Внимательно рассмотрев гребень, можно прийти к выводу, что мастер, блестяще выполнивший этот скифский заказ, владел передовой для своего времени ювелирной технологией. Фигуры людей, львов и лошадей были отлиты отдельно, затем каждая фигура тщательно обрабатывалась чеканом. Резцом и пунсоном тонко отделаны волосы и бороды воинов, гривы и уздечки коней, гривы львов; нанесен орнамент на одежде. Затем фигуры были спаяны в группу, к ним припаяли мелкие детали (щиты, копья, поводья), а затем все отшлифовали. Зубцы и полосы, обрамляющие фриз львов, были отлиты отдельно, а потом спаяны и также отшлифованы.
До захоронения гребень имел двадцать один четырехгранный зубец, т.е. его функциональная часть была отмечена особым в архаической культуре числом, представляющим сумму из трех магических семерок. Потеря зубцов могла произойти в процессе погребального ритуала, когда первый и последний зубец, начало и конец цикла, устранили и тем разрушили семиотическую структуру вещи, переведя ее в иное, потустороннее пространство, что нередко встречается в архаической погребальной практике.
Данный предмет находится на экспозиции в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург.
Источник.
