mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Экскурсия в Сандуновские бани - отчёт.

Благодаря дням исторического и культурного наследия Москвы, нам удалось попасть на экскурсию в высший мужской разряд знаменитых Сандуновских бань.
Вход в высший мужской разряд Сандуновских бань в наши дни.

Поэтому сегодня я немного расскажу об этом мероприятии. Посещение бань было запланировано во вторник, когда высший мужской разряд закрыт на санитарный день, но открыт для экскурсионных групп. В 1991 году здание Сандуновских бань было включено в перечень архитектурного наследия города Москвы.

История бань на этом месте начинается в незапамятные времена, когда воды Неглинки были чистые, а сама река вольготно текла в своих берегах. Еще в XVII веке на берегах реки Неглинки были бани. А в 1806 году Силой Николаевичем Сандуновым (1756-1820), знаменитым актером, были построены каменные бани. Происходил он из грузинских дворян, настоящая его фамилия была Силован Зандукели-Сандунов, и был он женат на оперной певице Елизавете Семеновне Семеновой (1772–1826, сценический псевдоним Уранова). Сила Николаевич был первым русским комиком, его амплуа были слуги, на которых держались все комедии того времени.
Сила Николаевич и Елизавета Семеновна Сандуновы, актеры. Гравюры начала XIX века

Сандунов был модным и любимым актером, а его свадьба была известна всем. Его будущая жена Елизавета Семеновна Уранова (псевдоним был придуман Екатериной Великой), устав от домогательств вице-канцлера А.А.Безбордко, подала прошение о свадьбе со своим возлюбленным во время оперы. Прошение было удовлетворено, и сама Екатерина II помогала невесте перед свадьбой. Эта свадьба стала одной из первых легенд русского театра, и вошла в русскую словесность. Уже в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина есть отсылка на эту свадьбу, а именно момент когда Маша ищет защиты у Екатерины Великой. Но Уранова подарила литературе еще один эпизод, а именно она сожгла в камине ассигнации, присланные от вице-канцлера. А вот кто из героинь русских классиков делал то же самое, вы уж вспомните сами. А в столицах еще долго вспоминали актрису, отстоявшую свое право любить.

Вот так история русского театра переплелась с историей бань, и навсегда осталась в топонимике нашего города.
А теперь переносимся в 1896 год, когда 14 февраля были освящены новые здания бань. В конце 60-х годов бани попадают во владении Ивану Григорьевичу Фирсанову.
Иван Григорьевич Фирсанов.

Он сдает бани в управление Петру Бирюкову за 25000 рублей в год. После смерти Иван Григорьевича все его состояние переходит к его дочери Вере Ивановне, и в 1890 году контракт с Бирюковым разрывается.
Вера Ивановна Фирсанова.

И тут снова возникает рассказ об истории любви. Вера Ивановна была выдана замуж против воли, ходили слухи, что она даже пыталась бежать из-под венца. И только после смерти её отца, Ивана Григорьевича Фирсанова, она начинает бракоразводный процесс. За взятие вины на себя муж получил миллион рублей. А Вера Ивановна выходит замуж второй раз, уже по любви. Управлением и перестройкой бань занимается второй муж Веры Ивановны гвардии поручик Ганецкий. Однако время шло, отношения между супругами стали портиться, Ганецкий начал проигрывать в карты и даже заложил Сандуновские бани. Вере Ивановне пришлось их выкупать и давать отставку своему второму мужу, и этот развод обошёлся не дешевле чем первый. После этих событий управлением имуществом она занималась только сама.
В 1894 году перестройку бань заказывают молодому архитектору Борису Фрейденбергу. Вот что было написано об этом банном дворце в Иллюстрированном описании Сандуновских бань 1896 года: «Эти бани могут считаться украшением Сандуновских бань… Вестибюль отделан в стиле рококо и украшен растениями. Через арку — вход в раздевальню. Эта комната в строгом готическом стиле. На одной из стенок находится мозаичная картина работы художника Фролова. Налево идет ряд узких разноцветных окон, под ними устроены небольшие кабинетики вроде вагонных купе для раздевания. Посреди комнаты расставлены мягкие диваны, а направо находится камин. При раздевальне имеется читальня в стиле ренессанс и парикмахерская… За раздевальней следует Жёлтая гостиная, предназначенная для некурящих…В мыльной комнате три ванны и шесть душей разного давления и температуры. Вторая мыльная повышенной температуры и с душем Шарко… Также есть Ирландская сухая баня и горячая русская парильная…»
А теперь посмотрим внутренние помещения Сандуновских бань.
Лестница в банях. Фото 1895-1896 гг.

За входной дверью в Высший мужской разряд мы попадаем в зал, который сразу же дает представление о роскоши, которую мы увидим далее.
Лестница на второй этаж

После подъема по лестнице мы проходим в аванзал в стиле рококо. Почему то все помнят стиль барокко, а этот стиль забывают.
Аванзал
Потолок аванзала
Украшения лестницы

Далее мы заходим в прекрасный псевдоготический зал, где посетители могут расслабиться после бани, поговорить и поесть. Этот зал максимально сохранил свои прежние интерьеры.
Это самый роскошный зал на мой взгляд. Он украшен картинами, резными панелями, статуями и создается впечатления древнего рыцарского зала в сказочном замке.
Вид готического зала с официального сайда Сандуновских бань
Резные украшения готического зала
А вот и прекрасный вид на море. И икона Св.Николая. Это уже новое влияние.
Вид на вулкан.
У меня, почему-то, ассоциации только с Везувием и с прекрасным неаполитанским побережьем.

Рядом с готическим залом есть небольшой зал, где была парикмахерская. К сожалению, здесь интерьеры сильно утрачены.
Вид с официального сайта Сандуновских бань

Сейчас этот зал украшает уже новый камин, но кое-что осталось от старых интрьеров.
Лепнина, дошедшая до нас через все бури XX века.

Далее мы видим роскошный зал в мавританском стиле.
Фото Восточной гостиной (или Желтой комнаты). 1895-1896 гг.

Здесь расположен позорный столб, для пойманного ворья, орудовавшего в банях. Негодяя привязывали к столбу на потребу посетителям, а после закрытия бани выбрасывали на улицу. Видите центральный столб между арок входа? Это он и есть.
Комната предназначалась для некурящих посетителей. Вот как ее оформление выглядит сейчас.
Вход в Восточную гостиную.
Оформление потолка.
Оформление стен

А вот и мыльня здесь мы видим мраморные лавки и чем они желтее, тем старее лавка.
Вид мыльни в 1895-1896 гг.
Вид мыльни в наши дни и наш экскурсовод.

Тут даже есть лавка с биркой, по рассказам здесь мылся В.В.Маяковский.
Хотя сотрудники музея В.В.Маяковского оспаривают этот факт. Так как известно, что поэт очень боялся заразиться какой-либо болезнью и, по их мнению, не мог посещать общественные бани.
Памятная табличка на скамье.

Вот эта стена мыльни, сохранившая старую плитку, постоянно горячая. За ней находится знаменитая сандуновская печь, и десять тон чугунных болванок, нагревающих парилку. К сожалению, плитка сохранилась только в нижней части стен. Верх выложен уже современной плиткой.
Умывальня остались от времен, когда банями владела Вера Ивановна.

Банный дворец был любим обычными москвичами, и конечно знаменитостями. Например, Шаляпин, который парился в санитарный день и отдыхал от поклонников. Уже после революции он сумеет выхлопотать выезд заграницу для Веры Ивановны.
На стене, над душевыми кабинами сохранилось наследие советского прошлого. Эту плитку оставили как дань истории советского времени.

А на этом помосте вначале стояли мраморные ванны, и гости могли подолгу в них греться и нежится, в советское время они были заменены на чугунные, а потом с появлением ванн в домах советских граждан от этой услуги в сандунах отказались.

Помост в мыльне.

Так же здесь находится «Помпеевский» зал с обширным бассейном, стены которого были «облицованы норвежским мрамором, отличающимся от итальянского особым блеском. Свет падает сверху, через потолок. Емкость бассейна — 12000 ведер. Температура воды от 18-21 градусов R (по Реомюру, это примерно 23-25 градусов С ). Объем воды постоянный. Водоем облицован английским фарфором. На ночь бассейн оставляется без воды для проветривания и дезинфекции».

Фото 1895-1896 гг.
Вид на бассейн с официального сайта Сандуновских бань.
Бассейн в наши дни.

До революции зал украшала статуя царя морей Нептуна, но власть сменилась, и царь был сброшен с корабля современности. Установили двух мальчиков, но и они надолго не задержались. Затем зал украшала скульптура ныряльщицы, и посетители любили с нее нырять, пока однажды ныряльщица и сама не нырнула. После этого зал украсила нынешняя статуя в античном стиле.
Прекрасный витраж потолка бассейна.

Разработчиком крыши над бассейном был знаменитый инженер В.Г. Шухов.
Этот банный дворец так же любим и кинематографистами. Первый здесь начал снимать Эйзенштейн. В бассейне сандуновских бань ходил броненосец «Потемкин», тонули во льдах псы-рыцари в фильме «Александр Невский». А в псевдоготическом зале праздновали наступление нового года герои фильма «Ирония судьбы или с легким паром». По словам экскурсовода сейчас в знаменитом бассейне снимается мультфильм «Сергий Радонежский».
А сейчас еще немного о техническом оснащении банного дворца. Здесь была создана третья по счету электростанция в Москве. А во время коронации Николая II электричество этой станции использовалось для иллюминации Москвы.
Воду в бани доставляли с помощью насосной станции у Бабьегородской плотины на Москва-реке.
Вот эта насосная станция. Пречистенская набережная 31. Фото 1895-1896 гг.

Теперь это здание занимает консульский отдел посольства Швейцарии. Кому насосная станция, а кому и для посольства подойдет.
Ну, вот и подошел к концу мой рассказ о Высшем Мужском разряде. Когда-то здесь были и дешевые (по 5 копеек), и средние (по 10 копеек), и дорогие (по полтиннику) отделения, отличавшиеся друг от друга только вместимостью и богатством интерьера. Мы были в банях за полтинничек. Но сейчас времена изменились.
И прейскурант цен вы можете узнать здесь


Можно попасть сюда и с экскурсией. И тогда в это мужское отделение могут зайти и женщины. Однако экскурсия не дает возможности попариться. Более подробно об экскурсиях можно прочитать тут.

Во времена В.А. Гиляровского считалось «не видел Сандунов, не видел Москвы», так что посетите это легендарное место.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: не музей, отчёт, экскурсии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments