mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Чай, вино, поэзия" - отчёт. Часть 1.

Вот уже некоторое время в Музее Востока идет выставка «Чай, вино, поэзия». Здесь вы познакомитесь предметами, которые сопутствуют двум древнейшим напиткам человечества – это вино и чай. И конечно мед поэзии. Экспозиция охватывает регионы Кавказа, Средней Азии, Китая и Японии со всей своей самобытностью, красотой и историей.
Ритон. Республика Адыгея, Уляпский могильник. 2 половина V в. до н.э.
Серебро, ковка, выколотка, пайка, позолота.


Ритон (др.-греч. rhyton — рог для питья, от др.-греч. rheo — теку) — широкий воронкообразный сосуд для питья в виде опущенной вниз головы животного (собаки, барана, козла, лошади) или человека. Сосуд часто использовался в священных обрядах жертвоприношения или возлияния вина в честь того или иного бога. Ритон часто завершался скульптурой в нижней части и украшался рельефами и гравировкой. Ритоны изготовлялись из металла (золота и др.), глины, кости, рога. Имеют отверстие в нижнем узком конце. Прототипом этой формы послужили рога крупного животного, традиция питья из которых сохранилась на Кавказе вплоть до наших дней. Однако от обычного рога ритон отличается несколькими деталями. Нижняя часть ритона, как правило, оформляется скульптурным изображением – протомой, под которой имеется сливное отверстие.
Ритон. Республика Адыгея, Уляпский могильник. 2 половина V в. до н.э.
Серебро, ковка, выколотка, пайка, позолота.

Особый интерес представляет данный кубок, найденный в одном из Уляпских курганов, с протомой в виде Пегаса, крылатого коня, приносящего вдохновение. Этот сосуд, хотя и принято называть ритоном, скорее всего таковым не является, так как не имел сливного отверстия в нижней части. Этот сосуд вероятно был сделан профессиональным скультором в Аттике. Впоследствии «ритон» попал во владение меотов, где стал достоянием местного вождя. Для пиров знати мастера – торевты делали чаши-фиалы из драгоценных металлов. Как правило, чаши покрывались богатым узором. Вино наливалось в фиалу через ритон.
Фрагмент. Ритон. Республика Адыгея, Уляпский могильник. 2 половина V в. до н.э.
Серебро, ковка, выколотка, пайка, позолота.

Винодельческая культура оказала влияния практически на весь мир. Следы греческого напитка встречаются даже в Йемене. Древние греки пили вина, разбаленные водой. Причем вино наливали в воду, а не наоборот, - считалось, что таким образом получался менее опьяняющий напиток. Для смешения воды и вина использовали кратеры. Обычно вино разводили таким образом, чтобы крепость напитка не превышала 5-10 градусов. Греческие вина были густыми и сладкими, именно поэтому их разводили водой.
Чаша. Краснодарский край, Тенгинский могильник. II в. до н.э.
Стекло, литье, навивка на основу.

Мео́ты (др.-греч. Μαιῶται) — древние племена (синды, дандарии, досхи и пр.) на восточном и юго-восточном побережьях Азовского моря в 1-м тысячелетии до н. э. Античные историки называли страной меотов — Меотидой — территорию от Азовского до Чёрного морей, а Азовское море именовали Меотским озером. Предположительно к V в. до н. э. в меотской среде ассимилировалась часть скифов. В IV-III вв. до н. э. многие из племён меотов вошли в состав Боспорского государства.
Амфоры.

Одним из проявлений греческого влияния на Причерноморье и Северный Кавказ стало распространение амфор. В Греции и в греческом мире сосуды этого типа использовались в самых разных целях. Но в основном они использовались в качестве тары, предназначенной для морских перевозок и хранения ряда продуктов – оливкового масла, вина, рыбы.
Как правило, объем амфор колебался от 5 до 50 литров. Нередко амфоры клеймились, что в совокупности с региональной типологии амфор позволяет уверенно говорить о географии связей греческого мира.
Каркара.

А теперь окунемся в шумные грузинские застолья. Грузины считают, что именно их родина является самым древним винодельческим регионом мира. Каждый район Грузии имел свои традиции виноделия и винопития, но общим для всех была необыкновенная атмосфера грузинского застолья. Специально для вина ремесленники изготавливали разнообразные по назначению сосуды. Украшением богатого стола служили драгоценные серебряные сосуды: стройный кувшин сура, изысканный кувшин каркара с закрученной горловиной, знаменитый тем, что когда из него выливали вино, то сосуд начинал петь.
Чаша. Грузия, вторая половина XIX в.
Серебро, литье, штамп, ковка, чеканка, гравировка.

Вино во время грузинского застолья подавалось и разливалось в разнообразные керамические и серебряные сосуды. Самыми знаменитыми грузинскими сосудами для вина являются рога кханци. Из больших, в несколько литров, рогов было принято пить вино в разгар застолья, когда мужчина, демонстрируя свою выносливость, должен был полностью осушить рог.
Фляга с изображением головы сатира.


Фрагмент. Фляга с изображением головы сатира.
Эпический характер грузинского застолья с наивной искренностью запечатлел в своих произведениях на рубеже XIX-XX веков Нико Пиросманашвилли (186201918) – художник, не имевший никакого образования. Заказчиками Пиросмани часто становились владельцы тифлиских духанов – своеобразных клубов для торговцев и ремесленников, для которых он рисовал картины народной жизни.
Фрагмент. Фляга с изображением головы сатира.

Фрагмент. Фляга с изображением головы сатира.

Но что мы все о сосудах для вина, да о самом благородном напитке. В названии заявлена еще и поэзия. На витринах закреплены кармашки, в которых находятся листочки со стихами. Стихи разные, а листочки можно брать с собой и наслаждаться медом поэзии прогуливаясь по выставке.

Прошел он при жизни сквозь
Пламя огней,
За ним и другие потащатся следом.
Жил в Грузии мастер, Он был одинок –
Такое художнику место на пире.
Поднимем же братья,
Во здравие рог.
Пусть эта рука не забудется
В мире!
Тициан Табидзе. Отрывок из «Посвящения Пиросмани». Перевод Н. Заболоцкого.
Фрагмент. Фляга с изображением головы сатира.

Шумными базарами, достарханами встречает нас Средняя Азия. В этом регионе переплетались две традиции. Хотя религия практически полностью вытеснила вино из употребления.

Пить Аллах не велит не умеющим пить,
С кем попало, без памяти
Смеющим пить,
Но мудрым мужам,
Соблюдающим меру,
Безусловное право имеющим пить!
Омар Хайам. Перевод Г. Плесецкого.
П.П. Беньков (1879-1949) Чайхана. 1932 г. Холст, масло.

Чай вошел в обиход Средней Азии только в XIX веке, а в отдельных отдаленных районах Восточной Бухары простой народ познакомился с этим только в начале XX столетия. До этого чай был привелегией знати. На смену общинного жома, где обычно собирались мужчины, пришла чайхана, которая стала неотемлимой приметой местоного бытия. Образ чайханы отразил в своих стихах Александр Николаевич Волков.

Чайник. Средняя Азия, Согд, городище Афрасиаб, VII в.
Глина, ангоб, гончарный круг, формовка, лепка, процарапывание, обжиг

Среди карагачей и под листвою тута.
По кишлакам и по дорогам Ферганы
Следы я дней счастливых перепутал.
Сижу в чай-ханэ под глиняной крышей –
Коротки мысли, как в стенах саман.
В гору уходят все выше и выше
День золотой – золотой караван.

Александр Волков.

На этом первую часть нашего опуса мы заканчиваем. Впереди нас ждет рассказ о культурах Китая и Японии в рамках выставочного пространства «Чай, вино, поэзия».

Выставка продлится до 22 марта 2015 года.

Адрес: Никитский бульвар, д.12А. Проезд до ст. м. Арбатская или м. Пушкинская.
Часы работы: ежедневно (кроме четверга) с 11:00 до 20:00. Касса работает до 19:30. По четвергам с 12:00 до 21:00. Касса работает до 20:30.
Выходной день - понедельник.
Цена билета: для взрослых - 250 руб. Есть льготы. Подробнее тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: выставки, музей Востока, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments