mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Живописный мир оперного театра П.И. Чайковского" - отчёт.

В музее «Чайковский и Москва» проходит камерная выставка, посвященная постановкам, осуществленным и не увидевшим свет опер великого мастера "Живописный мир оперного театра П.И. Чайковского". К своему стыду, мы поняли, что есть оперы, о которых мы даже не слышали. Придется срочно заняться самообразованием. А пока пройдемся и полюбуемся эскизами декораций, костюмов и вспомним певцов прошлого.

Начнем мы наше знакомство с экспозиции, наверное, самой знаменитой оперы Петра Ильича  - «Евгений Онегин».
Валерий Яковлевич Левенталь. Лето. Эскиз декорации к опере «Евгений Онегин». Москва, Государственный академический Большой театр. Режиссёр Б. Покровский, восстановление спектакля 1944 года. 1991. Фанера, темпера.

Валерий Яковлевич Левенталь (род. 17 августа 1938, Москва, СССР) - советский и российский театральный художник, сценограф, педагог, профессор. Академик РАХ (1997; член-корреспондент 1988). Народный художник СССР (1989). Лауреат Государственной премии РФ (1994)Валерий Левенталь в 1962 году окончил ВГИК. В 1963 году дебютировал в качестве театрального художника, оформив спектакли в Театре им. М. Н. Ермоловой и в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. С 1965 года Левенталь был художником-постановщиком Большого театра, в 1988-1995 годах - его главным художником. Начиная с 1979 года много работал во МХАТе, а после раздела театра в 1987 году - в МХТ им. Чехова, оформил спектакли по пьесам А. Гельмана, М. Рощина, С. Мрожека, А. Островского, а также чеховские постановки Олега Ефремова: «Чайку», «Дядю Ваню», «Вишнёвый сад» и «Три сестры». Левенталь оформлял спектакли и за рубежом, как в драматических, так и в музыкальных театрах, в том числе в «Ла Скала» и «Коммунале».
Валерий Яковлевич Левенталь. Зима. Эскиз декорации к опере «Евгений Онегин». Москва, Государственный академический Большой театр. Режиссёр Б. Покровский, восстановление спектакля 1944 года. 1991. Фанера, темпера.

Опера "Евгений Онегин" написана в мае 1877 (Москва) - феврале 1878 в Сан-Ремо. Композитор работал над ней также и в Каменке. В мае 1877 года певица Е. А. Лавровская предложила композитору написать оперу на сюжет пушкинского «Евгения Онегина». Первая зарубежная постановка прошла 6 (18) декабря 1888 в Праге, дирижёр - автор. 19 (31) января 1892 постановка в Гамбургской опере, дирижёр Густав Малер. Первая постановка на советской сцене 14 сентября 1918 в Петрограде в Малом оперном театре. В 1921 постановка в Большом театре. Опера была изначально задумана как камерная, но позже специально для постановок на сцене Императорской оперы Чайковский создал новую редакцию. Уже в советское время первоначальный вариант, «лирические сцены», был воссоздан усилиями К. С. Станиславского. В настоящее время используются обе редакции оперы.
Дмитрий Афанасьевич Чербаджи. Бал у Лариных. Эскиз декорации к опере «Евгений Онегин».
Сыктывкар, Театр оперы и балета Республики Коми. Режиссёр М. Гусев. 1983. Оргалит, смешанная техника.

Дмитрий Афанасьевич Чербаджи - академик Российской академии художеств (Отделение театрально- и кинодекорационного искусства, 2010). Член Союза художников (1986). Работал стажером (1971-1972), художником-декоратором (1972-1978) мастерских ГАБТ и КДС; главным художником объединения «Большой театр - студия Григорович- балет» (1992- 1997). Оформил более 70 спектаклей.
Дмитрий Афанасьевич Чербаджи. Комната Татьяны. Эскиз декорации к опере «Евгений Онегин».
Сыктывкар, Театр оперы и балета Республики Коми. Режиссёр М. Гусев. 1983. Оргалит, смешанная техника.

Поражает законченность прорисовки эскизов. Это уже не просто эскизы, это самостоятельные произведения, картины, которые так и хочется повесить на стену и любоваться-любоваться.
Петр Клавдиевич Степанов. Татьяна. Эскиз костюма к опере «Евгений Онегин». Санкт-Петербург, Театр музыкальной драмы п/р И.М. Лапицкого. Дирижёр М. Бихтер. 1912. Бумага, акварель.

Василий Иванович Шухаев. Эскиз костюма французской посланницы к опере «Евгений Онегин». Тбилиси, Театр оперы и балета имени З. Палиашвили. Постановщик Г. Гвиниашвили. 1948. Бумага, акварель, гуашь.

Опера «Пиковая дама» написана во Флоренции ранней весной 1890 года, первая постановка - 7 (19) декабря 1890 года в Мариинском театре в Петербурге. Замысел постановки оперы с сюжетом «Пиковой дамы» А. С. Пушкина на сцене Мариинского театра, вероятно, принадлежал директору Императорских театров Ивану Александровичу Всеволожскому. С 1885 года от имени дирекции театров велись переговоры о создании оперы на этот сюжет с несколькими людьми. 19 января 1890 года во Флоренции Чайковский начал сочинять оперу.
Петр Кондратьевич Ершов. Эскиз костюма Томского к опере «Пиковая дама».
Ашхабад, Туркменский театр оперы и балета. Режиссёр А. Макаровский, дирижёр П. Баленко. 1957. Бумага, гуашь, карандаш.

А чтобы вы не заскучали, мы предлагаем послушать отрывок из этого творения Чайковского в исполнении замечательной певицы Елены Образцовой.


Борис Асафович Мессергер. Сцена у Канавки. Эскиз декорации к опере «Пиковая дама».
Германия, Лейпциг, Оперный театр. Режиссёр Б. Покровский, дирижёр Б. Хайкин. 1964. Холст, масло.

Об опере «Чародейка», также заставляет нас вспомнить эта выставка. Либретто Ипполита Шпажинского по его одноименной трагедии. Премьеры первых постановок: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 20 октября 1887, под управлением автора; Тифлис, 14 декабря 1887, под управлением Михаила Ипполитова-Иванова; Москва, Большой театр, 2 февраля 1890, под руководством Ипполита Альтани. Драма Ипполита Шпажинского привлекла Чайковского напряжённым конфликтом, контрастными характерами. Композитор увидел хорошую возможность для создания музыкальной трагедии.
Фёдор Фёдорович Федоровский. Эскиз декорации к опере «Чародейка».
Пермь, Ленинградский академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова. Режиссёр Л. Баратов. 1941. Холст, масло.

Фёдор Фёдорович Федоровский (1883-1955) - русский советский театральный художник, живописец, педагог, профессор. Доктор искусствоведения (1952). Главный художник Большого театра СССР в 1929-1953 годах. Вице-президент Академии художеств СССР в 1947-1953 годах. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1951). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1943, 1949, 1950, 1951). Автор художественного оформления спектаклей (преимущественно русских эпических опер), сценических мероприятий, парадов, автор проекта (1936) и реставрации (1945) Рубиновых звёзд на башнях Московского Кремля, а также знаменитого «золотого» занавеса Большого театра.
Фёдор Фёдорович Федоровский. Князь и Настя. Эскиз декорации к опере «Чародейка».
Пермь, Ленинградский академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова. Режиссёр Л. Баратов. 1941. Холст, масло.
Песня Наташи из оперы "Опричник".
«Опричник» - опера П. И. Чайковского на либретто композитора по одноимённой повести И. И. Лажечникова. Написана в 1870-1872 годах, премьера состоялась 12 апреля 1874 в Мариинском театре.
Константин Алексеевич Коровин. Эскиз костюма к опере «Опричник».
Санкт-Петербург, Мариинский театр. Бумага, акварель.

Элемент костюма к опере «Опричник».


Ария Вакулы из оперы «Черевички».

Либретто оперы «Черевички» было написано Яковом Полонским по повести Николая Гоголя «Ночь перед Рождеством». Произведние посвящено памяти великой княгини Елены Павловны. В первой редакции 1874 году опера называлась «Кузнец Вакула» и разворачивалась в 3-х действиях. Опера 18 раз ставилась в Москве, однако 1885 автор создал новую редакцию, несколько упростив некоторые элементы музыкальной ткани, а также добавив арии Вакулы «слышит ли девица», песенку «Школьного учителя» и куплеты Светлейшого. Во второй, окончательной редакции, в которой опера получила современное название, она была впервые поставлена в Большом театре 19 января 1887 года под управлением автора.
Парик. Элемент костюма к опере «Черевички».

«Орлеанская дева» - опера П. И. Чайковского, его же либретто по одноимённой драме Фридриха Шиллера в переводе В. А. Жуковского. Написана в 1879 году. Романтическая драма Шиллера «Орлеанская дева», впервые с огромным успехом поставленная в Лейпциге в 1831 году, пользовалась, благодаря переводу Жуковского (1817-1821), большой популярностью. Вопреки цензурным препятствиям «Орлеанская дева» была поставлена на сцене Мариинского театра 13 (25) февраля 1881 года. Полтора года спустя состоялась ее премьера в Праге. При жизни Чайковского она, однако, ставилась не часто.
Станислав Бенедиктович Бенедиктов. Костер. Эскиз декорации к опере «Орлеанская дева».
Постановка не осуществлена. 1992. Бумага, картон, акварель, белила.


Ария Иоанны из оперы "Орлеанская дева"

Но не только постановки опер вспоминает эта выставка. Фотографии великих актеров, которые неразрывно связаны с произведениями Петра Ильича находятся в витринах выставочного пространства.
П.А. Хохлов в роли Светлейшего в опере «Черевички». Москва. 1880-е.

Павел Акинфиевич Хохлов (1 (21) июля 1854, село Устье Спасского уезда, Тамбовской губернии, ныне Спасский район Пензенской области - 20 сентября 1919, Москва) - русский певец, баритон, солист Большого (1879-1886, 1889-1900) и Мариинского (1881 и 1887-1888) театров. 19 февраля 1879 года П. А. Хохлов дебютировал на сцене Большого театра в опере «Фауст» Шарля Гуно, в партии Валентина. Очень скоро Хохлов завоевал не только любовь публики, но и российской музыкальной элиты того времени. Известно исключительное отношение к нему П. И. Чайковского, который дал Большому театру свою оперу «Евгений Онегин», только при условии, что партию Онегина будет исполнять Хохлов. П. И. Чайковский отмечал, «что не может себе представить Онегина иначе, как в образе Хохлова». Всего Хохлов пел Онегина 138 раз.
Е.Н. Хренникова в роли Лизы в опере «Пиковая дама».
Фотография императорских университета и театров К.А. Фишера. Москва. 1904-1905.

Хренникова(Елецкая) Елена Нестеровна, 18(30).11.1878 (в некоторых источниках 1879), село Барятино Тульской губ. - 19.4.1941, Москва - артистка оперы (лирико-драм. сопрано). Родилась в семье управляющего имением "Барятино". Обучалась пению в Московской консерватории (кл. М. Климентовой), которую окончила в 1898. В 1898-1900 солистка Московской частной русской оперы С. Мамонтова, в 1900-08 солистка московского Большого театра (дебютировала в 1899 в партии Маргариты - "Фауст" Ш. Гуно). В 1903 И. Бунин посвятил певице стихотворение "О, не томи, не трать мелькающих мгновений!".
Павел Александрович Скотарь. Портрет С.Я. Лемешева в роли Ленского. Москва, Государственный академический Большой театр.
Режиссёр Б. Покровский, художник П. Вильямс. 1954. Бумага, наклеенная на картон; акварель.

Сергей Яковлевич Лемешев (27 июня [10 июля] 1902, село Старое Князево, Тверская губерния - 26 июня 1977, Москва) - русский советский оперный певец (лирический тенор) и оперный режиссёр, педагог. Народный артист СССР (1950). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). В 1931 году Лемешев был приглашён в Большой театр, где дебютировал в партиях царя Берендея (Снегурочка), Джеральда (Лакме) и Ленского (Евгений Онегин). Вместе с И. С. Козловским Лемешев был ведущим тенором вплоть до 1957 года, периодически продолжал выступать в Большом театре до 1965 года. Во время Великой Отечественной войны Лемешев выступал с фронтовыми бригадами. Во время одного из выступлений он сильно простудился, и у него обострился туберкулёз лёгких.
Павел Александрович Скотарь. Портрет Е.Д. Кругликовой в роли Татьяны Лариной.
Москва, Государственный академический Большой театр. Режиссёр Б. Покровский, художник П. Вильямс. 1954.
Бумага, наклеенная на картон; акварель.

Елена Дмитриевна Кругликова (1907-1982) - советская оперная певица (лирическое сопрано), педагог. Народная артистка РСФСР (1947). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). В годы Великой Отечественной войны выступала в составе фронтовых бригад и в госпиталях. В 1943 году передала вместе с коллективом ГАБТ присуждённую ей Сталинскую премию в Фонд обороны. Исполнение партии Татьяны Еленой Кругликовой признано зрителями и коллегами как одно из самых лучших за всю историю этой роли. Партию Татьяны ей поручили в первый же год её сценической карьеры, после успешного дебюта в опере Верди «Риголетто».

Приходите в музей, выставка откроет для вас взгляд художников на эти бессмертные музыкальные творения и заставит вас вновь обратиться к творчеству великого мастера. А уж экспозицию «Чайковский и мир» просто невозможно проигнорировать. Вся жизнь композитора пронесется перед вашими очами и заворожит, заинтригует своими секретами и артефактами.


Выставка продлится до 24 мая 2015 года.

Адрес: Кудринская площадь, 46/54. Проезд до ст.м. «Баррикадная»
Время работы: среда, пятница, суббота, воскресенье - с 11:00 до 19:00, четверг - с 12:00 до 21:00
Понедельник, вторник - выходной. Последняя среда месяца - санитарный день.
Цена билета: взрослый - 150 руб, льготный - 75 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: выставки, музей Чайковского, музей им М.И. Глинки, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments