mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Новые поступления в музее имени А.Рублева - отчёт. Часть 1.

В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева проходит выставка под названием «Новые поступления», где музей знакомит своих посетителей с предметами, которые поступили в его фонды за последнее десятилетие. За это время более чем на 3500 предметов пополнили его собрание. Конечно, все предметы не могли быть выставлены в небольшом зале Настоятельного корпуса, но сотрудники разместили в экспозиции наиболее ценные и яркие произведения.

Представленные экспонаты можно разделить на две категории: собственно дары-приношения и произведения, приобретенные на средства самого Музея имени Андрея Рублева или через Министерство культуры РФ, за счет его бюджетных средств. Наиболее ярким даром последних лет явилась коллекция известного хирурга Г.А. Покровского (1925–2008), переданная в 2009 году его вдовой М.А. Покровской. Поступившая в Музей коллекция огромна, включает более трехсот экспонатов. Среди них – образцы иконописи XVI века московского круга грозненской эпохи, памятники новгородского происхождения, а также множество произведений ювелирного искусства.

Святитель Николай Чудотворец. Вторая четверть – середина XVII века. Москва. Оклад. Середина – третья четверть XVIII века. Мастер GHB. Венец. 1842 год. Москва. Мастер И. Лавров. Дерево, темпера; белый металл, чеканка, золочение, резьба, цветные текла. Из коллекции Г.А. Покровского. Дар М.А. Покровской, 2009 год. Реставрация домузейная.

Глеб Александрович Покровский родился в 1925 году и почти до конца своих дней оставался практикующим хирургом. С 1958 года начинает складываться его собрание икон и декоративно-прикладного искусства. Долгие годы дружбы связывали Глеба Александровича с известным художником и коллекционером церковных древностей Павлом Дмитриевичем Кориным. Собрание формировалось разными путями. Некоторые иконы Г.А. Покровский приобретал, довольно значительное число произведений было подарено ему друзьями.
Пророк Давид, из пророческого чина. 1660-1670-е годы. Ярославль. Дерево, темпера.
Приобретение у частного лица, 2006 год. Реставрация домузейная.

Вылеченные им пациенты, узнавая об увлечении своего доктора, также в знак благодарности нередко дарили Глебу Александровичу хранившиеся в их семьях и казавшиеся ненужными иконы. Г.А. Покровский скончался 21 марта 2008 года. При жизни он не успел распорядиться своим собранием, которым очень дорожил. В начале 2009 года Марфа Андреевна Покровская, желая сохранить память о супруге и не дать рассеяться плодам его многолетнего труда, передала собрание в дар Центральному музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

Прекрасной жемчужиной музейной коллекции теперь является, созданая лучшими московскими мастерами, икона "Богоматерь Владимирская" в великолепном окладе с цветной эмалью.
Богоматерь Владимирская. Вторая четверть XVII века. Москва.
Дерево, темпера; белый металл, эмаль, стекла, скань, эмаль по скани, выемчатая эмаль, монтировка, золочение, цветные стекла.

Скань (восходит к др.-русск. съкань, от глагола съкати «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей»), филигрань - вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Фрагмент. Богоматерь Владимирская. Вторая четверть XVII века.

Выемчатая эмаль – это технология нанесения эмали, при которой она заполняет углубления (выемки), сделанные на поверхности изделия с помощью гравировки, чеканки или травления. После обжига затвердевшую поверхность эмали шлифуют в уровень с металлом.

Среди знаменитых приобретений можно отметить и икону из пророческого ряда иконостаса с поясным изображением пророка Захарии 1660-1670-х годов. Это великолепный памятник живописи Ярославля, с характерными для этого центра стилистическими особенностями, в которых блестяще соединяются традиционные и новаторские тенденции.
Пророк Захария, из пророческого чина. 1660-1670-е годы. Ярославль.
Дерево, темпера. Приобретение у частного лица, 2006 год. Реставрация домузейная.

Из поступлений 2014 года привлекает внимание икона "Несение Креста" конца XVII – начала XVIII века из страстного ряда иконостаса. В основе изображения лежит западноевропейская гравюра, восходящая к Библии Мериана.
Несение Креста, из страстного чина. Конец XVII – начало XVIII века. Москва (?).
Дерево, темпера. Приобретение у частного лица, 2014 год. Реставрация домузейная.

Обращение к западным иконографическим образцам, объёмное "живоподобное" письмо ликов, использование новых форм в письме одежд, архитектуры и пейзажа указывают на знакомство иконописца с работами мастеров Оружейной палаты.
Воздвижение Креста, из праздничного ряда.
Конец XVIII - начало XIX века. Поволжье. Дерево, темпера. Дар Т.В. Зенковой. 2006 год.
Реставратор Д.А. Шушаков, руководитель Л.Ю. Яснова. 2007 год (РАЖВиЗ И.Глазунова).

Это икона из праздничного ряда, который, по имеющимся сведениям, происходит из деревни Мохнецы Тверской области. Для нас кажется довольно непривычной её овальная форма, но для своего времени она была довольно типичной. На данной иконе утрачено изображение лика святителя, поднимающего вверх Крест. В ходе научной реставрации оно не было реконструировано. Именно этим научная реставрация и отличается от церковного поновления - она не предполагает дорисовывания утраченных фрагментов. На выставке вы сможете увидеть и другие иконы из этого праздничного ряда.

Апостол Петр, из деисусного чина. Конец XVIII века. Русский Север.
Мастерская И,И, Богданова-Карбатовского (?). Дерево, темпера. Приобретение у частного лица, 2013 год. Реставрация домузейная.

Одной из особенностей произведений мастерской Богданова-Карбатовского, уроженца города Онеги, Архангельской области, является появление на иконах изображений пейзажей, напоминающих родные северные места. И проповедь апостола Петра происходит уже на фоне не пальм и пустынь, а наших северных просторов. Что не противоречит общемировой проповеди слов Спасителя.
Фрагмент. Апостол Петр, из деисусного чина. Конец XVIII века. Русский Север. Мастерская И,И, Богданова-Карбатовского (?).
Дерево, темпера. Приобретение у частного лица, 2013 год. Реставрация домузейная.

Это лишь малая часть икон представленных на экспозиции, но чтобы увидеть все вам придется посетить музей. И тогда вы сможете увидеть иконы различных иконописных центров, греческие подписные иконы, иконы известных московских и петербургских фирм в удивительных окладах. Но кроме икон в фондах музея появились и другие предметы изумляющие своей красотой.
Складень двустворчатый «О тебе радуется», «Хвалите Господа с небес» в окладе и ковчеге. Вторая половина XVI в. Сольвычегодск (?). Мастерские Строгановых (?). Кость (бивень мамонта), резьба. Оправа – серебро(?), золочение, гравировка, резьба. Оправа – начало XVII в. Ковчег – первая половина XVII век. Приобретение у частного лица. 2014 год.

Такие складни получили распространение в XVI веке. И выполнялись мастерами из Москвы и Новгорода. Данный складень предположительно является работой московских мастеров, которые могли работать по приглашению Строгановых в их мастерских в Сольвычегодске. Особой редкостью является сохранность серебряной оправы созданной приблизительно в одно время с пластинами. К сожалению, в других подобных складнях резные пластины дошли до нашего времени в основном без оправы. Складень приобретён у потомков митрополита Волоколамского Питирима.
Фрагмент. Складень двустворчатый «О тебе радуется», «Хвалите Господа с небес» в окладе и ковчеге. Вторая половина XVI в.

Фрагмент. Складень двустворчатый «О тебе радуется», «Хвалите Господа с небес» в окладе и ковчеге. Вторая половина XVI в.

Еще один предмет, поражающий своей филигранной резьбой по дереву, это двухстворчатая панагия. Резьба по твердым породам дерева самшиту, кипарису практиковалась издревле в монастырях Палестины, Египта, Греции. Считается что это занятие учит терпению и сосредоточенности, так необходимым в монастырской жизни.
Панагия двустворчатая в оправе. Резьба –XVII век. Афон. Оправа – XVIII век. Афон (?).
Дерево, резьба, фольга. Оправа – белый металл, золочение, чеканка, гравировка. Приобретение у частного лица. 2013 год.

Представьте, какой это кропотливый труд, сколь внимательным и аккуратным должен быть мастер, ведь малейшая ошибка может загубить весь труд.
Фрагмент. Панагия двустворчатая в оправе. Резьба –XVII век. Афон. Оправа – XVIII век. Афон (?).

Фрагмент. Панагия двустворчатая в оправе. Резьба –XVII век. Афон. Оправа – XVIII век. Афон (?).

Нашлось место в фондах и так любимой нами деревянной скульптуре. В частности, здесь можно увидеть получившую распространение во второй половине XVIII – первой половине XIX века скульптуру «Иисус в темнице». Появление  скульптурного изображения страдающего Христа связывается с Ново-Иерусалимским монастырем. Так как монастырь создавался как копия Иерусалимского храма Гроба Господня, то вероятность появления этого изображения в монастыре довольно высока. До сих пор сохранились колодки в виде доски с прорезями для ног Спасителя, которые предполагали, видимо, объемный образ.
Христос в темнице. Конец XVIII века. Дерево, левкас, смешанная техника. Закупка у частного лица. 2013 год.
В процессе реставрации. Реставратор А.А. Борисов (ЦМиАР).

К концу XVIII века Христа перестали изображать обнаженным. В храмах для статуй делались покрова. В церквях создавались специальные темники, где размещалась скульптура. И в пламени свечи через окошко можно было увидеть страдающего Христа и прикоснуться своим сознанием к тем событиям. Ведь и сострадание иногда стучится в наши сердца.
Фрагмент. Христос в темнице. Конец XVIII века. Дерево, левкас, смешанная техника.
Закупка у частного лица. 2013 год. В процессе реставрации. Реставратор А.А. Борисов (ЦМиАР).


Вот такими шедеврами мы хотим привлечь ваше внимание к этой интереснейшей выставки, с помощью которой музей отчитывается о своих новых поступлениях. Успейте посетить эту экспозицию, а в следующей части мы расскажем о не менее интересных ценных книгах и археологических находках, представленных в Настоятельском корпусе.

Выставка продлится до 12 мая 2015 года.

Адрес: Андроньевская площадь, д.10, станция метро Римская, Площадь Ильича, Курская. Схема проезда тут.
Время работы: понедельник, вторник, пятницу, субботу и воскресенье с 11.00 до 18.00, касса - до 17.15;
четверг с 14.00 до 21.00, касса - до 20.15;
в среду и последнюю пятницу месяца музей закрыт.
Стоимость билета на выставку - 120 рублей. Есть льготы, подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: выставки, музей им Андрея Рублёва, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments