mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Бумажная архитектура. Конец истории." - отчёт.

В ГМИИ имени А.С. Пушкина проходит выставка под названием «Бумажная архитектура. Конец истории», которая дает возможность сравнить проекты советских архитекторов 80-х годов и архитектурные фантазии XVIII века. Архитектурная жизнь в начале нового тысячелетия отказалась от проектирования на бумаге. Ушли в прошлое кульманы, бумага, кальки. На смену пришел компьютер с его поистине неограниченными возможностями. Мы же приглашаем вас в миры архитекторов поистине фантастические и незабываемые.

Бумажная архитектура – это проекты, буквально оставшиеся «на бумаге», которые не были осуществлены из-за технической сложности, стоимости, масштабности или цензурных соображений. Основателем этого направления считается Джованни Баттиста Пиранези. Он построил только одно здание, но создал серии гравюр с изображениями реальной и воображаемой архитектуры.
Матеус Кюссель. С рисунка Лодовико Оттавио Бурначини. Сцена из оперы «Золотое яблоко».
Лист из серии «Большие театральные представления в честь бракосочетания императора Леопольда,
показанные в Венском театре». 1667. Оффорт, резец.

ЗОЛОТОЕ ЯБЛОКО (Il pomo d'oro) — театральное празднество, на бракосочетании австрийского императора Леопольда I и Маргариты Испанской, восхвалению которых посвящен пролог. Царь подземного мира Плутон, чтобы доставить развлечение тоскующей жене, решает посеять раздор среди небожителей. Он бросает на стол богов золотое яблоко с надписью «прекраснейшей».
Фрагмент. Матеус Кюссель. С рисунка Лодовико Оттавио Бурначини. Сцена из оперы «Золотое яблоко». 1667. Оффорт, резец.

Из-за обладания яблоком спорят Юнона, Афина-Паллада и Венера. Их спор должен решить Парис, сын троянского царя Приама. Богини обещают ему в награду за яблоко власть (Юнона), славу (Афина), любовь прекраснейшей из женщин (Венера). Парис отдает яблоко Венере, вызывая ненависть остальных богинь. Ссоры и раздоры в царстве богов усиливаются, и Юпитер, отняв яблоко у Венеры, решает отдать его той, кто совмещает величие Юноны, мудрость Афины и красоту Венеры, то есть Маргарите Испанской.
Фрагмент. Матеус Кюссель. С рисунка Лодовико Оттавио Бурначини. Сцена из оперы «Золотое яблоко». 1667. Оффорт, резец.

А вот проект-фантазия архитектора XX века. Гигантский город-здание музей, где каждая его часть представлена каким-либо архитектурным сооружением. А всё вместе это огромный музейный храм. И если вы присмотритесь, то сможете узнать постройки, вошедшие в мировой фонд архитектуры.
Искандер Галимов. Город-храм. 1987. Офсет.

Фрагмент. Искандер Галимов. Город-храм. 1987. Офсет.

Данная работа совершенно неожиданно стала символом "бумажной архитектуры", которая получила всплеск в конце 80-х годов. Город-храм был помещен на обложку каталога выставки, проходившей в немецком музее архитектуры.
Фрагмент. Искандер Галимов. Город-храм. 1987. Офсет.

Франческо Градицци (Francesco Gradizzi). Архитектурная фантазия. Перо, кисть серым тоном.

Франческо Градиции приехал в Россию в 1753 году, со своим отцом, венецианским архитектором Пьетро Градицци. Сначала он работал под руководством отца, впоследствии возглавлял декорационную часть русского театра. Такого рода архитектурные композиции могли быть и обрамлением действия оперы в театре, или же проектом временного сооружения для праздников и торжеств. Художник часто подписывал архитектурные сюжеты фразой «Франческо Градицци сочинил и нарисовал».
Анджелло Тозелли (Angello Toselli). Архитектурная фантазия со сфинксами. Черные чернила, перо, кисть, акварель.

Анджелло Тозелли – итальянский живописец и архитектор Болоньи, который приобрел известность, работая в области театрально-декорационного искусства. Имнно у него в Риме брал уроки перспективы Орест Кипренский. В 1816 г. Тозелли был приглашен в Петербург в качестве декоратора Императорского театра. Более всего он прославился, как создатель уникальной 10-метровой панорамы Петербурга первой четверти XIX века, выполненной гуашью и акварелью на бумаге. Представленные на выставке листы являются, скорее всего, эскизами для театральных постановок и происходят из одного альбома.
Андрей Чернов. Гусь. 1984 г. Шелкография.

Фрагмент генерального плана застройки поселка Гусельниково, Новосибирская область. Развертка по улице.
Андрей Чернов. Фрагмент. Гусь. 1984 г. Шелкография.

Джовани Баттиста Пиранези (Giovani Battisia Piranesi). Античный Капитолий.
Лист из серии «Первая часть архитектурных и перспективных композиций». 1743-1750.

Джованни Баттиста Пиранези— итальянский археолог, архитектор и художник-график, мастер архитектурных пейзажей. Особое место в творчестве Пиранези занимает серия гравюр «Фантастические изображения тюрем», более известная как просто «Тюрьмы». Эти архитектурные фантазии были впервые изданы в 1749 г. Через десять лет Пиранези вернулся к этой работе и создал на тех же медных досках практически новые произведения.
Джовани Баттиста Пиранези (Giovani Battisia Piranesi). Круглая башня.
Лист III из серии «Тюрьмы». 1761. Офорт, резец.

«Тюрьмы» — это мрачные и пугающие своими размерами и отсутствием постижимой логики архитектурные построения, где пространства загадочны, как непонятно предназначение этих лестниц, мостиков, переходов, блоков и цепей. Мощь каменных конструкций подавляет. Создавая второй вариант «Тюрем», художник драматизировал первоначальные композиции: углубил тени, добавил множество деталей и человеческих тел. Он пользовался приемом повторного травления и часто завершал офорт резцом, сухой иглой, усиливая тени и подчеркивая сильные контрасты.
Джовани Баттиста Пиранези (Giovani Battisia Piranesi). Колодец.
Лист XIII из серии «Тюрьмы». 1761. Офорт, резец
.

В 1763 г. папа Климент XIII поручил Пиранези постройку хоров в церкви Сан-Джованни в Латерано. Главной работой Пиранези в области реальной, «каменной» архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764—1765).
Джакомо Кваренги Giacomo Quvarenghi. Павильон-руина в парке графа А.А. Безбородко в Палюстрове. 1791.
Перо, кисть, тушь, акварель, карандаш.

Джакомо Кваренги - итальянский архитектор, в полной мере реализовавший свой талант в России. В возрасте 35 лет Кваренги приехал в Санкт-Петербург по приглашению Екатерины II в качестве «архитектора двора ее величсетва». Он выполнил также ряд заказов для высокопоставленных вельмож, среди которых выделяется летняя петербургская резиденция графа Александра Александровича Безбородко, влиятельного екатериниского вельможи. Кваренги разбил для Безбородко пейзажный сад в английском стиле, где были возведены мосты и беседки, а также павильон-руина, в фасады которой были вмонтированы подлинные фрагменты античных зданий, которые Безбородко приобрел в Италии.

В данном отчете мы естественно не охватили все прекрасные творения, представленные на выставке. Да и не ставили перед собой эту цель. А вот заинтересовать вас посетить интереснейшую экспозицию и взглянуть на фантазии итальянцев и наших соотечественников, мы старались.

Выставка продлится до 12 апреля 2015 года.

Адрес: ул. Волхонка, 12, м. Кропоткинская, м. Боровицкая, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы: ежедневно с 10:00 до 19:00
по четвергам с 10:00 до 21:00
Выходной день - понедельник.
Цена билета: взрослый - 300 руб, льготный - 150 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГМИИ им А.С.Пушкина, выставки, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments