mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка "Дом на Большой Садовой" - отчёт

В музее М.А. Булгакова, в «нехорошей квартире №50» открылась выставка «Дом на Большой Садовой». Перед гостями музея разворачивается история дома и его жителей. Открытия и сюрпризы ждут всех посетителей. Вам удастся проникнуть на всегда закрытую лестницу для слуг и узнать о бытовании квартир этого дома, увидеть макет и познакомиться с жильцами дома №10.

В этом московском доходном доме провел последние годы жизни художник Василий Суриков, стрелялся и остался жив меценат Николай Рябушинский, останавливалась перед покушением на Ленина Фанни Каплан, здесь проходили богемные вечеринки у художника Георгия Якулова, на одной из которых Сергей Есенин познакомился с Айседорой Дункан. Михаил Булгаков написал здесь «Белую гвардию», а художник Петр Кончаловский создал почти все свои работы.

2 мая 1910 года караимский купец и табачный фабрикант Илья Пигит купил землю для строительства дома. В 1904 году дом по проекту Эдмунда Юдицкого был завершен. Оформлением уличного фасада занимался архитектор Антонин Милков. 29 августа 1918 года во владельческой квартире, у племянницы Ильи Пигита Анны Пигит, останавливается Фанни Каплан . На следующий день прозвучит выстрел на заводе Михельсона. На 1923 году из 593 членов жилтоварищества, 355 были рабочими. Около 10 семей, арендовавших квартиры до революции, продолжают жить в доме. В сентябре 1921 года происходит знакомство Сергея Есенина и Айсиоры Дункан у Георгия Якулова. В 1938 в марте расстреляна Анна Пигит (эсерка) проживавшая в квартире №5.  В 1938 году в ходе реконструкции Садового кольца уничтожена ограда дома в стиле модерн. В 1984 году в «нехорошую квартиру», которую на тот момент занимает Гипротехмонтажстрой, массово начинают приходить почитатели творчества М.А. Булгакова. В 1990 году организация выезжает из квартиры, а в 1994 году квартира писателя официально передана Фонду им. М.А. Булгакова, который возглавляет М.О. Чудакова.  Уже в наше время проходит ремонт фасадной части дома – удается отреставрировать и сохранить фрагменты парадных интерьеров первого и второго подъездов. Под бывшей квартирой №52, где открыт культурный центр «Булгаковский дом» и соседними квартирами первого этажа раскапывают фундамент и углубляют подвал. После реконструкции там открывается театр. 26 марта 2010 года в квартире №50 Правительством города Москвы учрежден первый в России государственный музей М.А. Булгакова.
Илья Давыдович Пигит с женой Верой (Берухой) Исааковной Пиги, в девичестве Катлама. Рига, 1896 год.

Илья Давыдович Пигит (1851-1915) родился в караимской семье в Крыму. В 1867 году он приехад со своим братом Садуком в Москву, а в 1891 открыл свою собственную табачную фабрику под названием «Дукат». В 1913 году закончилось строительство основного пятиэтажного здания фабрики в Чухинском переулке (сейчас улица Ярослава Гашека). «Дукату» принадлежали несколько фирменных магазинов в Москве – на Арбате, Большой Никитской, Петровских линиях и на Кузнецком мосту. Во время Первой мировой войны в связи с ростом спроса на табак доход фабрики составил 10 миллионов рублей.
Это единственная из сохранившихся фотографий Ильи Пигита. В мемуарах Андрей Белого есть воспоминания о встрече с четой Пигит во время революционных событий 1905 года.
Ева Моисеевна Пигит в замужестве Фиркович. Двоюродная сестра Ильи Пигита. Из личного архива Галины Гладиловой-Ормели.

У Ильи Пигита не было своих детей, поэтому он с особенной заботой относился к племянникам – детям брата, Садука. Помимо Пигитов в доме проживали еще три караимские семьи. С 1911 года в квартире 53 жила семья Ильи Саказчи, работавшего управляющим дома №10 еще при Пигите. Он изображен в рассказе М. Булгакова «№13. Дом Эльпит-Рабкоммуна» под именем Бориса Самойловича Христи. Дочери Сакизчи проживали в доме до 1970-х годов. До 1965 года в квартире №51 был прописан научный сотрудник Семен Леви. Техник-химик Ефим Бабай и его жена Анна, работавшая машинисткой на фабрике «Дукат», занимали комнату в квартире №3. В советское время в доме проживали десять работниц и один рабочий фабрики «Дукат».
Работницы фабрики «Дукат». 1910-е годы. Из архива фабрики «Лиггетт-Дукат».

Квартира №5 до революции самая роскошная и большая (10 комнат)  в доме принадлежала его владельцу Илье Пигиту. После революции в квартире проживала его племянники, дети его брата Садука – Давид, Анна и Дина Пигит. Анна была осуждена еще царским судом за революционную деятельность, отбывала каторгу в Нерчинской каторге где познакомилась с Фанни Каплан. До 1996 года в квартире оставались уникальные интерьеры – кесонированные потолки с окрашенной под дерево лепниной, богато оформленное в барочном стиле слуховое внутреннее окно, роспись на стенах, дубовый паркет и двери в стиле модерн.

Фрагмент лепного декора потолка кабинета Ильи Пигита (Владельческая квартира №5) 1904 год.
Гипс, стилизованный под дерево.
Из коллекции Олега Лопухова.

В сентябре 1921 года Михаил Булгаков приехал в Москву с намерением поселиться в ней навсегда и стать писателем. Михаилу Афанасьевича и его жене Татьяне Николаевне Лаппа повезло – их пустил жить в свою комнату в квартире №50 Андрей Земский, муж Надежды Булгаковой – сестры писателя.

Состав квартирантов – в основном пролетариев – был весьма разнообразным: краскотёр Московской фабрики Гознак, приемщица 1-ой типографии, торговка пирожками, рабочий хлебопекарни, наборщик профтехшколы, торговец в лавке, безработные и т.д. Соседи почти в полном составе перекочевали на страницы булгаковской прозы. В квартире №50 жили восемнадцать человек. Для них были устроены две кухни –одна располагалась сразу налево от входа (сейчас там раздеваются посетители музея) и вторая  с экспозицией коммунальной кухни, напротив комнаты Булгакова.

Фрагмент лепного декора потолка кабинета Ильи Пигита (Владельческая квартира №5) 1904 год.
Гипс, стилизованный под дерево.

Из коллекции Олега Лопухова.

С 1906 года квартиру №34 арендовали супруги Манасевичи – потомственный почётный гражданин Артур Борисович и его жена Мария Яковлевна. До революции тут бывали племянница Александра Пушкина Мария Нейкирх, преподававшая сыну Манасевичей Владимиру французский язык, и внук убийцы Лермонтова Борис Мартынов, занимавшейся с Владимиром физикой. Летом 1924 года из квартиры №50 сюда переехали Михаил Булгаков и его жена Татьяна Николаевна Лаппа. Как вспоминала Татьяна Николаевна, Артур Борисович боялся принудительного уплотнения и решил уплотниться сам. Управляющий Сакизчи посоветовал ему выбрать Булгаковых. Так же по приглашению Манасевичей в квартиру №34 из квартиры №25 въехали братья Захаровы. Николай Тимофеевич Захаров работал станковым печатником, а его брат Иван – литографским печатником в бывшей типолитографии Машистова, располагавшейся через дорогу на Большой Садовой.

Фрагмент макета дома.

Центральная часть дома, парадный фасад которой выходит во двор, была (и до сих пор остается частично) занята художественными мастерскими. До революции студию №36  на втором этаже арендовал художник и управляющий Московской конторой императорских театров и императорских театральных училищ Николай Констанитнович фон Бооль.  В 1937 году мастерская перешла к скульптору Митрофану Руковишникову, затем к его потомкам. Митрофан Сергеевич известен в частности тем, что восстанавливал фигуры муз в нишах фасада Большого театра, уничтоженные во время войны. В конце 1960 года здесь начинает работать третье поколение скульпторов Рукавишниковых – Александр. К наиболее известным работам Александра Руковишникова относятся памятник Достоевскому у РГБ, Шолохову на Гоголевском бульваре, Александру II  у Храма Христа Спасителя. Сейчас в мастерской работает сын Александра – Филипп.

Экспозиция посвященная художнику Георгию Яколову.

Георгий Богданович Якулов (1884-1928) – выдающийся театральный художник, один из самых ярких представителей богемы 1920-х годов. В 1920 году Якулов получил не только мастерскую ( студию №38), но и комнату в квартире №8, располагающуюся в фасадной части здания. Якулову и его жене было отказано в членстве в жилтовариществе дома из-за, как написано в документе 1924 года, «нэпмансокго образа жизни». Антресоли и рабочий стол в мастерской были сделаны по его эскизам. Его студия была наполнена рисунками, театральными афишами, глиняными восточными статуэтками, картинами. На полу лежал закавказский ковер, в котором однажды спрятался Есенин, чтобы напугать своих сестер.

Лестница из мастерской Петра Кончаловского.

Петр Петрович Кончаловский, а затем и его сын Михаил занимали художественную мастерскую дома 10 на Большой Садовой почти весь XX век, с 1910-х до 1990-х годов. В 1910 Кончаловский снял матсерскую №38, принадлежавшую меценату Николаю Рябушинскому, а с 1912-го семья художника арендовала еще одну квартиру (№24) в фасадной части дома на пятом этаже. В 1917 году Петр Кончаловский вернулся с войны и переехал в мастерскую №40 на четвертом этаже.
Руководство по описанию анатомии человека принадлежавшее Петру Кончаловскому. 1910 год.
Из мастерской Елены Утенковой и Михаила Тихонова.

До революции в девяти квартирах шестого подъезда дома располагалось общежитие московских Высших Женских курсов. На втором этаже курсистки жили в 37-й, 46-й, и 47-й квартирах, на третьем – в 48-й, 49-й, на четвертом – в 41-й,50-й, 51-й. После революции квартиры переводились в коммуналки. Об этом общежитии можно подробнее почитать наш отчет о выставке "Курсистки дома Пигита", состоявшейся в музее.

Лестница для слуг.

К 1986 году коммунальные квартры в фасадной части дома были расселены. В обветшавшие и никем незанятые помещения въехали музыканты, художники, хиппи. Они заселили почти всю фасадную часть дома слева от проходной арки. Дом на Большой Садовой был не просто хипповым сквотом, а московской творческой лабораторией со своими правилами (например, запретом на алкоголь) и определёнными требованиями к новым членам. Центром сквота была владельческая квартира №5. В 11-ой квартире в 1995-96 годах режиссер Артур Аристакисян снимал художественный фильм «Место на земле» о коммуне хиппи. К 1996 году всех обитателей сквота выселили.

Лестница для слуг. Экспозиция посвященная сквоту.

Дом №10 по Большой Садовой – один из немногих в Москве, где есть двор-колодец.  По воспомининиям Натальи Кончаловской, до революции «внутри двора был круглый фонтанчик с цветником вокруг и фигуркой мраморного амура на каменной глыбе посредине бассейна». В 1920-е годы скульптура амура была заменена фигурами мальчика и девочки.

Лестница для слуг. Экспозиция посвященная сквоту.

В описи владения 1914 года  помещение под художественными мастерскими значится как каретный сарай. Тогда в нем размещались хозяйственные принадлежности. В советское время, по воспоминаниям жителей дома, там стояли посольские машины, водители которых нелегально приторговывали колесами, маслом, автомобильными зеркалами.

Фрагмент макета дома.

Вот такой рассказ об одном московском доме разместился в музее М.А. Булгакова, который будет интересен не только поклонникам творчества Михаила Афанасьевича, но и любителям истории нашего города. Приходите в "нехорошую квартиру", чтобы проникнуть в запретные места "без всякой черной магии" и посмотреть интерактивный макет всего дома. В рамках выставки так же предусмотрены экскурсии. О них можно прочитать здесь. И не забудьте изучить прекрасный сайт подготовленный музеем для этой экспозиции.

Выставка продлится до 26 сентября 2015 года.

Адрес: улица Большая Садовая, дом 10, подъезд 6, этаж 4, квартира №50. Проезд до станции метро «Маяковская», выход к Концертному залу имени Чайковского.
Время работы: вторник-воскресенье с 12.00 до 19.00;
среда — с 12:00 до 18:00, далее — вечерние экскурсии с 18:00 до 21:00 (индивидуальное посещение музея до 18:00).
четверг — с 14:00 до 21:00;
понедельник — выходной день.
Цена билета: взрослый — 150 р., льготный (для школьников и учащихся колледжей; пенсионеров) — 50 р.,
бесплатный (для студентов дневных отделений, детей до 7-ми лет и льготных категорий граждан).
Каждое третье воскресенье месяца музей работает бесплатно.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: выставки, музей Булгакова, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments