mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка "Смертельная красота" - отчёт. Часть 1.

В Музее Востока отрыта экспозиция «Смертельная красота», посвященная далекому и загадочному Востоку. В выставочном пространстве разворачивается рассказ о красивейшем и непривычном европейскому взгляду холодном оружии. Начнем мы свой рассказ со смертельной красоты далекой Индии.
Фрагмент. Пата. Южная Индия, XVI-XVII вв. Сталь, ковка.

Пата или пуддха (хинди paṭa, patta, pattah — длинный широкий лист)— индийский меч с длинным прямым обоюдоострым лезвием, которое соединяется с латной рукавицей — стальной гардой, которая защищает руку до локтя.
Пата. Южная Индия, XVI-XVII вв. Сталь, ковка.

На мечи пата устанавливали как местные, так и европейские клинки. Н-образная рукоять паты крепилась внутри наруча или латной рукавицы.
Халади. Центральная или Северная Индия. XVIII-XIX вв. Сталь, рог, серебро, ковка.

Халади - Двойной кинжал из Раджпута с двумя короткими кривыми лезвиями, прикрепленными к противоположным концам прямой рукоятки.
В Индии XVII-XVIII веков встречались различные оружейные традиции. Разнообразие короткоклинкового оружия этого периода отображает пеструю картину исторической действительности. Множество различных разновидностей ножей и кинжалов сосуществовали на территории Индии одновременно.
Кинжал. Индия, XVIII в. Сталь, нефрит, перламутр, медь, кожа.

В Индии воины составляли так называемую варну (класс, сословие) кшатриев, «воинов и правителей», выше которой в кастовой иерархии стоят брахманы – жрецы, наставники, учителя. Воинами-кшатриями могли быть не только отдельные кланы, но и целые народы и племена.
Фрагмент. Кинжал с ножнами. Индия XVII в. Сталь, серебро, нефрит, кожа, чеканка.

Наиболее профессиональными и успешными кшатриями признаются раджпуты. В VII-XVIII вв. в их руках находились властно-административные и воинские функции в большинстве государств Северной Индии. В условиях битвы раджпуты придерживались кшатрийской тактики битвы как множества поединков, причем бились только на равнинной местности. Однако их войско быо плохо управляемо. Раджпуты не признавали воинской иерархии (признавали только родственную) и демонстративно подчинялись лишь указаниям предводителя своего клана.
Кинжал с ножнами. Индия XVII в. Сталь, нефрит, бархат, золотые накладки, эмаль.

Не отставали от них и маратхи, отказавшиеся от традиционных занятий в пользу воинской профессии и выдвинувшиеся на службе у мусульманских правителей деканских государств.
Фрагмент. Кинжал с ножнами. Индия XVII в. Сталь, нефрит, бархат, золотые накладки, эмаль.

Фрагмент. Кинжал с ножнами. Индия XVII в. Сталь, нефрит, бархат, золотые накладки, эмаль.

Один из самых известных видов кинжалов - это катар. Катары представляют собой холодное оружие с рукоятью, предназначенной для поперечного хвата. Встречаются только в Индии. Кинжал с Н-образной рукоятью сегодня называют катар или кутар, хотя в древности подобное оружие было известно как джамдхар – «несущий смерть». Самые древние из известных нам катаров происходят из Южной Индии XVI-XVII вв. Кинжалы с рукоятью из двух перекладин, защищенных изогнутой пластиной, бытовали на территории империи Виджаянагар и тамильских княжеств.
Катар. Фрагмент. Южная Индия. XVII вв. Сталь, Литье, ковка, чеканка, следы припоя.

Виджаянагарская империя или Виджаянагара — индуистская империя, занимавшая весь юг Индии за рекой Кришна с 1336 года до середины XVII века. Возникла в ходе борьбы индусов Южной Индии с мусульманами Делийского султаната. Государство достигло пика могущества при Деварайе II (1422—1446), который совершил завоевательные походы в Бирму и на Цейлон. На месте столицы государства, которая также носила название Виджаянагар (что значит «город победы»), ныне стоит село Хампи. Население виджаянагарской столицы превосходило население Лондона в 10—20 раз. В 1986 году архитектурное наследие Хампи было удостоено включения в список Всемирного наследия.
Фрагмент. Катар.

Поперечный хват предполагал специфическую технику фехтования: в ней кинжал, украшенный защитными изображениями, являлся не инструментом, а скорее продолжением руки война. К XVIII веку конструкция катара упрощается и приобретает законченные черты. Богато украшенные золотом катары становятся непременным атрибутом не только воина, но и вельможи повсеместно в Индии.
Кард. Северная Индия. Моголы. Вторая половина XVII в. Сталь, нефрит, ковка, резьба, насечка золотом.
Кард. Северная Индия. Рубеж XVII-XVIII вв. Сталь, нефрит, ковка, резьба, полировка.

Правители деканских государств и Могольской империи, связанные с Ближним Востоком и Средней Азией, способствовали распространению оттоманских и сефевидских тенденций в оружейной моде. Ножи типа кард и пешкабз появляются в Индии из Оттоманской империи и Ирана в XVII в.
Фрагмент. Пешкабз. Северная или Центральная Индия. Начало XVIII в. Сталь, ковка.

Пеш-кабз (pesh-kabz) – боевой нож, встречающийся в Средней Азии, Северной Индии и Афганистане. Предназначался для пробивания доспехов. Ножны повторяли форму клинка, рукоять выступает из них целиком. Предположительно возник в XVII веке в Персии
Фрагмент. Кард. Северная Индия. Рубеж XVII-XVIII вв. Сталь, нефрит, ковка, резьба, полировка.

Кард — иранский тип ножа, имевший широкое распространение в Среднем Востоке и в Индии. Карды использовались, главным образом, в хозяйственно-бытовых целях, как режущий инструмент, однако могли применяться и в качестве оружия. В этом случае клинок у острия имел утолщение, что позволяло наносить более эффективные колющие удары.
Нож. Южная Индия. XIX в. Сталь, бронза, литье.

Фрагмент. Нож. Южная Индия. XIX в. Сталь, бронза, литье.

Мечи тега – с широкими клинками – предназначались как для использования в бою, так и для ритуальных нужд, например отсечения голов жертвенных животных.
Тега зульфикар.. Северная Индия. XIX в. Сталь, ковка.

Зульфикар (араб. ذو الفقار — бороздчатый, с волнистыми разводами) — название меча пророка Мухаммеда, который после смерти Мухаммеда перешёл к праведному халифу Али ибн Абу Талибу. Один из знаменитых мечей доисламской Аравии, принадлежавший до Пророка Мухаммеда мекканцу Мунаббиху ибн Хаджжаджу. Пророк Мухаммед взял его при разделе трофеев, захваченных в битве при Бадре. Существуют разные мнения относительно формы Зульфикара, чаще всего его изображают с раздвоенным лезвием.
Фрагмент. Тега зульфикар. Северная Индия. XIX в. Сталь, ковка.

Конструкция эфеса тальвара объединила среднеазиатские и южноиндийские элементы: перекрестие пришло от персидской сабли, а дисковидное навершие эфеса от мечей Южной Индии. На эфесы тальваров устанавливались клинки различных конфигураций.
Фрагмент. Тальвар. Южная Индия(?). XVIII-XIX вв. Сталь, ковка, золочение.

Оборонительный комплекс индийского воина мог состоять из кольчужного или пластинчатого доспеха, цельнометаллического или кольчужного шлема, щита и наручей - базубандов. Кольчуги появляются в Индии во времена Делийского султаната и в ранний монгольский период. Конструкции колец и заклепок в некоторых ранних оттоманских и индийских образцах идентичны.
Базубанд. Южная Индия. Декан. Конец XVII в. Сталь, ковка, травление, гравировка, насечка золотом.

В связи с широким распространением доспехов в Индии появляется оружие, предназначенное для пробития брони. Типичным примером оружия этого вида могут служить топоры – загнолы.
Загнол. Северная Индия. XVIII в. Сталь, резьба, ковка.

Его название происходит от персидского слова, означающего «вороний клюв», поскольку такую форму имела боевая часть загнола. Клюв был выполнен из стали в виде довольно тонкого кинжального клинка, как правило, с ребром жёсткости или долами. Остриё иногда загибалось вниз, к рукояти, в других случаях клинок был прямым
Фрагмент. Загнол. Северная Индия. XVIII в. Сталь, резьба, ковка.

Церемониальный жезл. Северная Индия. XVIII-XIX вв. Дерево, серебро, чеканка, гравировка, резьба.

Этот симпатичный лёва с церемониального жезла мне почему то напомнил львов из Теремного дворца Московского Кремля. Посмотрите какой красавец.

Фрагмент. Церемониальный жезл. Северная Индия. XVIII-XIX вв. Дерево, серебро, чеканка, гравировка, резьба.


Фрагмент. Церемониальный жезл. Северная Индия. XVIII-XIX вв. Дерево, серебро, чеканка, гравировка, резьба.

Еще одна типично индийская боевая машина – это слон. Для них изготавливались кольчужно-пластинчатые доспехи и богато расшитые попоны.

Конница в Индии была дорогим удовольствием, лошадей завозили из Аравии, Персии, Турции, Сирии, и они нещадно мерли от неумения индийцев ухаживать за ними и суровости климата. Прям как слоны в далекой Московии. Другое дело слоны. Их долго готовили к боевой работе, он хорошо понимал речь и слушался указаний.
Фрагмент. Попона. Индия. Раджастан, начало XIX века. Ткань, вышивка.


Фрагмент. Попона. Индия. Раджастан, начало XIX века. Ткань, вышивка.

Наилучшими для этой цели считались сорокалетние слоны. Слон снаряженный доспехами и размахивающий тяжелой цепью или булавой являлся бронированной машиной пехоты для индийского средневековья. Пребывание в обстановке сражения чрезвычайно возбуждало обычно флегматичного и рассудительного слона, он приходил в неистовство. Индийцы считали что такое поведение присуще слону только во время течки, поэтому в поэмах боевых слонов сравнивали с влюбленными слонами.
Инструмент для усмирения слона. Индия XIX в. Сталь, ковка.

Мы рассказали вам лишь о маленькой толике холодного оружия из Индии.Чтобы увидеть колоссальное количество копий, мечей, кинжалов вам придется прийти на выставку. Я, например, ни разу не видел столько катаров в одном месте. А впереди нас еще ждут залы посвященные Тибету и Китаю. Не пропустите эту выставку, ставшую знаменательным событием для тех кто любит холодный блеск смертельного металла.

Выставка продлится до 28 мая 2015 года.

Адрес: Никитский бульвар, д.12А. Проезд до ст. м. Арбатская или м. Пушкинская.
Часы работы: ежедневно (кроме четверга) с 11:00 до 20:00. Касса работает до 19:30. По четвергам с 12:00 до 21:00. Касса работает до 20:30.
Выходной день - понедельник.
Цена билета: для взрослых - 250 руб. Есть льготы. Подробнее тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: выставки, музей Востока, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments