mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Венское копье, "копье судьбы".

Венское копьё или Хофбургское копьё или Копьё Святого Маврикия — артефакт, который считается вероятным оригиналом одного из орудий Страстей Христовых. Как и все Орудия Страстей, копьё считается одной из величайших реликвий христианства. В настоящее время хранится в имперской сокровищнице Хофбургского замка. Этот артефакт является одним из нескольких, претендующих называться Копьём Судьбы. Достоверно известно, что копье использовалось в коронационной церемонии только один раз — при коронации императора Генриха II. В одной из иллюстрированных рукописей сохранилась миниатюра, изображающая этот торжественный момент. В левой руке император держит Державу, в правой — Копье.

Это железный наконечник для средневекового копья, который крепился на деревянном древке. Длина такого копья в два раза превышала рост воина-пехотинца. Длина наконечника — 50,8 см, ширина — 7,9 см. Стальной наконечник состоит из двух частей, скреплённых серебряной проволокой и стянутых золотой муфтой-накладкой. В лезвие наконечника вставлен кованый гвоздь, который, согласно легенде, является одним из Орудий Страстей. Гвоздь прикручен к полости лезвия наконечника серебряной проволокой. Надпись на золотой накладке гласит: «Копьё и Гвоздь Господни» (лат. LANCEA ET CLAVUS DOMINI). На внутреннем серебряном обруче — более подробный текст: «Милостию Божией Генрих IV, великий римский император, августейший, приказал сделать сей серебряный обруч, дабы скрепить Гвоздь Господень и Копьё святого Маврикия» (лат. CLAVVS DOMINICVS + HEINRICVS D(EI) GR(ATI)A TERCIVS ROMANO(RUM) IMPERATOR AVG(USTUS) HOC ARGENTUM IVSSIT FABRICARI AD CONFIRMATIONE(M) CLAVI LANCEE SANCTI MAVRICII + SANCTVS MAVRICIVS). В своей срединной части копьё сломано и состоит из двух частей. Для того чтобы скрепить наконечник, в разное время на лезвие наконечника надевались накладки: железная во времена императора Оттона III (X—XI века), серебряная во времена императора Священной Римской империи Генриха IV (XI—XII века) и золотая со времён императора Священной Римской империи Карла IV Люксембургского (XIV век).

Лиутпранд Кремонский в его «Истории», законченной в 961 г., описывает Святое Копьё, принадлежавшее Оттону Великому. Это описание полностью совпадает с описанием хофбургского копья. Копьё Оттона Лиутпранд возводит, в свою очередь, к копью Карла Великого. Карл в 774 г. получил от римского папы в качестве священной инсигнии «победную ромфею» (копьё) императора Константина. В классической «Энциклопедии оружия» выдающегося австрийского историка и оружиеведа Вендалена Бехайма венское копьё св. Маврикия упоминается как типичное раннесредневековое копьё с двумя крыльцами у основания, имеющее следы многочисленных позднейших добавлений, вроде прорезей в наконечнике и золотых накладок. Бехайм датирует его примерно IX веком н. э. и отмечает как артефакт, интересный с точки зрения истории оружия как один из старейших образцов копий эпохи Средневековья.

Хофбургское копьё и Гитлер
Источник особенного интереса Гитлера к этому артефакту можно отыскать у Тревора Рейвенскрофта (Trevor Ravenscroft) в его книге «Копьё Судьбы» (англ. издание 1972 г., немецкое — 1974 г.). Рейвнскрофт отождествляет здесь Копьё Судьбы и Святое Копьё, входящее в состав атрибутов императорской власти. По версии Рейвнскрофта, в октябре 1907 Гитлер приехал в Вену для того, чтобы поступить в Академию изящных искусств, но провалил вступительные экзамены. Оставшись в Вене Гитлер снял квартиру вместе с другом детства Августом Кубичеком, где они жили крайне небогато. Впервые Гитлер увидел копьё в 1909 году — Гитлер посещал музеи, картинные галереи и букинистические магазины. В 1909 году будущий фюрер делал эскизы фасада музея Хофбург и зашёл в музей, чтобы согреться. Он оказался в зале сокровищ Габсбургов, где были выставлены имперские клейноды. Якобы при виде копья Гитлер впал в состояние транса, только напоминание смотрителя о том, что музей закрывается, заставило его очнуться и покинуть зал. Ночью Гитлер не смог заснуть, а ранним утром снова пришёл к Хофбургскому дворцу.

Когда музей открылся, он вбежал в зал и погрузился в созерцание копья Лонгина. В этот день произошло то, что Гитлер назвал «посвящением в сущность копья Судьбы». Копьё Лонгина стало для него священным символом, носителем магического откровения. Под влиянием легенды о копье Лонгина Гитлер из депрессивного состояния перешёл в маниакальное, а этот переход сопровождался галлюцинациями. 15 марта 1938 года Гитлер прибыл в Хофбургский дворец в сопровождении Гиммлера и предъявил свои права на копьё Лонгина. Во дворце Гитлера встретил и руководитель Верховного партийного суда Вальтер Бух и руководитель австрийских СС Эрнст Кальтенбруннер. Бух должен был обеспечить легальную передачу Германии имперских клейнодов. Гитлер вместе с Гиммлером вошёл в зал, где было выставлено копьё Судьбы. Немного погодя Гиммлер вышел, оставив Гитлера наедине с копьём, которого он не видел более четверти века. Гитлер отдал распоряжение — копьё должно покоиться в древней церкви Святой Екатерины в Нюрнберге в том зале, где в средние века проводились состязания мейстерзингеров. На «Площади героев» перед венским Хофбургом был организован митинг. Гитлер произнёс с балкона дворца речь, которую закончил следующими словами: Я объявляю немецкому народу о том, что выполнил самую важную миссию в моей жизни.

Как фюрер германской нации и рейхсканцлер я перед лицом истории заявляю о вступлении моей родины в Германский рейх! 13 октября 1938 года из Вены в Нюрнберг бронепоездом было доставлено копьё Судьбы и другие императорские сокровища. Это событие стало праздником, на вокзале собралась толпа, чтобы увидеть прибытие поезда. Войска образовали живую ограду на пути от вокзала до церкви Св. Екатерины, по которой бронетранспортёры везли императорские сокровища. Кроме Копья Судьбы в инвентарном списке значились: зуб Иоанна Крестителя, лоскут скатерти со стола Тайной Вечери, кошель Святого Эльма, библия первого Римского Папы, камень из стены Иерусалимского храма. Копьё доставили в зал мейстерзингеров, где обустроили специальное хранилище со сложной системой сигнализации. Обербургомистр Нюрнберга Вилли Либель был избран хранителем священного копья, Вольфрам Сиверс отвечал за организацию «научных исследований» копья Судьбы. Когда Гитлер посещал Нюрнберг, он заходил в церковь Св. Екатерины и созерцал копьё Судьбы.

Документально подтверждено, что атрибуты императорской власти были перевезены в 1938 из Вены в Нюрнберг по инициативе нюрнбергского обер-бургомистра Вилли Либеля (Willy Liebel), а не Гитлера. Имеются также статьи исследовательского института СС Аненербе, в которых имперские регалии выводят из германских символов господства. Никаких документальных данных об особом интересе к Копью Судьбы со стороны лидеров Третьего рейха не найдено.



Источник.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: интересное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment