцветно-матовое), выдувание, роспись черной эмалью, золотом.


Анималистические сосуды, являющиеся своеобразным "стеклянным фольклором", составляют интереснейший раздел в русском художественном стекле XVIII века. Фигурные сосуды в виде зверей и птиц были высоко ценимы и являлись атрибутом праздничного стола.
Конь. Горелка настольная. Россия, середина XVIII в. Стекло бесцветное, гутная техника.

Гутная работа – метод формования изделий совокупностью ряда специфических ручных приемов обработки горячего стекла: выдувание в форму, свободное выдувание ( без форм), лепки и сплавления различных деталей, горячей отделки края, рифления, получение накладных цветных слоев (нацветов), узоров из цветных пятен, нитей, лент и т. п. При этом весь цикл операций производится непосредственно возле стекловаренной печи.
Плакетка с портретом императора Николая I. 1840 -1860-е годы. Россия, Никольско-Пестровский завод А.Н. Бахметева.
Хрусталь бесцветный, отливка, сульфидная вставка (кристаллокерамика). На шейном срезе портрета надпись "с. Никольское" и инициалы "E.F."

Сульфиды (фр. Sulphide) (камео-инкрустация, кристаллокерамика) - белые (или цветные) рельефные миниатюрные изображения (как правило, портретные), включенные в толщу расплавленного стекла. Исполнялись из фарфора и других масс. Первые разработки "сульфидного" метода известны с 1750-х годов в Богемии. С 1780-х гг. в Англии, скульптором Д. Тасси (J. Tassie) была введена мода на стеклянные медальоны с "сульфидными" рельефными портретами. В 1819 году в Англии лондонский стекольный мастер Апслей Пеллат (A. Pellatt, 1791 - 1863) запатентовал свой метод, названный им "кристаллокерамикой" или "камео-инкрустацией".
Кубок с портретом императрицы Елизаветы Петровны. На обороте - государственный герб: двуглавый под императорской короной с вензелем "EP" на груди. Конец 1750-х гг. Россия, Петербургский завод (на р. Фонтанке). Портрет по образцу рублевика 1757 г. Медальер Б. Скотт. Стекло бесцветное со свилями, выдувание, шлифование, гравировка, позолота, чернение.

Придворные граверы, используя в качестве образцов изображения на монетах и медалях, создавали "чеканные" портреты царственных особ в богатом орнаментальном или сюжетном окружении с использованием военной атрибутики. Такие торжественные изделия, исполнявшиеся на Петербургском заводе, выполнялись из бесцветного "цесарского" стекла, высоко ценились и носили представительский характер.
Кубок с портретом императрицы Елизаветы Петровны. Конец 1750-х гг. Россия, Петербургский завод (на р. Фонтанке).
Стекло бесцветное со свилями, выдувание, шлифование, гравировка, позолота, чернение.

При определенных условиях в стекломассе образуются «нити» — «волокна» чужеродного стекла, называемые свилями. Они отличаются от массы расплава по химическому составу и физическим свойствам, в частности по показателю преломления, вязкости, поверхностному натяжению и плотности, иногда по цвету. Свили бывают поверхностными («рельефными») или внутренними, заключенными в массе стекла. Последние могут иметь форму нитей или узелков, чаще всего с «хвостами». Различают свили грубые или тонкие; иногда они еле заметны, и выявить их можно только специальными методами (травлением, просмотром в поляризованном свете и т.д.).
Кубок с портретом императрицы Елизаветы Петровны. Конец 1750-х гг. Россия, Петербургский завод (на р. Фонтанке).
Стекло бесцветное со свилями, выдувание, шлифование, гравировка, позолота, чернение.

Исходя из времени создания кубка, можно предположить, что он создан в честь важного историчесекого события, например, победы русских войск при Кунерсдорфе в 1759 году, наголову разбивших прусские войска Фридриха II вв время Семилетней войны 1756 - 1763.
Ваза декоративная в китайском "стиле" с изображением драконов. 1875 год. Россия, Императорский Стеклянный завод. Стекло синее, прозрачное, роспись белой эмалью. Марка на основании белой эмалью от руки: прописная "А II" под императорской короной и дата "18 II/VII 75".

Дальневосточные "стили", развивавшиеся под влиянием искусств стран Дальнего Востока, в частности Китая и Японии, в художественном стекле были чрезвычайно распространены.
Фрагмент. Ваза декоративная в китайском "стиле" с изображением драконов. 1875 год. Россия, Императорский Стеклянный завод. Стекло синее, прозрачное, роспись белой эмалью.

Вот такой мы увидели эту замечательную выставку. Предлагаем и вам посетить экспозицию в выставочном зале музея в эти новогодние каникулы и оценить прекрасное исторические произведения искусств.

Выставка продлится до 18 января 2015 года.

Адрес: ул. Делегатская, д. 3, проезд: м. Новослободская, Маяковская, Цветной бульвар. Карта тут.
Режим работы: пн, ср, пт, вс: с 10.00 - 18 00; чт: с 10.00 - 21.00; сб: с 11.00 - 19.00
Вторник:выходной день
Последний понедельник месяца - санитарный день
Касса музея закрывается за час до окончания работы экспозиции.
Цена билета: взрослый - 250 руб, есть льготы.
Подробнее тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ВМузейДПИ, выставки, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments