mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Каролингский ренессанс.

К концу 8-го века в центральных областях Каролингской империи христианство торжествует во всех сферах высокой культуры. Поэтому не удивительно, что и в декоративно-прикладном искусстве наблюдаются христианские сюжеты и мотивы.
Кубок баварского герцога Тассилона (Тассило). Примерно 770 год.
Подарен герцогом и его женой Лиутпергой Кремсмюнстерскому аббатству в 777 году.

Реликварий Видукинда.
Около, 785 года

Весьма развитым жанром каролингского декоративного искусства становится резьба по кости – как правило, слоновой. Наследуя позднеантичной и византийской традициям, каролингские резчики добиваются поразительных успехов, нанося на костяные пластины книжных окладов многофигурные сцены, тщательность проработки которых состязается с утонченностью книжной миниатюры того же периода, а зачастую и превосходит последнюю.
Давид (слева) и св. Иероним (справа).
Резные панели из оклада Псалтыри Дагульфа. Слоновая кость. Примерно 783-795 года.

Христос-триумфатор.
Резная панель оклада Евангелия ил Лорша. Начало 9 века

Каролингские мастера достигают заоблачных высот и в работе по металлу. Поражает воображение гармоничное сочетание нескольких стилей и техник.
Оклад Евангелия из Линдау (задняя панель обложки). Конец 8 – начало 9 вв.

Оклад Евангелия из Линдау (передняя панель обложки). Около 870 г.

В эпоху Каролингского ренессанса параллельно с резким ростом спроса на различные украшения и роскошно декорированные предметы повседневного обихода заметно активизируется художественная фантазия. Вследствие этого в Западной Европе появляются новые поджанры декоративно-прикладного искусства. В частности, возникает любопытная техника резьбы по горному хрусталю.
Распятие. «Хрусталь из Сен-Дени». Середина 9 века.

История Сусанны. «Хрусталь Лотаря». 855-869 гг.

Полнообъемной пластики – статуй и статуэток – Каролингский ренессанс оставил нам совсем немного. Едва ли не единственным художественным объектом в этом жанре является знаменитая бронзовая конная статуэтка каролингского властителя, которого традиционно отождествляют с Карлом Великим.
Карл Великий. Бронзовая статуэтка. 9 век

Карл Великий. Бронзовая статуэтка. 9 век

В 9-м веке слоновая кость становится популярным материалом для изготовления различных литургических предметов. Гармоничными пропорциями и изяществом резьбы выделяется изготовленный мецскими мастерами гребень св. Хериберта со сценой Распятия. Хотя подавляющее большинство сюжетов средневекового искусства носит религиозный характер, это правило не обходилось без исключений. В каролингском декоративно-прикладном искусстве примером такого исключения может служить костяной гребень из Лотарингии. Несмотря на то, что этот предмет явно литургического назначения, гребень украшен не евангельскими сценами, а знаками Зодиака – Стрельцом и Козерогом.
Статуя-реликварий св. Веры. Конец 10 века.

Вирсавия, Давид, Нафан и притча о любимой овечке бедняка. Панель из книжного оклада. Резьба по слоновой кости. 860-870 гг.

Распятие. Литургический гребень св. Хериберта. Резьба по слоновой кости.Вторая половина 9 века


Кранненбургская ситула (ведерко для святой воды). Резьба по слоновой кости, 860-880 гг.

Пир в Кане Галилейской. Панель из оклада евангелия. Резьба по слоновой кости. 860-870 гг.

Ситула Базилевского. Резьба по слоновой кости. Около 980 гг.

Зодиакальные знаки: Стрелец и Козерог. Литургический гребень. Около 870 г.

Христос во славе. Передняя панель оклада «Длинного Евангелия» работы Туотилона.
Резьба по слоновой кости. Около 900 г.

Декоративный диптих работы Туотилона.
Резьба по слоновой кости. Около 900 г.


Источник.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: интересное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments