mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Выставка "Искусство сохранять" - отчёт.

В Церкви Святого Георгия на Вознесенской площади, что в Коломенском открылась выставка «Искусство сохранять». Небольшая экспозиция, представляющая несколько предметов ценна рассказом о трудах реставраторов, вернувших эти шедевры для широкого зрителя. Это вторая выставка в нашем городе, которая рассказывает о тяжелой и такой интересной работе.

Церковь Святого Георгия на Вознесенской площади в Коломенском.

В помещении церкви можно увидеть произведения из собрания музея-заповедника, прошедшие реставрацию. Особенно интересно познакомиться с фотографиями предметов, какими они были до реставрации, и увидеть сложный и важный труд реставраторов по спасению и сохранению уникальных памятников искусства.
Фрагмент. Икона «Господь Вседержитель» (Спас Смоленский) с припадающими преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Центральная Россия. XIX век. Дерево, левкас; темпера.

До реставрации памятника живопись находилась под потемневшим слоем олифы. Имелись сколы левкаса с красочным слоем по краям и углам иконы, многочисленные утраты красочного слоя до левкаса по всей поверхности живописи и полям, значительные – на изображении волос Спасителя и монашеских мантий преподобных. После реставрации живопись раскрыта, укреплен левкас, нанесено защитное покрытие.
Фрагмент. Риза на икону «Богоматерь с припадающими». Россия, Московская губ. Середина XIX века.
Холст, глазет, бисер, стеклярус, бусины; ткачество, низание, вышивка.

Памятник проходил реставрацию в отделе реставрации музейных коллекций МГОМЗ. Работала над ним художник-реставратор по тканям третьей категории Кочурова А.П. В процессе реставрации риза была очищена от загрязнений, восполнены утраты, разрывы нитей, укреплены отставания бисера, стекляруса и бусин.
Фрагмент. Пелена «Рождество Богоматери». Россия, Москва. Мастерская Марии Ивановны, жены Ильи Даниловича Милославского(?). 1660-е годы. Атлас, холст домотканный, льняная узорная ткань, пряденые и сканые золотные и серебряные нити, шелковые нити; ткачество, шитье «в прицеп», лицевое шитье.

При поступлении в реставрацию на памятнике декоративно-прикладного искусства имелись сильные загрязнения лицевой и оборотной сторон, многочисленные пятна на подкладке. Бордовый и зеленый атлас имел многочисленные сечения по всей поверхности, ткань была сильно пересушена, ломкая, жесткая, деформированная. Металлические нити шитья потемнели, имелись обрывы нитей.
Фрагмент. Пелена «Рождество Богоматери». Россия, Москва.
Мастерская Марии Ивановны, жены Ильи Даниловича Милославского(?). 1660-е годы.

Реставрация экспоната проводилась в реставрационном центре при ассоциации реставраторов России (ООО «РЕСЦАР»)
реставратором ткани первой категории Ануфриевой Н.В. под руководством Ковалева Д.И. в 2011 году.
Фрагмент. Царские (Райские) врата. Конец XVII – начало XVIII веков. Дерево, левкас; резьба, темпера, золочение.

В ходе реставрации было проведено полное раскрытие клейм и позолоты на резьбе створ Царских врат. Проведено удаление записей и загрязнений. Восполнены утраченные фрагменты древесины на резьбе. После реставрации врат вставки левкаса затонированы, нанесено защитное покрытие, живопись в клеймах раскрыта.
Фрагмент. Икона «Богоматерь Боголюбская». Автор Моисей Чеботарев. Конец XVIII века.
Происходит из Симонова монастыря. Дерево, левкас; темпера.

Реставрация памятника изобразительного искусства проводилась в 2008 году в отделе реставрации музейных коллекций МГОМЗ художником-реставратором темперной живописи Гонцовой К.А. под руководством художника-реставратора темперной живописи высшей квалификации Сатель Е.А.
Фрагмент. Гравюра «Минея, месяц апрель, имеет дней 30, день имеет часов 13, а ночь 11».
Первая четверть XIX века. Бумага, гравюра на дереве, акварель.

Для приведения памятника в экспозиционный вид были проведены реставрационные мероприятия. Удален дублировочный холст, который очень трудно отделялся от бумаги, особенно по краям, съеденный жучками. Проводилась отдельная процедура по удалению дублировочного клея. Восполнения проводились подобранной бумагой, схожей с авторской по толщине, факторе и цвету. На гравюре были удалены поверхностные загрязнения. Тонированы потертости штрихи и красочного слоя при помощи акварельной краски. Гравюра смонтирована в закрытое паспарту.

Посмортреть отретсаврированные экспонаты полностью и познакомится с жизнью реставраторов вы сможете если придете на выставку в  Коломенское.

Выставка продлится до 25 февраля 2015 года.

Адрес: проспект Андропова, д.39. Проезд до ст. м. Коломенская. Подробнее тут.
Режим работы: вторник – пятница, воскресенье с 10.00 до 18.00, суббота с 11.00 до 19.00
Понедельник - выходной.
Цена билета: 100 руб.
Третье воскресенье каждого месяца вход бесплатно.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: МГОМЗ, МЗП Коломенское, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments