mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Реставрация средневековых каменных памятников Московского Кремля" - отчёт.

В выставочном зале ГосНИИРа открылась выставка, приоткрывающая тайны реставрации Московского Кремля. Долгая работа отдела монументальной скульптуры института реставрации по сохранению белокаменных резных деталей Архангельского и Благовещенского соборов представлена в плакатах, фотографиях и в промежуточных копиях колонок Благовещенского собора.
Колонки центрального портала западного фасада Архангельского собора (промежуточные копии, гипс).
Различные варианты реконструкции утраченной резной поверхности.

В ходе работ по реставрации порталов Архангельского собора было принято решение в дальнейшем экспонировать оригинальные порталы в залах музея. В настоящее время в Архангельском соборе вы можете видеть финал длительной работы реставраторов. Из-за климатических условий, реставрационных работ в XIX веке белокаменная резьба средневековых мастеров начала разрушаться. Требовалось срочное вмешательство чтобы сохранить эти удивительные работы эпохи Возрождения .

Фрагмент колонки центрального портала западного фасада Архангельского собора (копия, гипс).
До демонтажа, 2005 год. Солевое разрушение известняка, утраты резной поверхности
.

Расчитска четырех пилястр малых порталов выполнялась в мастерских отдела монументальной скульптуры ГосНИИР в 2012 году. Раскрытие поверхности от плотного цемента XIX века производилось единственно возможным механическим методом, что позволяло контролировать ход процесса. Раскрытие резьбы привело к целому ряду открытий. В результате раскрытия резьба в целом вновь приобрела присущие ей тонкость и изящность. Восполнялась преимущественно рама, обрамляющая рисунок резьбы.
«Доделки XIX века» с резных пилястр малых порталов западного фасада Архангельского собора.
Цементные отливки (фрагменты обрамления пилястр), установленные в деревянных пробках на железных пиронах.

Пирон - короткий металлический стержень или брусок. Пирон скрепляет по вертикали блоки каменной кладки.

Силиконовая форма для отливки гипосовой копии.
Изучение состояния сохранности известняка малых порталов западного фасада Архангельсокго собора выполнено ГосНИИР в 2003 году в рамках проведения исследовательских работ по всей цокольной зоне собора. Исследования показали, что резьба этих порталов находится в аварийном состоянии. Резной рисунок на значительной части поверхности находился на грани отслоения. Основная причина этого явления, помимо возраста камня, та же, что и на центральном портале – многолетнее использование на Соборной площади антигололедных препаратов, содержащих хлориды.
Фрагмент пилястры южного малого портала западного фасада Архангельского собора Московского Кремля (копия, гипс).
До реставрации (резная поверхность под многочисленными доделками предыдущих лет).

Состояние малых порталов до начала реставрации являлось еще более тяжелым, центрального. Помимо сколов и трещин, имело место отслоение цементных доделок XIX века, составлявших значительную часть поверхности. Эти доделки были установлены различными способами – на цементе, с помощью железных пиронов и деревянных пробок.
Белокаменная капитель обнаруженная в ходе реставрационных работ в Благовещенском соборе.

В 2006 - 2010 годах в Благовещенском соборе впервые почти за 150 лет были проведены комплексные реставрационные работы, включившие реставрацию фасадов, внутреннего убранства и кровли храма. Также была проведена реставрация самой древней части храма – подклета.
Подклет- помещение, расположенное под центральной частью церкви или жилого дома, «нижний этаж», незначительно или совсем не возвышающийся над землей. В храмах использовался для хранения имущества, устройства дополнительного престола или усыпальницы.

Подклёт Благовещенского собора.

Подклет Благовещенского собора – древнейшая часть храма, относящаяся к 60-90-м годам XIV века. В связи с перестройкой Кремля при Иване III в 1416 году Благовещенский собор был разобран до подклета, на котором возвели новые стены собора. В конце XV века храм повторно разобрали до подклета, и 1484 – 1489 годах построили современное здание собора, которое приобрело окончательный облик во времена Ивана Грозного.
Работы по реставрации центрального помещения подклета Благовещенского собора были проведены в 2006 -2007 годах. Была отреставрирована белокаменная кладка стен, а также проведена реконструкция инженерных систем для приспособления помещения под музейную экспозицию.
Состояние сохранности всего резного декора Грозненского крыльца требовала проведения неотложных реставрационных работ. Первоначально предполагалось проведение работ по реставрации белокаменного декора Грозненского Крыльца, без демонтажа портала. Но после расчистки стало очевидно, что качественная реставрация портала невозможна без его полного демонтажа.

Грозненское крыльцо Благовещенского собора после рестарации.

В процессе реставрации крыльца и временного демонтажа резных элементов портала архитекторами проекта реставрации АМП-1 (ГУП ЦНРПМ) было выполнено обследование поверхности кирпичной кладки стен южного крыльца и юго-восточной части южной паперти. В результате обследования были выявлены следы первоначального расположения портала на северной стене крыльца, где на тот момент находился оконный проем. Эта стена датируется временем после пожара 1547 г., к тому же строительному периоду, по мнению архитекторов АМП-1, относится и возведение собственно южного крыльца. Судя по проведенным архитектурным исследованиям, окно и портал поменяли местами на рубеже XVIII – XIX веков. На основании вновь выявленных данных архитекторами был поставлен вопрос о возвращении дверного проема и резного портала на северную строну Грозненского Крыльца. Сейчас после реставрации мы можем вдеть подлинный портал на том месте, где он и был во времена Средневековья.

О других работах специалистов ГосНИИРа по реставрации памятников Московского Кремля вы сможете узнать, если придете на выставку. Мне же посчастливилось принять участие в мастер-классе по созданию гипсовых копий фрагментов белокаменных колонок. И узнать о новых материалах применяемыми реставраторами. Мастер-классы будут проходить переодически в залах выстовочного пространства, где вы сможете пообщаться с рестараторами и открыть некоторые секреты этих профессионалов, спсающих для нас сокровища нашего народа.





По завершению этого действа я смог унести домой гипсовую копию фрагмента рисунка колонки Архангельского собора. И после этого хочется прийти в древний град Иоанна Васильевича Божьей Милостью князя Владимирского, Московского и увидеть не только православные святыни, но и привет от мастеров итальянского Возрождения. Милые дракончики и дельфины смогут подмигнуть вам из далекого прошлого, со стен древних Московских соборов.



Адрес:ул. Бурденко, 23. Проезд до станции метро "Парк Культуры", "Киевская".
Время работы: С понедельника по пятницу с 10:00 до 17:00. Если дверь закрыта, звоните в звонок и ждите, вам обязательно откроют.
Работники института реставрации чаще всего находятся в доме до 21:00, так что, если вы пришли после 17:00, позвоните в дверь, попроситесь на выставку, есть очень большой шанс, что вас впустят.
Суббота, воскресенье - выходной.
Цена билета: бесплатно!

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГосНИИР, выставки, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments