mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Вершины еврейского театра в России /1919 – 1949/: "Габима" и ГОСЕТ" - отчёт.

В музее имени А.А. Бахрушина проходит выставка под названием «Вершины еврейского театра в России /1919 – 1949/: "Габима" и ГОСЕТ", знакомящая посетителей с двумя еврейскими труппами, появившимися в революционную эпоху и существовавшими в первые годы Советской власти.
«Тащитесь, траурные клячи!
Актёры, правьте ремесло,
Чтобы от истины ходячей
Всем стало больно и светло!
Александр Блок.

Среди великих утопий начала XX века, знаменовавших собой зарождение государства диктатуры пролетариата, образ нового театра занимает исключительное место в силу концентрации новаторских идей.

Выставка расскажет о жизни и работе двух еврейских театров - «Габима» и ГОСЕТ.
Перед революцией Наум Цемах организовал в Москве профессиональный театр-студию, игравший на иврите. Весомую поддержку новому театру оказал Константин Станиславский, его ученик Евгений Вахтангов стал художественным руководителем «Габимы» на начальной стадии её существования.
Н. Альтман. Макет спектакля «Гадибу». 29,2х57,2х39,4.
Театральный архив и музей им. Исраэля Гура (IGTAM).

В 1926 году театр отправился на зарубежные гастроли, из которых коллектив не вернулся. Большая часть актеров осела в Палестине. «Габима» заняла важное место в культурной жизни ишува – еврейского населения, а затем и еврейского государства. В 1958 году театру было присвоено звание национального театра Израиля.
Шарж М.А. Чехова на Е.Б. Вахтангова. Музей-квартира Е.Б. Вахтангова.

Евгений Багратионович (Багратович) - российский и советский актёр, театральный режиссёр, основатель и руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года - Театром им. Евгения Вахтангова. Вахтангов был активным проводником идей и системы К. С. Станиславского, принимал участие в работе 1-й Студии МХТ. В 1919 году Вахтангов возглавил режиссёрскую секцию Театрального отдела (Тео) Наркомпроса. Вахтангов умер 29 мая 1922 года, похоронен 31 мая на Новодевичьем кладбище.

Михаил Александрович Чехов (17 (29) августа 1891 год, Санкт-Петербург, Россия - 1 октября 1955, Беверли-Хиллз, Калифорния, США) - русский и американский драматический актёр, театральный педагог, режиссёр. Заслуженный артист Республики (1924). Племянник писателя Антона Чехова, сын публициста Александра Чехова. Автор известной книги «О технике актёра». С 1939 года жил в США, создал там свою актёрскую школу, которая пользовалась огромной популярностью. Через неё прошли Мэрилин Монро, Клинт Иствуд, Энтони Куинн, Юл Бриннер, Ллойд Бриджес и многие другие голливудские «звёзды». Школу называли «кузницей театральных талантов».
Декларация театра«Габима». Маш. Копия.
Театральный архив и музей им. Исраэля Гура (IGTAM).

Профессионально-этические основы были закреплены в принятой совместно декларации. Так же основатели театра приняли решение не вступать в брак, пока «Габима» не утвердится как театр, достойный своего имени.
Портрет Ф. Шаляпина с автографом Н.П. Цемаху. 33,3х28,4.
Театральный архив и музей им. Исраэля Гура (IGTAM).
«Могучему создателю «Габимы», другу моей души Науму Лазаревичу Цемаху от поклонника его театра».

ГОСЕТ (Государственный еврейский театр, до 1924 года – ГОСЕКТ: Государственный еврейский камерный театр), первый в истории театр на языке идиш, субсидировавшийся государством, образован в 1920 году. Организатором театра и его художественным руководителем до 1929 года был Алексей Грановский. После того как он не вернулся с зарубежных гастролей, театр возглавил Соломон Михоэлс. Начавшаяся "борьба с космополитизмом" привела к закрытию в 1949 году театра.
Рабинович И.М. Эскиз костюмов. «Колдунья» по А. Гольдфадену.
Бумага на картоне, графитный и цветные карандаши, акварель, масло 40х95,5.

И Вахтангов, и Грановский использовали достижения современной сценической пластики, они трансформировали фольклорный материал в яркий и увлекательный аванградный спектакль. Над созданием костюмов и декораций работали выдающиеся художники театрального авангарда: Марк Шагал, Натан Альтман, Исаак Рабинович, Игнатий Нивинский, Роберт Фальк, Александр Тышлер.
Тышлер А.Г. Эскиз мужского костюма. Шут. «Король Лир» У.Шекспир.
Бумага, карандаш, акварель. 23,8х18,9. ГОСЕТ.

Нивинский И.И. Эскиз костюма. С маской рыбы. «Голем» Лейвика Г.
Театр-студия «Габима». Картон, графитный карандаш, гуашь, белила. Бронзовая краска. 24,1х17.

Нивинский И.И. эскиз костюма. С птичьей головой и надписями. «Голем» Лейвика Г.
Театр-студия «Габима». Картон, графитный карандаш, гуашь, белила. Бронзовая краска. 24,1х17.

Выставка позволяет окунуться в далекую эпоху с ее революционными прорывами и авангардными поисками. Появляется возможность вспомнить великих актеров и режиссёров, давно минувших дней. Увидеть забытые страницы истории российского театра, куда органично вплелись «Габима» и «ГОСЕТ». Проникнуться атмосферой еврейского фольклора и идишсткой культурой. По словам Дмитрия Лихачева: «смысл существования нации состоит единственно в том, что она обладает культурой, которую нужно сохранить». Вот и музей не только сохраняет для нас дыхание прошлого, но и заставляет его вспомнить , обратится к эпохе, которая много сделала для развития театра.

Выставка продлится до 19 марта 2015 года.

Адрес: ул. Бахрушина, 31/12 (м. «Павелецкая»), Главное здание.
Время работы: Вторник, среда, пятница, суббота, воскресенье: 12.00 — 19.00; Четверг: 13.00 — 21.00
Выходной понедельник.
Цена билета: 200 руб, есть льготы.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: выставки, музей Бахрушина, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments