mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка "Квартиранты. Воображаемые соседи Михаила Булгакова"

В музее-квартире М.А. Булгакова продолжается серия выставок из цикла "Слова и вещи: Открытие коллекции". С 10 февраля посетители музея могут увидеть выставку "Квартиранты. Воображаемые соседи Михаила Булгакова", затрагивающую столь болезненный квартирный вопрос, испортивший москвичей, по выражению Воланда.

Действительно, квартирный вопрос был очень актуален как для самого Михаила Афанасьевича, так и для многих тысяч других москвичей. Одни приезжали в столицу, чтобы осесть тут навсегда и боролись за любой возможный квадратный метр, другие жили в Москве уже не один десяток лет, в больших благоустроенный квартирах и теперь страдали от так называемого "уплотнения". Булгаков затрагивал этот вопрос во многих своих произведениях, это и «№ 13. — Дом Эльпит-рабкоммуна», и «Самогонное озеро», и «Роковые яйца», а также «Собачье сердце», «Дьяволиада», «Мастер и Маргарита» и др.


Фрагмент. Машинопись повести М. Булгакова "Собачье сердце".
1960-е годы, 122 листа. И коллекции музея.

Эта машинопись принадлежала Елене Сергеевне Булгаковай, последней жене Михаила Афанасьевича. На последнем листе её рукой сделана надпись: "Михаил булгаков". Машинопись открыта на том самом знаменитом месте, где профессор Преображенский доходчиво поясняет своим незванным посетителям, сколько комнат необходимо для комфортной жизни нормальному человеку. Всё тот же квартирный вопрос.

Машинопись повести "Роковые яйца".
1950-е - 1960-е годы. Из коллекции музея.

Машинопись также принадлежала Елене Сергеевне. На первом листе её рукой: "2-я и единственная копия -стр. 1-111 включ. Оригинал издания хранится в моём архиве Елена Булгакова Экземпляр не правлен"

Очень многие герои произведений Булгакова имели реальные прототипы, часто один персонаж объединял в себе черты нескольких человек. Но и выдуманные люди и ситуации, благодаря прекрасному слогу автора, его великолепному чувству слова, кажутся настоящими, только на время задержавшимися на бумажных страницах. А сохранившиеся предметы той ушедшей эпохи помогают оживить в нашем воображении сложные будни коммунального бытия, ссоры и скандалы, вечно холодные батареи, спички, которые отказываются гореть и примусы, которые грозят пожаром.

Спичечный коробок. Фабрика Демьяна Бедного.
1920-е годы, музей "Огни Москвы".

Помните несчастного Короткова из повести "Дьяводиада"? "Не теряя ни минуты, он схватил коробку, с треском распечатал её и чиркнул спичкой. Она с шипением вспыхнула зеленоватым огнём, преломилась и погасла".

Лампа накаивания и керамический патрон.
Лампа - начало XX века, патрон - 1920-е годы. Музей "Огни Москвы".

И тут же вспоминается другая, уже реальная история. В марте 1922 года Н.М. Покровского, дядю Булгакова, принудительно уплотнили, об этом Михаил Афанасьевич сообщал своей сестре Надежде в письме от 22 марта: "Дядю Колю, несмотря на его охранные грамоты, уплотнили. Дядю Мишу выставили в гостиную, а в его комнате поселилась пара, которая ввинтила лапочки одну в 100, другую в 50 свечей и не тушит их ни днём, ни ночью".
И сразу вновь вспоминается "Собачье сердце" и слова профессора: "Но только одно условие. Как угодно, что угодно, когда угодно - но чтобы это была такая бумажка, при наличии которой ни Швондер ни кто-либо другой не мог даже подойти к двери моей квартиры! Окончательная бумажка. Фактическая! Настоящая! Броня! Чтобы моё имя даже не упоминалось! Я для них умер".

Журнал "Москва" Первая публикация романа "Мастер и Маргарита".
1966 год. №11; 1967 год №1. Из коллекции музея.

В первой публикации романа "Мастер и Маргарита" в журнале "Москва" бдительная цензура вычеркнула ту самую, знаменитую фразу: "...квартирный вопрос только испортил их.." Заодно был удалён и пассаж о любви москвичей к деньгам. Цензура разрешила им быть легкомысленными и милосердными. И только.

В одну из стен комнаты вмонтирован планшет, полистав который можно также найти много интересного, например фотографии газетных вырезок с сатирой того времени. Конечно же, сатирой касающейся квартирного вопроса.

Дом мук// газета "Гудок" (№560, 24 марта 1922 года)


И то квартира!// газета "Гудок" №729, 18 октября 1922 года


Вот такие проблемы совместного быта раскрывает нам выставка в квартире-музее М.А. Булгакова, видевшей многое из того, что описано в великих произведениях автора, жившего когда-то в одной из её комнат и страдавшего от необходимости делить её с теми, кого он никак не мог понять, о ком писал в своём дневнике: "Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру".
Приходите и вы на выставку в "нехорошую квартиру".

Выставка продлится до 10 марта 2015 года.

Адрес: улица Большая Садовая, дом 10, подъезд 6, этаж 4, квартира №50. Проезд до станции метро «Маяковская», выход к Концертному залу имени Чайковского.
Время работы: вторник-воскресенье с 12.00 до 19.00;
среда — с 12:00 до 18:00, далее — вечерние экскурсии с 18:00 до 21:00 (индивидуальное посещение музея до 18:00).
четверг — с 14:00 до 21:00;
понедельник — выходной день.
Цена билета: взрослый — 150 р., льготный (для школьников и учащихся колледжей; пенсионеров) — 50 р.,
бесплатный (для студентов дневных отделений, детей до 7-ми лет и льготных категорий граждан).
Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: выставки, музей Булгакова, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments