mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Реставрация памятников из фонда Исторического музея в ГосНИИРе.

В среду (05.08.2015) специалисты Государственного научного института Реставрации продемонстрировали три экспоната, поступившие на реставрацию из фондов Государственного Исторического музея. В залах загородного дворца Елизаветы Петровны развернется долгая и кропотливая работа по сохранению произведений искусства XVIII века. И мы приглашаем вас вместе с нами заглянуть в отдел станковой масляной живописи, где картины получат вторую жизнь и, в своё время, встретятся с любознательными зрителями в музейных залах.

Во-первых на реставрацию были переданы две картины Федора Степановича Рокотова. Оба полотна происходят из имения Струйских. Они были приобретены музеем в 1889 году у последней наследницы Струйских Сушковой. Тогда же в коллекцию попали и другие работы Рокотова, в том числе и знаменитые портреты четы Струйских, которые сейчас находятся в Третьяковской галлерее.
Портрет А.П. Сумарокова. Автор: Ф.С. Рокотов.

Фёдор Степанович Рокотов (1735? — 1808) — крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения. В 1760 году по словесному приказанию Шувалова зачислен в Академию художеств. С 1762 г. занимался преподавательской деятельностью (адъюнкт). В 1763 г. был приглашён в Москву писать коронационный портрет Екатерины II. В 1765 году Рокотов был удостоен звания академика «за оказанный опыт в живописном портретном искусстве» и копию с картины Л. Джордано «Венера и Амур». В конце 1766 года он покинул Петербург и вернулся в Москву. С конца 1760-х гг. до начала 1790-х гг. художник написал «всю Москву». Похоронен племянниками на кладбище Новоспасского монастыря, где его могила быстро затерялась.
Фрагмент. Портрет А.П. Сумарокова. Автор: Ф.С. Рокотов.

Александр Петрович Сумароков (1717—1777) — один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века, создатель репертуара первого русского театра. Окончив Сухопутный шляхетский корпус в 1740 году, был зачислен на службу. Сперва в военно-походную канцелярию графа Миниха, затем адъютантом у графа А. Г. Разумовского. Известность ему принесла напечатанная в 1747 году и сыгранная при дворе его первая трагедия «Хорев». Пьесы его игрались при дворе выписанной из Ярославля труппой Ф. Г. Волкова. Когда же в 1756 году был учреждён постоянный театр, Сумарокова назначили директором этого театра и он долго оставался главным «поставщиком» репертуара, за что его по праву называют «отцом русского театра».
Фрагмент. Обратная сторона холста портрета А.П. Сумарокова.

На обороте имеется запись сделанная рукой Н.Е. Струйского, которая сообщает о смерти А.П. Сумарокова в 1777 году. Так же холст хранит две эпитафии на смерть Сумарокова сочинения Струйского. Первоначально предполагалось дублирование холста живописи, но чтобы сохранить надпись XVIII века, реставраторам придется отказаться от первоначальных планов.
Портрет неизвестного. Автор: Ф.С. Рокотов.

Это второй портрет кисти Рокотова поступивший на реставрацию. Он так же несет на себе надпись. Возможно надпись выполнена кем-то из мастерской Рокотова перед отправкой заказа владельцу и гласит: «Его высокородию Струйскому».
Надпись на обороте портрета неизвестного.

К сожалению еще в конце XIX века при приобретинии картины она уже значилась как портрет неизвестного. Возможно последующие исследования помогут атрибутироавать это полотно. Возможно этому поможет орден Святой Анны I-степени, который изображен на камзоле. На первоначальном подрамнике, к сожалению утраченном, была надпись рукою владельца: «получено мной от Рокотова в 1789».
Фрагмент. Портрет неизвестного. Автор: Ф.С. Рокотов.

Сейчас обе картины проходят фотофиксацию, ренгенографию, делаются поперечные шлифы лако-красочного слоя. Так же реставраторы хотят сравнить эти работы с другими произведениями Рокотова, находящимися в фондах музея. Особую сложность представляет работа с лаковым слоем на картинах Рокотава, так как он применял технику лессировки.

Лессировочная техника или просто лессировка (от нем. Lasierung — “делать блестящим” или от лат. laser — «смолистое вещество, блеск, лоск»), это техника наложения прозрачных слоёв краски друг на друга или на уже подготовленный основной цвет (слой). Это позволяет получать более глубокие цвета и разнообразные оттенки. Лессировочная техника масляными красками даёт богатый колорит и глубокое просвечивание слоёв. Краски выглядят насыщеннее и ярче, тени глубже, а картины прозрачней.

Реставрация обоих портретов должна быть закончена к концу 2015 года. И, возможно, мы их увидим на выставке посвящённой Рокотову в будущем году.

А теперь еще один шедевр, который был создан в царствование Анны Ионовны. Увы, долгие годы не прошли бесследно для тончайшего шелка и красочного слоя на нем.
«Апофеоз царствования Анны Иоанновны». XVIII век. Шелк, масло, темпера, позолота.

Это произведение возвращает нас в царствование императрицы Анны Иоановны и русско-турецкой войны 1735-1739 годов. Картина выполнена на шелке и представляет из себя произведение популярное в эпоху барокко и называемое конклюзией.
Фрагмент. «Апофеоз царствования Анны Иоанновны». XVIII век. Шелк, масло, темпера, позолота.

Конклюзия (от лат. conclusio — букв. 1) запирание, замыкание, 2) заключение, вывод) — жанр эпохи барокко, пришедший из Европы. Была популярна в России с середины XVII до серередины XVIII вв. Для этого жанра, основанного на соединении литературы и живописи, характерно сочетание замкнутой аллегорической композиции, символов и эмблем, выражающих мотивы, свойственных эпохе барокко, с текстом, в котором содержался комментарий к рисунку. Текст мог находиться на лентах, в картушах, выходить из уст героев, концентрироваться в нижней части листа или рядом с изображаемыми персонажами. Конклюзиями называли гравюры на дереве с тезисами и программами диспутов, схоластические панегирики в лицах, памятные портреты, написанные или напечатанные на ткани (атлас, тафта, холст) с подкладкой или (позже) на бумаге.
Фрагмент. Шов. «Апофеоз царствования Анны Иоанновны». XVIII век. Шелк, масло, темпера, позолота.

Огромное полотно шелка состоит из трех частей, и если присмотреться можно увидеть линии шва.
Фрагмент. Шов. «Апофеоз царствования Анны Иоанновны». XVIII век. Шелк, масло, темпера, позолота.

События послужившие к созданию этого шедевра «времен Очаковских и покорения Крыма», были вызваны сражениями Русско-турецкой войны 1735-1739 годов. Русские войска 28 мая 1736 года дошли до Перекопа и 1 июня взяли его штурмом. За тем фельдмаршал Миних вступил в Крым и дошёл до Бахчисарая, предавая всё огню и мечу. Однако полное изнурение войск от непривычного климата и всякого рода лишений заставило его уже 17 июля вернуться в Перекоп. К сожалению по Белградскому мирному договору 1739 года Россия вернулась на прежние позиции вплоть до победоносного Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 г.
Фрагмент. Анна Иоанновна. «Апофеоз царствования Анны Иоанновны». XVIII век. Шелк, масло, темпера, позолота.

Во главе шелкового полотна изображена царствующая императорица Анна Иоановна, как раньше писали «в орлях» (портрет помещент в медальон на груди двуглавого орла несущего цепь ордена Св. Андрея Первозыванного). Ниже изображены награды фельдмаршала Миниха, которыми он был удостоен к этому времени. Ниже приведены изображения орденов Св. Андрея Первозванного и Св. Александра Невского.
Фрагмент. Орден Св. Андрея Первозванного. «Апофеоз царствования Анны Иоанновны». XVIII век. Шелк, масло, темпера, позолота.

Фрагмент. Орден Св. Андрея Первозванного. «Апофеоз царствования Анны Иоанновны». XVIII век. Шелк, масло, темпера, позолота.

В центре конклюзии помещен герб генерал-фельдмаршала Миниха Христофора Антоновича.
Фрагмент. Герб графа фон Миних. «Апофеоз царствования Анны Иоанновны». XVIII век. Шелк, масло, темпера, позолота.

Граф Бурхард Кристоф фон Мюнних (нем. Burkhard Christoph von Münnich, в России был известен как Христофор Антонович Миних; 9 мая 1683, Нойенхунторф, Ольденбург — 16 (27) октября 1767, Санкт-Петербург) — российский генерал-фельдмаршал (1732), наиболее активный период деятельности которого пришёлся на правление Анны Иоанновны, гвардии подполковник Преображенского лейб-гвардии полка (с 1739 за победу над Турцией).
Фрагмент. «Апофеоз царствования Анны Иоанновны». XVIII век. Шелк, масло, темпера, позолота.

Аллегории и загадки скрываются не только в символах и изображениях, но и в тексте. Например выше приведенный текст на польском написан акростихом. И первые буквы каждой строчки складываются в «Фельдмаршал Миних Виват». Так же конклюзия содержит тексты на русском и латыни.
Фрагмент. Портрет Х.А. Миниха. «Апофеоз царствования Анны Иоанновны». XVIII век. Шелк, масло, темпера, позолота.

В нижней части конклюзии изображена аллегорическая битва русских и турецких войск. Главной фигурой этой баталии предстает конное изображение генерал-фельдмаршала графа Х.А. Миниха. Возможно это один из ранних портретов графа, так как после прихода к власти Елизаветы Петровны он был сослан в Сибирь. Поэтому его ранних портретов не сохранилась, мы знаем генерал-фельдмаршала уже по изображениям времен Екатерины II.
Фрагмент. Портрет Х.А. Миниха. «Апофеоз царствования Анны Иоанновны». XVIII век. Шелк, масло, темпера, позолота.

Если посмотреть на русские войска, то часть из них одета в форму времен Анны Иоановны, а некоторые представляют аллегорию на воинов античности.

Фрагмент. «Апофеоз царствования Анны Иоанновны». XVIII век. Шелк, масло, темпера, позолота.


Фрагмент. «Апофеоз царствования Анны Иоанновны». XVIII век. Шелк, масло, темпера, позолота.


Фрагмент. «Апофеоз царствования Анны Иоанновны». XVIII век. Шелк, масло, темпера, позолота.


Фрагмент. «Апофеоз царствования Анны Иоанновны». XVIII век. Шелк, масло, темпера, позолота.

И еще обратите внимание на прекрасных лошадей с человеческими глазами, которые смотрят на зрителей из разных мест аллегорического сражения, верные помощники человека в отправлении на встречу к Господу.
Фрагмент. «Апофеоз царствования Анны Иоанновны». XVIII век. Шелк, масло, темпера, позолота.


Фрагмент. «Апофеоз царствования Анны Иоанновны». XVIII век. Шелк, масло, темпера, позолота.


Фрагмент. «Апофеоз царствования Анны Иоанновны». XVIII век. Шелк, масло, темпера, позолота.

Памятник попал в музей в 1930 году после расформирования военно-исторического музея. Фонды этого музея создавались на основе коллекций полковых музеев. Возможно и эта конклюзия хранилась в каком-то полковом музее. Но изучение этого памятника только началось, и сколько открытий будет сделано исследователям мы узнаем в недалёком будущем. А пока его ждет укрепления шелкового полотна, очистка от загрязнений. Реставрационные мероприятия распланированы уже на год, и только потом настанет очередь реставрации красочного слоя.
Фрагмент. «Апофеоз царствования Анны Иоанновны». XVIII век. Шелк, масло, темпера, позолота.

Ну и конечно никакой толерантности. Разорванный полумесяц в когтях Российского орла.
Фрагмент. «Апофеоз царствования Анны Иоанновны». XVIII век. Шелк, масло, темпера, позолота.

А на все это взирают аллегорические фигуры. Вот так прошел для нас один день, оказавшийся посвященный XVIII веку, людям самоотверженно сохраняющим и спасающим наше историческое наследие. Выражаем огромную благодарность за практически экскурсию по художественным памятникам заведующей Отделом станковой масляной живописи ГосНИИРа Марии Чураковой и хранителю Коллекции живописи XVIII века ГИМа Рудневой Людмиле Юрьевне.


Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГИМ, ГосНИИР, интересное, один экспонат, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments