mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Выставка "Новые поступления" в музее имени А.Рублева - отчёт. Часть 2.

Мы продолжаем наш рассаз о выставке «Новые поступления» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени А. Рублева. Первую его часть вы можете почитать тут.
Так, здесь вы сможете встретиться с одной из первопечатных книг на Руси, выпущенной в Москве, в так называемой «анонимной» типографии. Ведь типография первопечатника Ивана Федорова не появилась из неоткуда. Его «Апостол» 1564 года является первой печатной книгой, имеющей выходные данные, чего не было в более ранних московских изданиях.
Евангелие. Москва: Анонимная типография. 1553/54 год. Бумага, печать. Приобретена у частного лица. 2012 год.

Первая книга, изданная в Москве получила в науке название Евангелия «узкошрифтного», в отличие от двух последующих – «среднешрифтного» и «широкошрифтного». Эти издания отражают поиск первопечатников в области шрифтов и оформления книги. Образцами для них служили московские рукописи XVI в. , с полууставным письмом, заставками, вязью в заглавиях. Печать осуществлена двумя красками в один прогон. Фолиация и сигнатуры присутствуют лишь на нескольких листах.
Сборник канонов, житий, слов и поучений. Первая четверть XIX века. Бумага, чернила.
Полуустав. 17 миниатюр. Миниатюра: блаженный Прокопий Устюжский молится об избавлении города от гнева Божиего.

Кроме московской типографии, на выставке также представлены книги, выпущенные в типографии Киево-Печерской Лавры, отличающиеся большим количеством гравюр. Подарочные экземпляры украшались золотым или раскрашенным тисненым обрезом и помещались в футляры. На фотографии ниже вы можете видеть футляр, который имеет форму гильзы.
Молитвослов. Киев: Типография Лавры, 1758. Бумага, печать.
Из коллекции Б.А. Покровского. Дар М.А. Покровской. 2009 год.
Гравюра на дереве: святитель Николай Мирликийский.

Кроме книг вы так же сможете увидеть гравюру с редким видом Москвы после пожара 1812 г.
Дворцы Пашкова, Меньшикова, Апраксина и Белый Город. Москва. 1817 год. Лондон.
Д. Кларк по рисунку Д.Т. Джеймса. Бумага, акватинта. Дар Г.В. Попова. 2012 год.

Гравюра является одной из иллюстраций, украсивших второе издание сочинения английского художника и литографа Д.Т. Джеймса, совершившего путешествие по странам Европы (1813-1814), в том числе по России. Виды разрушенной Москвы очень редки, так как отечественные авторы практически её не изображали.

Представлены на выставке и археологические находки, которые пополнили фонды музея. В том числе дар нынешнего директора музея Геннадия Викторовича. В пополнении фонда музея участвуют и сами сотрудники, отдающие всю свою душу и тепло, любимому детищу.
Фрагменты плиток пола. Третья четверть XVI века. Глина, обжиг.
Из церкви Архангела Михаила в Старице Тверской области. Дар Г.В. Попова, 2014 год.

Плитки показаны с обратной стороны, на которой отчетливо видны выемки для более прочного сцепления с полом.
Плита терракотовая. Конец XV – начало XVI века. Глина красная, обжиг.
Из Горицкого Успенского монастыря в Переславле-Залесском. Дар Н.Л. Кропивницкой, 2010 год.

Кирпичное строительство на Руси появилось во второй половине XV века, и с помощью плиток имитировали белокаменную резьбу. Эта плитка является даром много лет проработавшей сотрудницы музея имени А. Рублева Н.Л. Крапивницкой.
Крест наперсный с цепью епископа Великоустюжского и Тотемского Пахомия (Симанского). XVIII век.
Серебро, золото, стекло, эмаль. Реставрирован А.Ф. Бирюковым в 2014 году (МНРХУ).

Крест был извлечен из захоронения епископа Пахомия Великоустюжского и Тотемского (Симанского). В ходе раскопок (произведенных под руководством Ульянова О.Г.) на территории Спасо-Андроникова монастыря в Москве в 1989г.

Епископ Великоустюжский и Тотемский Пахомий (Симанский) принял епархию 9 ноября 1766 года, до этого – епископ Тамбовский и Пензенский – хиротонисан 25 мая 1758 года из архимандрита Иосифо-Волоцкого Успенского монастыря Московской епархии. С 11 июля 1767 по 5 мая 1789 года – пребывал на покое в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве. Епископ Пахомий принадлежал к дворянскому роду Симанских, восходящему ко второй половине XVII века.
Складень четырехстворчатый. Распятие Христово. Избранные святые. Оправа -1729 год. Москва. Принадлежал И.М. Головину.

Эмаль на основе желтого металла, роспись; белый металл, золочение, резьба. Надпись на обороте центральной створы: «Сии складни тщательным обещанием строены рачением г[оспо]дина генерала крикс камиссара и кавалера Ивана Михайловича Головина 1729 июня 1 дня в Москве во оном киоте серебряном финифтная работа на злате». Из коллекции Г.А. Покровского. Дар М.А. Покровской. 2009 год.
Это один из самых ранних образцов живописной эмали московской работы, причем точно датированный.  Его редкой особенностью является ее золотая основа. Обычно эмаль накладывалась на медную пластину. В центральной части складня с изображением Распятия изображено солнечное затмение, случившееся в момент окончания земной жизни Спасителя. На створках складня присутствуют московские святители и святые, возможно, соименные членам семьи сподвижника Петра I.
Фрагмент. Складень четырехстворчатый. Распятие Христово. Избранные святые. Оправа -1729 год. Москва.

Золотошвейные вышивки и экспонаты древнерусского лицевого шитья также нашли отражение в этой небольшой, но такой насыщенной выставке.
Лестовка. Вторая половина XIX века.
Кожа, бисер, блестки, золотные нити, трунцал, канитель, шитье, низание.
Из коллекции Г.А. Покровского. Дар М.А. Покровкой. 2009 год.

Лестовка (уменьшительное от др.-рус. лествица, то есть «лестница») — древнерусская форма четок, принятая у старообрядцев. В отличие от чёток, лестовка внешне напоминает гибкую лестницу и символизирует в старообрядческой традиции лестницу духовного восхождения с земли на Небо.

Ниже вы можете увидеть самый древний из представленных на выставке памятников шитья. Это редкий и плохо сохранившийся вид декоративно-прикладного искусства, так как все эти вещи имели функциональныое назначение. По данному экспонату были вопросы по датировке, но выяснилось что фон из-за ветхости был зашит нитками в начале XX века, а вся остальная вышивка относится к XVI веку. Вы сможете увидеть, что хуже других сохранились нити красного цвета, возможно это связано с применяемым тогда красителем.
Пелена. Введение Богородицы во храм. XVI век с дополнениями XX века.
Холст, шелковые и золотные нити, шитье.
Из коллекции Г.А. Покровского. Дар М.А. Покровской. 2009 год.

Еще один музейный фонд предоставивший свои экспонаты, которые позволяют посмотреть на храмовую фресковую живопись, это фонд монументальной живописи, а экспонаты – это копии известнейших фресок.
Архангел Гавриил, из Благовещения. Копия росписи из церкви Рождества Христова на Красном поле (на кладбище) в Новгороде. 1390-е годы.
Начало 1930-х годов. Копиист М.Н. Соколова. Бумага, темпера. Дар Н.Е. Алдошиной, 2010 год.

В дар от внучатой племянницы М.Н. Соколовой (монахини Иулиании) (1899-1981) – Н.Е. Алдошиной получены копии, созданные известной художницей и реставратором в 1930-е годы. Две из них представляют древнейшие новгородские памятники: церковь Спаса Преображения на Нередице, 1199 года и церковь Рождества Христова на Красном поле (Рождества на кладбище) близ Новгорода, 1390-х годов.
Мария Николаевна Соколова.

Святитель Исаия Ростовский. Копия росписи Марка Матвеева с мастерами из Успенского собора Княгинина монастыря во Владимире, 1647-1648 годы. 1981-1982 годы. Копиист А.П. Некрасов.
Дерево, холст, левкас, темпера. Приобретение у частного лица, 2009 год.

Коллекция копий фресок Ферапонтова монастыря пополнилась 14 прорисями, выполненными художником-копиистом Н.В. Гусевым (1996-1997), посвятившим свою жизнь изучению методов работы великих иконописцев Древней Руси – Феофана Грека, Андрея Рублёва и Дионисия.
Голова отрока. Прорись фрагмента росписи Дионисия из собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре, 1502 год.
1980-е годы. Копиист Н.В. Гусев. Калька, перо, коричневые чернила. Дар Г.В. Попова, 2011 год.


Николай Владимирович Гусев.

Фрагмент с изображением архангела из разрушающейся деревянной церкви Троицы села Скирки Максатихинского района Тверской области был снят с основы в конце 1980-х годов. Декор церкви составляли росписи на холстах, которыми были обтянуты стены и купольное пространство. В настоящее время все холсты на стенах утрачены. Роспись шатра вполне соответствовала типологии изображений небес в храмах конца XVIII-середины XIX веков. Правда состав изображений был ограничен образами архангелов, хотя нередки примеры, когда к ним присоединяли, например, «Троицу» или «Жен мироносиц у Гроба Господня».
Архангел.
Фрагмент росписи из церкви Святой Троицы в селе Скирки Максатихинского района Тверской области.
Третья четверть XIX века. Холст, масло. Дар С.И. Бурмистровой, 2010 год.

И если на выставке вы сможете увидеть рисунок этого холста, то само произведение вы найдёте, если пройдете в основное здание музея и подниметесь в церковь Митрополита Алексея. В просторном зале музея вы сможете увидеть спасённые фрески из ныне несохранившихся церквей и монастырей. Но это уже совсем другая история и мы обязательно расскажем вам её в следующий раз.
Выставка продлится до 12 мая 2015 года.

Адрес: Андроньевская площадь, д.10, станция метро Римская, Площадь Ильича, Курская. Схема проезда тут.
Время работы: понедельник, вторник, пятницу, субботу и воскресенье с 11.00 до 18.00, касса - до 17.15;
четверг с 14.00 до 21.00, касса - до 20.15;
в среду и последнюю пятницу месяца музей закрыт.
Стоимость билета на выставку - 120 рублей. Есть льготы, подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: выставки, музей им Андрея Рублёва, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments