mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка «Сюрреалистический иллюзионизм» - отчёт.

В мультимедиа арт музее, Москва проходит выставка, погружающая нас в фантастический мир фотографий и открыток, эпохи конца XIX – начала XX века. Еще не начали греметь выстрелы Первой мировой войны, люди радовались жизни, путешествовали, поздравляли друг друга. Выставка «Сюрреалистический иллюзионизм» представляет 300 фотографических открыток, демонстрирующих необычайное художественное мастерство и удивительную техническую изобретательность.

В конце 1890-х годов в Европе появилось множество фабрик, специализировавшихся на новой форме популярного искусства. В ту пору фотографии не печатались на открытках полиграфическим способом, как это делается сегодня. В 1900-1914 годах производство так называемых «настоящих фотографических открыток»  стало важной отраслью европейской  промышленностью.
Поздравительная открытка. Франция, ок. 1905-1910.

Открытки создавались с помощью механизированного процесса фотопечати, в ходе которого большие рулоны бумаги покрылись светочувствительной эмульсией. Ежедневно можно было производить до тысячи погонных метров светочувствительной бумаги, что в итоге давало около 40 00 отдельных изображений. Такие открытки, отпечатанные на бумаге прямо с негативов были, по сути, «настоящими» фотографиями. Отсюда и происходит английский термин «real photo postcard» (RPPC).
Новогодняя поздравительная открытка. Германия, 1911 год.

Футуристические фантазии. Австрия и Германия, ок. 1905 г.

Изобретение в конце XIX века промышленных способов производства фотографий привело к революции в изготовлении почтовых открыток. Лидировали в этом процессе несколько европейских компаний, а именно «Новое фотографическое общество» (Neue Photographishe Gesellschaft, сокр. NPG) и «Ротофот» (Rotophot) в Германии и «Индустриальное общество фотографии» (La société industrielle de Photographie, сокр. S.I.P.) во Франции. Н оборотной стороне открыток обычно помещался логотип компании –как гарантия качества.
Вино J. Serravallо, Триест. Происхождение неизвестно 9Возможно, Италия). Ок. 1910 г.

Художник Доменико Мастрояни. Прошлое и настоящее. Издатель A. Noyer, Франция.

Экскурсия в Спа: источник Петра Великого. Германия, ок. 1904-1906.

Первоначально фотомонтаж (от франц. monter – «Собирать», «устанавливать») состоял в отпечатывании нескольких негативов на одном листе бумаги или в объединении нескольких элементов в один негатив.
Неизвестные французские издатели (E.P., M.F. и E.L.,), ок. 1905-1910 гг.

Пизанская башня. Неизвестные издатели, ок. 1915 г.

Главы европейских государств.


Изменение негатива или фотоотпечатка, которое заключается в дополнении, исправлении или подчеркивании тех или иных деталей (от франц. retoucher – «подправлять», «подрисовывать»).
Фотограф Леопольд Ройтлингер.
Издательство S.I.P. Франция, N.P.G. Германия; 1900-1905 гг.

Издатель Rotophot, до 1905 г.

Фотограф Фальк. Рельефные фотографии. Издатель D.G.M.A., Германия почтовый штемпель -1907.

Издатель N.P.G. («Новое фотографическое общество»), Германия, почтовые штемпели – 1907-1909.

Коллаж - изобразительные элементы, вырезанные из разных источников и затем склееные вместе ( от франц. coller – «клеить», «наклеивать»). Обычно считается, что коллаж был изобретен в 1912-1914 годах, одновременно с зарождением кубизма. Однако эта техника широко использовалась в почтовых открытках рубежа эпох.
Издатели J.K., Франция; N.P.G. («Новое фотографическое общество»), Германия; почтовые штемпели – 1904 и 1907.

Окрашивание было важным этапом изготовления фотографических открыток начала XX века. Поскольку промышленное производство цветных фотографий было еще невозможно, готовые фотоотпечатки раскрашивались каждый по отдельности и, как правило, вручную. Были изобретены также новые, экспериментальные технологии окрашивания. К началу 1920-х годов распространилось трафаретное окрашивание. В результате цвета стали более резкими, а образы – более стилизованными.
Французские романтические открытки. Издатели Furia и Rex, 1915-1920.

Поскольку открытки отличались небольшими размерами, было вполне естсетвенно, что их пытались визуально «увеличить» посредством фотомонтажа. Такой художественный прием, широко использовался в XVII веке и строился на обмане зрения (от франц. trope l’oeil – «обман зрения»). Раскрашенные вручную декорации создавали оптическую иллюзию трехмерного пространства – например, в пейзаже.
Жанна Д’Арк.

В эпоху Великой войны пропагандистские почтовые открытки изобилуют фантазиями на тему единства и неудержимой армейской мощи. Фотомонтаж здесь – средство поднятия национального духа. Во Франции и Германии такие открытки превратились в важнейшее оружие идеологической войны, которая велась за полями сражений. На годы Первой мировой войны приходится расцвет почтовой фотооткрытки, после чего ее «золотой век» постепенно подходит к концу.

Выставка продлится до 19 апреля 2015 года.

Адрес: ул. Остоженка, д. 16. Проезд до ст. м. Кропоткинская. Карта тут.
Время работы: вторник-воскресенье с 12.00 до 21.00
Понедельник – выходной день.
Цена билета для взрослых 400 руб. Есть льготы. Подробности тут.
Третье воскресенье каждого месяца - день бесплатных посещений.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: МАММ, бесплатно, выставки, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments