mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Штрихом по форме" - отчёт.

В музее архитектуры имени А.В. Щусева открылась необычная выставка под названием "Штрихом по форме". Название выставочному проекту дало юмористическое издание выпускавшиеся в 1950-х годах студентами Московского архитектурного института. А сама экспозиция знакомит нас с карикатурами, шаржами советских архитекторов на своих коллег, студенческое творчество будущих маститых творцов так же сверкает озорным юмором на стенах Аптекарского приказа.


Закрытая и ранее не выставлявшаяся на показ сфера юмора и добродушного подтрунивания над коллегами предстает перед зрителями впервые. И мэтры архитектуры предстают перед нами в новом свете. Давайте же окунемся в уже ушедщую эпоху с ее проблемами и юмором.
Неизвестный автор. Дружеский шарж на проект М.А. Минкуса "Гараж автобазы ЦИК и ВЦИК: машина в виде архитектурного сооружения".
1935. Бумага, карандаш, тушь
.

Михаил Адольфович Минкус (1905, ОДесса, Российская империя - 1963, Турку, Финляндия). Основные постройки: гараж автозавода им. Сталина на 500 грузовых автомашин (технолог Л.Н. Давидович, при участии В.И. Курочкина), гараж ЦИК СССР на 800 автомашин (1934; технолог Л.Н. Давидович), Большой Каменный мост (1936-1938; совм. с В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейхом, инж Н.Я. Калмыковым), Высотное здание Министерсва Иностранных дел СССР на Смоленской пл. (1948-1951, сомв с В.Г. Гельфрейхом; проект удостоен Сталинской премии 1-й степени), ст. метро "Ботанический сад" (1952, с 1966 - "Проспект Мира"; совм. В.Г. Гельфрейхом, скульптуром Г.И. Мотовиловым).
М.А. Минкус. Шарж на Л.В. Варзар. Бумага, карандаш, цветной карандаш.

Людмила Васильевна Варзар (1907, Москва) - сотрудник архитектурно-проектной мастерской №4 под руководством В.Г. Гельфрейха. Большая часть работ осуществлена совместно с супругом - архитектором М.А. Минкусом. Основные постройки: высотное здание МИДа (1948-1952; совм. с М.А. Минкусом, В.Г. Гельфрейхом) и застройка района Смоленской площадит (1957-1959; совм. с М.А. Минкусом), автобаза ЦИК СССР на 600 автомашин в Москве (1935; совм. с М.А. Минкусом; не достроена).
А.С. Рабин. Карикатура на мастерскую Л.В. Руднева. 1949.
Бумага, карандаш, тушь, акварель.

"Руднев не любил "аккуратных" и "чистеньких" чертежей. Особенно возмущало его, когда какой-нибудь студент начинал перечерчивать чертеж "начисто", считая, что все можно исправить. "Он часто сам брал в руки истинную кисть или губку, требовал большое количество воды и демонстрировал, как надо смывать неудавшуюся часть чертежа, приводя в трепет своими энергичными движениями и обилием льющейся на пол воды ошеломленных студентов".
В.Е. Асс, П.П. Зиновьев, В.В. Лебедев, В.О. Мунц, Я.О. Свирский, В.В. Хазанов. Архитектор Руднев.
А.С. Рабин. Фрагмент. Карикатура на мастерскую Л.В. Руднева. 1949.
Бумага, карандаш, тушь, акварель.

М.Д. Насекин. Карикатура на А.Ф. Хрякова. 1960. Эстамп. Из собрания Т.С. Максимовой.

М.Д. Насекин о А.Ф. Хрякове: " От природы одаренный художник, он, относился к славной плеяде талантливых самородков, вышедших из народной массы. Скромный, самоотверженный труженик, мастер, исполнитель архитектурной симфонии.."

Александр Федорович Хряков (1903, Петербург - 1976, Москва) - лауреат Ленинской и Гос. премий, Заслуженный архитектор РСФСР. Основные постройки: дом-коммуна Общества политкаторжан (1929-1933; совм. с Г.А. Симоновым, П.В. Абросимовым), комплекс зданий МГУ на Ленинских горах(1948-1952; совм; с Л.В. Рубневым, С.Е. Чернышевым, П.СВ. Абросимовым, инж. В.Н. Наносовым - получена Гос. премия I степени), Дворец культуры и науки в Варшаве (1951-1955: совм. с Л.В. Рубневым,А.П. Великановым, И.Е. Рожиным), Центральный стадион им. Ленина (спортивный комплекс в Лужниках)(совм. с коллективом авторов по рук. А.В. Власова -в 1959 г. присуждена Ленинградская премия). С 1933 по 1948 в мастерской под рук. В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха, Б.М. Иофана разрабатывал проет Дворца Советов.
Архитектор А.К. Буров в оброзе святого Георгия с новым фасадом московского Дома архитектора в руке.
Фото с шаржа Г.Д. Константиновского, 1940.

"...фасад Дома архитектора - тонко нарисованная, ренессансная декорация, взятая с удивительно красивой фрески Пьеро де ла Франческа и удивительно вписавшаяся в узкий переулок Москвы".
"...остроумнейшая декорация, блестяще выполненная, за которой так и видишь самого Бурова с его иронической улыбкой. "Как я вас обманул: ведь это только фасад, дома нет".
Воспоминания. Михаил Барщ.

Андрей Константинович Буров (1900, Москва - 1957, Москва) - архитектор, инженер-изобретатель, член-корреспондент Академии строительства и архитектуры СССР, доктор технических наук. Основные постройки: павильоны Всероссийской кустарной с/х выставки (1923, не сохранились), жилые дома на Тверской (1933-1940; худ. В.А. Фаворский), Центральный Дом архитектора (ЦДА)(1938-1941; совм. с А.В. Власовым, М.И. Мержановым), Интерьеры залов Государственного Исторического музея (1937).
Неизвестный автор. Карикатура. "И.В. Жолтовский и члены его мастерской идут по Красной площади вдоль Кремлевской стены".
Бумага на картоне, карандаш, тушь, акварель, белила.

Н.М. Виноградова (Малышева). Шарж. Мастерская-школа И.В. Жолтовского. 1950-е.
Бумага, карандаш, акварель, бронзовая краска. Музей МАРХИ.

Н.М. Виноградова (Малышева). Шарж. Фрагмент. Мастерская-школа И.В. Жолтовского. 1950-е.
Бумага, карандаш, акварель, бронзовая краска. Музей МАРХИ.

Иван Владиславович Жолтовский (1867, Пинск - 1959, Москва) теоретик архитектуры, академик архитектуры, заслуженный деятель науки и искусства РСФСР (1932), преподаватель Строгановского училища, ВХУТЕМАСа, руководитель собственной архитектурной мастерской, с 1945 г. - школы-мастесркой. Крупнейший представитель неоклассики, приверженец архитектуры Ренессанса и творчесва итальянского зодчего Андрея Палладио.
Г.Д. Константиновский. Карикатура. "Мастерская за работой" "И.В. Жолтовский в образе Дон Кихота на коне".
3.12.1942. Бумага, карандаш.

Основные постройки И.В. Жолтовского: особняк Тарасова на Спиридоновке (1908-1912), котельная на Раушской набережной (1927-1929), жилой дом на Моховой улице (1931-1935), здание Московского ипподрома (1950-1955), жилые дома на Большой Калужской ул и Смоленской пл. (1950).
Г.Д. Константиновский. Фрагмент. Карикатура. "Мастерская за работой" "И.В. Жолтовский в образе Дон Кихота на коне".
3.12.1942. Бумага, карандаш.

"Жолтовский преклонялся перед Италией. Он вспоминал, что собирался стать математиком или инженером, но, к счастью, в юные годы, после окнчания школя отец сделал ему подарок - отправил его путешествовать. Италия с ее архитектурой и живописью потрясла его и определила профессию архитектора".
П.А. Бубнова-Рыбникова. Главы из семейного романа.
Г.Д. Константиновский. Фрагмент. Карикатура. "Мастерская за работой" "И.В. Жолтовский в образе Дон Кихота на коне".
3.12.1942. Бумага, карандаш.

Неизвестный автор. Дружеский шарж на Б.М. Иофана и его мастерскую. 1936.
Бумага на бумаге, цветной карандаш, уголь, пастель.

Шарж на мастерскую Бориса Иофана, работавшую над советским павильоном для международной выставки 1937 года в Париже, изображает архитектора в позе статуи В.И. Мухиной "Рабочий и колхозница". Народный художник СССР С.Д. Меркуров о постройке:" Ведь это был самый лучший павильон на Парижской выставке. Мне. Мне говорили люди, которые были в Америке и в Париже, - там думали, что будет бревенчатое здание и оттуда с ножом выйдет громадный склокоченный "большевик". А было построено такое замечательное задние, и оттуда вышли новые люди, которые сказали новое слово". РГАЛИ ф. 2073, оп 1. ед. хр. 2, л. 119.
Неизвестный автор. Дружеский шарж на Б.М. Иофана и его мастерскую. 1936.
Бумага на бумаге, цветной карандаш, уголь, пастель.

Борис Михайлович Иофан (1891, Одесса- 1976, Москва). Народный архитектор СССР(1970), Лауреат Сталинской премии второй степени (1941).
Основные постройки: правительственный санаторий "Барвиха"(1929), жилой комплекс на ул. Серафимовича с кинотеатром "Ударник" - знаменитый "Дом на набережной"(1927-1931), павильоны СССР для Всемирных выставок 1937 и 1939 годов в Париже и Нью-Йорке, ст. метро "Бауманская"(1938-1944). Проектировал неосуществленный Дворец Советов.
И.В. Ткаченко. Эскиз оформления первомайской колонны на тему "Хлебозаготовки". Поп.1928.
Бумага, чернила, тушь, акварель, белила.

Р.И. Семерджиев. Шарж на А.В. Щусева. 1949.
Бумага, карандаш, тушь, акварель, бронзовый порошок.

А.В. Щусев изображен в молдавском национальном костюме (родился в Кишеневе) и в шляпе, которая повторяет ту, которую академик носил в реальности. Архитектор летит на сказочной Жар-птице, олицетворяющей бессмертие. А.В. Щусев родился и провел детство в Молдавии, но отец с матерью были украинского происхождения.
Профессор П.В. Щусев. Страницы из жизни академика А.В. Щусева.
Р.И. Семерджиев. Фрагмент. Шарж на А.В. Щусева. 1949.
Бумага, карандаш, тушь, акварель, бронзовый порошок.

Алексей Викторович Щусев (1873, Кишенев - 1949, Москва). Заслуженный архитектор СССР(1930), академик архитектуры(1910), академик АН СССР(1943), Лауреат четырех Сталинских премий. В 1946 году возглавил созданный по его инициативе Музей русской архитектуры в Москве. Преподавал в Строгановском Училище живописи, ваяния и зодчества, ВХУТЕМАСе, Московском архитектурном институте.
Основные постройки: Марфа-Мариинская обитель(1907-19012), Казанский вокзал(1913-1930), Мавзолей Ленина на Красной площади, здание Наркомзема на Садовой-Спасской(1928-1933; совм. с Д.Д. Булгаковым, И.А. Французом, Г.К. Яковлевым), Гостиница Москва(1933-1935), ст. метро "Комсомольская-кольцевая"(открыта в 1952).
М.Д. Насекин. Портрет-шарж. И.Э. Грабарь. 1952.
Бумага, тушь, перо. Музей МАРХИ.

Игорь Эммануилович Грабарь (1871, Будапешт, Австро-Венгрия - 1960, Москва) - художник-живописец, реставратор, искусствовед, просветитель, музейный деятель, педагог. Основатель Центральных реставрационных мастерских в Москве. Директор Третьяковской галереи (1913-1925), преподаватель Московского Архитектурного института (с 1918), директор Института истории искусств АН СССР (с 1944 года).

Кроме юмористических экспериментов уже состоявшихся архитекторов, выставка знакомит своих гостей с юмористическим задором Московского Архитектурного института. С его газетами, капустниками и даже диафильмами.
Рисованный диафильм "Остров Буян" на тему студенческой жизни Московского архитектурного интститута. 1947-1950.
Студенты на сдачах норм ГТО. Справа налево: И. Рубан, В. Бонтиков(с мячом), В. Борисов, И. Смоляр, А. Шайхет, В. Дунаев.
Бумага, карандаш, тушь.

И без видимой причины
Вдруг выходят из пучины
Тридцать три богатыря.
ГТО на них горят.
С каждым шагом ближе, ближе
По воде бегут на лыжах,
Им, видать, не привыкать
Нормы в оттепель сдавать.
Автор стихов Ю. Ранинский, главный редактор выпуска А. Стригалев, директор проекта Е.С. Костин.
Рисованный диафильм "Остров Буян" на тему студенческой жизни Московского архитектурного интститута. 1947-1950.
Студент Глеб Нагорянский "обольщает" лаборантку. Бумага, карандаш, тушь.

Нагорянский спозаранку
Ловит в роще лаборантку,
Улыбаясь во весь рот -
Видно вспомнил анекдот.
Автор стихов Ю. Ранинский, главный редактор выпуска А. Стригалев, директор проекта Е.С. Костин.

Вот такая редкая возможность появилась у гостей музея увидеть юмор наших архитекторв. А посмотреть их серьезные работы позволяет выставка "Кузница большой архитектуры. Советские конкурсы 1920–1950-х". У вас есть шанс охватить одним взглядом две грани творчества этого сообщества.

Выставка продлится до 01 апреля 2015 года.

Адрес: ул. Воздвиженка, д.5/25 (по ссылке схема проезда). Анфилада.
Ближайшие станции метро: «Библиотека им. Ленина», «Арбатская», «Александровский сад», «Боровицкая»
Время работы: Залы музея открыты со вторника по воскресенье с 11:00 до 19:00. Касса работает до 18.30.
В четверг – с 13:00 до 21:00. Касса работает до 20:30.
Цена билета: полный - 100 руб, льготный - 50 руб.
Билет даёт право посещения постоянной экспозиции музея и всех временных выставок.
Фото бесплатно. Нельзя фотографировать только постоянную экспозицию.
Подробнее тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: МУАР, выставки, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments