mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «70 мелодий Победы» - отчёт.

В музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки работает выставка под названием «70 мелодий Победы», которая заставляет вспомнить дни Великой Отечественной войны. Здесь вы сможете познакомиться с мелодиями и песнями, которые были написаны во время горячих дней войны, и которые помогали нашим бойцам перенести тяготы этих дней.
Один из выставочных залов.


Выставка начинается с песен предвоенной поры, которые обрели новое звучание в годы Великой Отечественной.


«На границе тучи ходят хмуро» («Три танкиста») — популярная советская песня о войне. Песня написана в 1939 году. Песня является неформальным гимном пограничных и танковых войск СССР и России. Впервые песня была исполнена Николаем Крючковым в кинофильме «Трактористы» вскоре после боев на Халхин-Голе. Позднее песню исполняли многие известные исполнители и коллективы. Песня была написана братьями Покрасс на слова Бориса Ласкина и впервые прозвучала в заставке фильма «Трактористы» в 1939 году. В фильме песню исполнил герой Николая Крючкова.


Еще одна песня, написанная в предвоенные годы, но прочно вошедшая в военный быт - это «Катюша». Автор музыки — Матвей Блантер, автор слов — Михаил Исаковский. Впервые исполнена 27 ноября 1938 года Валентиной Батищевой в Колонном зале Дома Союзов под аккомпанемент оркестра Виктора Кнушевицкого. Именем песни народ окрестил новое оружие, наводившее ужас на врага — гвардейские реактивные минометы БМ.



«Синий платочек» — известная советская вальсовая песня. Композитор песни — польский музыкант Ежи Петерсбурский. Музыка была написана Ежи Петерсбурским в 1940 году в Минске, в номере гостиницы «Беларусь». Во время гастролей в Москве музыку услышал и написал к ней слова поэт и драматург Яков Галицкий. Уже через два дня песню исполнил солист ансамбля Станислав Ландау. В 1942 году Михаил Максимов взял за основу уже известный текст Галицкого, но изменил часть строчек на военный лад. Его стихи заканчивались словами: «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих». В этой редакции стихотворение было напечатано во фронтовой дивизионной газете «За Родину!», № 101 от 8 июня 1942 года, на второй странице, с подписью «Лейтенант М. Максимов». Вот в таком варианте песню стала исполнять на фронтовых концертах Клавдия Шульженко.

Одним из центральных экспонатов, естественно, связан с песней «Священная война», которая навсегда ассоциируется с тяжелыми испытаниями, выпавшими нашему народу в годы Великой Отечественной войны.


24 июня 1941 года одновременно в газетах «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи поэта В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Сразу же после публикации композитор А. В. Александров написал к ним музыку. Печатать слова и ноты не было времени, и Александров написал их мелом на доске, а певцы и музыканты переписали их в свои тетради.
«Священная война». Музыка А.В. Александрова, слова В.Н. Лебедева-Кумача. Автограф, 1941 год.

Ещё день был отведён на репетицию. 26 июня 1941 года на Белорусском вокзале одна из не выехавших ещё на фронт групп Краснознамённого ансамбля красноармейской песни и пляски СССР впервые исполнила эту песню. По воспоминаниям очевидцев, песню в тот день исполнили пять раз подряд. В мае 2005 года, в память об этом событии, на здании вокзала установлена мемориальная доска.
В пространстве выставки отведено место каждой песне с ее текстом, историей и возможностью ее прослушать. Ведь рассказ без звучания произведения будет неполным.
Витрина, посвященная песне «Темная ночь».



Балалайка («баночка»). Мастер-артист эстрады В.Б. Волков. Германия, Витцендорф, 1941 год.

Авторское повторение оригинала, изготовленного в фашистском концлагере «Витцендорф» и находящегося ныне в ЦМВС РФ.
В экспозиции можно увидеть личные вещи знаменитого комиссара партизанского отряда Ковпака.
Котелок трофейный, которым пользовался в партизанском отряде соединения С.А. Ковпака комиссар партизанского соединения С.В. Руднев.
УССР, 1942-1943, годы.


Отдельный раздел выставки посвящен фронтовым бригадам, которые поддерживали дух наших бойцов на фронтах войны. Здесь можно увидеть личные вещи Шульженко, Утесова и многих других.
Противотанковые «ежи». Сувенир с дарственной гравировкой
«Народной артистке СССР Клавдии Ивановне Шульженко от ветеранов войны НИЦЭВТ».

Еще один из фронтов, где сражались музыканты был радиоэфир. Здесь можно увидеть радиоточки, которые сопровождали жизнь советских граждан. А также радиостанцию «Малый Коминтерн».
Радиостанция типа «Малый Коминтерн». Конструктор С.И. Шапошников. СССР, 1924 г. Дерево, металл, пластмасса, стекло.

Редко где можно увидеть это устройство войны. Звукоуловитель первое средство обнаружения самолетов неприятеля.
Зенитный звукоуловитель. СССР, 1943. Сталь, дерево, брезент.

Звукоуловитель представлял собой акустическую установку с двумя парами больших труб-рупоров. Одна пара передвигалась по горизонтали. С ее помощью определялась дальность звука. Другая пара перемещалась вертикально и «выясняла» высоту источника звука. Пересечение этих двух плоскостей определяло местонахождение цели. В обязанности обслуживающего персонал, называемого «слухачами» входило предупреждение зенитчиков о предстоящем налете вражеской авиации. Во время налетов в наушниках стоял страшный грохот, что приводило к ухудшению слуха. Есть информация, что на защите Ленинграда «служили» члены Всероссийского общества слепых (ВОС). Известно 12 фамилий слухачей – членов ВОС.
Письменный стол Д.Д. Шостаковича.

Еще одна витрина и еще одно событие навсегда вошедшее в нашу историю – блокада Ленинграда. Звук метронома и сейчас воспринимается, как биение сердца непокоренного города. И 7 симфония Шостаковича так же навсегда связана с защитой города на Неве и со стойкостью его жителей.



В сентябре 1941 года, в уже блокадном Ленинграде (блокада началась 8 сентября), Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей. Первые три части симфонии он писал в доме Бенуа на Каменноостровском проспекте. 1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда; после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев, где 27 декабря 1941 года и была закончена симфония.
9 августа 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде; оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг. Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.
Альбом Н.С. Голованова «Скорбные дни войны…»

Николай Семёнович Голованов (1891 — 1953) — русский советский дирижёр, пианист, композитор, хормейстер, педагог. Народный артист СССР (1948). Лауреат четырёх Сталинских премий первой степени (1946, 1949, 1950, 1951). Газетные статьи, приглашения на премьеры, программы концертов и рецензии-заметки отразили главные вехи музыкальной жизни столицы 1941-1945 годов. Среди документов выделяется полный хронограф выступлений Голованова. Кроме того, в альбоме много материалов, связанных с теми деятелями и событиями культуры, которые особенно интересовали дирижёра — например, тексты на кончину С.В. Рахманинова в апреле 1943 года.

Витрина, посвященная лауреатам Сталинских премий.

Сталинская премия (Премия имени Сталина) — форма поощрения граждан СССР за выдающиеся достижения в области науки и техники, военных знаний, литературы и искусства, коренные усовершенствования методов производственной работы в 1940—1954 годах. В 1966 году приравнена к созданной Государственной премии СССР.
Грамота премии имени Сталина, выданная Александрову А.В за «Гимн партии большевиков» и за красноармейские песни.

Деньги на премии брались из гонораров И. В. Сталина за издания его трудов, в том числе за рубежом. В 1942-1943 гг. почти все лауреаты перечислили деньги, полученные с премией, в Фонд обороны. Поэтому в 1944-1945 гг. Сталинские премии не присуждались, поскольку они предназначались именно для материальной поддержки.

Витрины, посвященные городам-героям.

Последний зал на огромном экране знакомит посетителей с выступлениями фронтовых бригад, кинохроникой военных лет. Так же в студии можно спеть свою любимую военную песню. А завершает экспозицию стенд с гимнами городов героев.


Гимн города-героя Москвы.

Выберите один день и посетите эту выставку, особенно если вы сможете еще сходить в Государственный Исторический музей на выставку «Победа!». Песня, музыка создает особенный эмоциональный настрой и если на других выставках это лишь составляющая общей картины, то здесь это самое главное, это центральная ось всей экспозиции, на которую как бусинки надеты экспонаты, иллюстрирующие тяжелое военное время. А ведь о многом интересном на этой выставке мы не рассказали. Ведь кино, опера и театр жили своей жизнью, работали на благо Родины и здесь их война представлена практически в полном объеме. Ждем вас на этой замечательной экспозиции, где музыка правит бал и заставляет вновь и вновь переживать трагические события нашей страны.


Выставка продлится до 30 января 2016 года.

Адрес: ул. Фадеева, 4, проезд до ст. м. Маяковская
Время работы: со вторника до субботы 10:00 до 19:00, воскресенье 10:00 до 18:00
Выходной - понедельник.
Цена билета: Взрослый 300 руб, есть льготы. Подробнее тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: выставки, музей им М.И. Глинки, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments