mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка «Иван Грозный и Алексей Тишайший: диалог двух царей» - отчёт.

В музее-заповеднике «Коломенское» проходит выставка под названием «Иван Грозный и Алексей Тишайший: диалог двух царей». В выставочном пространстве музейные сотрудники постарались представить диалог двух эпох, сравнить общее и найти различия.
Подвеска. Россия, XVII в. Золото, драгоценные камни, жемчуг; литье, скань. ЗИАХМ.

Постараемся и мы найти общие черты в царствовании этих двух монархов, вошедших в историю как Грозный и Тишайший. Иван Грозный и Алексей Тишайший считались на Руси в XVII веке родственниками. Первым браком царь Иван Грозный был женат на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой. У ее брата, Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, был сын Федор (впоследствии патриарх Филарет) – отец первого царя из династии Романовых. Благодаря «родству» Алексей Михайлович называл Ивана Грозного прадедом.
Композиция изразцовая «Звезда». Москва, 1555-1561 гг. и 1683 г.
Глина светлая и красная, цветные прозрачные и непрозрачные глазури; формовка, обжиг.
Из наружного декора собора Покрова на Рву. МГОМЗ.

Но как всегда иностранцы видели противоречие в этих родственных отношениях. Так, Августин Мейерберг признавался: «Я не согласен, однако ж, с теми, которые уверяют, что он (Алексей Михайлович) был из поколения и родни Ивана Грозного, потому что ни сам он, ни потомки его никогда не пользовались княжеским или герцогским титулом, тогда как все другие, ведущие по линии родства свое происхождение из рода московских великих князей, еще и ныне пользуются этим титулом, да и передают его детям».
Пласт «Битва». Западная Европа, конец XVII – начало XVIII в. Глина; майолика. ЗИАХМ.

Тем не менее официальные документы того времени всегда подчеркивали преемственность в передаче власти от последних Рюриковичей к первым Романовым.
Печать на жалованной грамоте царя Алексея Михайловича игумену Николо-Угрешского монастыря Кириллу с братией на Кременской посад. Россия, Москва, 22 ноября 1651 г. Бумага, вислая печать красного воска («малая»); скоропись. РГАДА. Муляж.

Романовы берегли все, что напоминало им о родстве с последними Рюриковичами. Во время опалы и Смуты Никита Иванович Романов сохранил надписанную серебряную солонку, подаренную царевичем Федором Ивановичем Никите Романовичу Захарьину-Юрьеву: «Солоница царя государя и великого князя Ивана Васильевича всеа Руси сына царевича князя Федора».
Соборное уложение 1649 г. Типография Императорской Академии Наук. Руоосия, Санкт-Петерьург, 1796 г.
Бумага, кожа, картон; печать, тиснение, гравюра. МГОМЗ.

Об интересе Алексея Михайловича к «прадеду» было известно уже в 1650-е годы. По словам шведского агента Пер Браге, тогда он увлекся «чтением сочинений по истории Грозного и его войн…». Самую большую группу материалов, привлекших царское внимание, составляли родословные и разрядные книги, выписки о местнических делах и титулах «выезжих иноземцев» XVI века. Интерес к родословным и разрядным записям был вызван несколькими местническими делами, начатыми в то время.
Лист со статьями царя Алексея Михайловича для допроса Степана Разина.
Автограф царя Алексея Михайловича. Россия, Москва, 1671 г. Бумага, чернила; скоропись. РГАДА.

Вторая группа материалов посвящена царскому титулу и титулованию иностранных монархов. Для изучения вопроса была скопирована грамота Константинопольского патриарха Иосафа о царском титуле и послание Ивана Грозного шведскому королю Юхану III, а также сделаны выписки из царских посланий императору Священной Римской империи и королю Польши.
Фрагмент. Фелонь. Россия, XVI-XVIII вв.
Штоф шелковый, нить золотная, нить серебряная, галун, крашенина, шитье, ткачество, ручная работа. ГИАХМЗ АС.

Сложно установить, каким образом знания о правлении Ивана Грозного влияли на выработку и принятие конкретных политических решений в царствование Алексея Михайловича. Совершенно очевидно, что тишайший царь не стал воспроизводить политическую систему столетней давности. В небытие ушли кормильщики, привилегии церковных и светских землевладельцев, право крестьян покидать своих владельцев и многое другое.
Изразец печной стенной рельефный зеленый (муравленый). Александровская слобода, вторая половина XVII в.
Глина красная, зеленая глазурь; формовка, обжиг. МГОМЗ.

Однако двумя политическими моделями грозненского времени Алексей Михайлович все-таки воспользовался. Одна из них заключалась в соборном принятии важных государственных решений. Эта модель была чрезвычайно востребована в первые годы «тишайшего» царствования, когда земские соборы были необходимы для смягчения социальной напряженности.
Фрагмент большого благовестного колокола Саввино-Сторожевского монастыря. Россия, Звенигород, 1667-1668 гг.
Колокольная бронза; литье. ЗИАХМ.

Тайнопись на колоколе гласила, что колокол был отлит «по обещянию и по повелению раба Христова царя Алексея от любви своея душевныя и от сердечнаго желания». Колокол уничтожен в 1941 г. накануне наступления немецких войск на Звенигород.

В последствии Алексей Михайлович слонился к другой политической модели грозненского времени, заключавшейся в выделении особого, «опричного», органа в системе управления. В соответствии с этим принципом в 1654 году был учрежден Приказ тайных дел. Первоначально он не был включен в систему центрального управления, а его руководители, в отличие от прочих руководителей приказов, не входили в состав Боярской думы.
Фрагмент. Евангелие. Россия, Москва, 1657 г.
Бумага, дерево, краска, бархат (Турция), медь; печать, чеканка, ткачество. СПГИХМЗ.

Сходство двух царствований можно обнаружить еще в двух сферах. Во-первых, - в культурной политике. Алексей Михайлович решил продолжить «Степенную книгу царского родословия», созданную в царствование Ивана Грозного, и довести ее до своего царствования, чтобы вписать его в историю России. Для этого в 1657 году был учрежден Записной приказ – «записать степени и грани царственные».
Х.Я. Шех. Коробка с крышкой. Германия, Аугсбург, 1686 г.
Булый металл; ковка, чеканка, пайка, золочение, монтировка. МГОМЗ.

Второй сферой, обнаруживающей сходство двух царствований, была внешняя политика. Приоритетным для царя Алексея Михайловича стало возвращение Смоленска и других «отчин» - территорий, которые были завоеваны Иваном Грозным во время Ливонской войны. Не случайно Алексей Михайлович сам возглавил войско во время Русско-шведской войны 1656-1658 годов и так стремился к Риге – главной цели Ивана Грозного в Ливонской войне.
Чаша. Москва, XVI в. Серебро; золочение, чеканка, гравировка. СПГИХМЗ.

Пример Ивана Грозного оказал определенное влияние и на церковную политику Алексея Михайловича. В 1652 году он фактически предоставил патриарху Никону и протопопу Стефану Вонифатьеву те же роли духовных наставников, которые выполняли митрополит Макарий и протопоп Андрей при Иване Грозном.
Фрагмент. Чаша. Москва, XVI в. Серебро; золочение, чеканка, гравировка. СПГИХМЗ.

На церковном соборе 1666-1667 годов, лишившем икона сана патриарха, была зачитана грамота Константинопольскому патриарху, в которой упоминалось, что Иван Грозный «неправедно» мучил святителя Филиппа. В этот раз царь Алексей Михайлович публично выступил в защиту «прадеда»: «Для чего он, Никон, такое бесчестие и укоризну блаженные памяти великому государю и великому князю Ивану Васильевичу всеа Руси написал?»
Посох архиерейский. Россия, Соловецкий монастырь, XIX в. Дерево; резьба. МГОМЗ.

Архиерейский посох с двумя обращенными друг к другу змеями вошел в употребление в Русской Православной церкви при патриархе Никоне.

Таким образом, руководствуясь грозненским примером, Алексей Михайлович позволил представителям церкви в лице патриарха Никона, кружка ревнителей благочестия и других церковных деятелей быть царскими духовными советниками и даже вмешиваться в государственные дела. Когда царь засомневался в правильности этой модели, церковные деятели воспользовались примером патриарха Филиппа: Никон покинул патриарший престол, а старообрядцы и братия Соловецкого монастыря отказались признать царскую власть. Видимо из всех участников конфликта только Алексей Михайлович дочитал историю до конца. И знал как надо поступать когда власть духовная зарится на власть кесаря.
Лев. Кострома, первая половина XVII в. Дерево; резьба, роспись темперой. МГОМЗ.
Находился в основании молельного места царя Михаила Федоровича в Троицком соборе Ипатьевского монастыря Кострома.

Еще одна сфера деятельности, которая наглядно демонстрирует ориентацию Алексея Михайловича на Ивана Грозного: Алексей Михайлович озаботился восстановлением грозненских усадеб в Коломенском, Воробьеве, Острове и Александровской слободе.
Фрагмент. Игровой комплект для игры в шахматы, шашки, нарды. Мастер У. Баумгартнер, гравер П. Готтих. Германия, Аугсбург, 1620-е гг. Черное дерево (эбен), слоновая кость, бронза; инкрустация, гравировка, резьба, золочение. МГОМЗ.

Самой главной резиденцией Алексея Михайловича стало Коломенское. Здесь был создан Государев двор рядом с храмом Вознесения Господня и недалеко от храма Иоанна Предтечи в Дьякове. Первый был заложен во время моления великого князя Василия III о наследнике и освящен в присутствии уже родившегося Ивана Васильевича. Второй храм был выстроен самим Иваном Грозным в честь своего небесного покровителя.
С.Г. Мухин. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково. Москва, 1950 г. Холст; масло. МГОМЗ.

Чем же руководствовался царь, когда обращался за примерами к своему предшественнику? Сам Алексей Михайлович в «Уряднике сокольничья пути» говорил о необходимости образца «для чести» государевой, красивого и успешного совершения любого дела, которое таким образом должно вызывать удивление и возвышать ум.
В.В. Ждан. Модель корабля «Орел». Россия, Москва, 1985 г. Дерево, металл, нить; резьба. ЗИАХМ.

Еще «образцовый» правитель мог восприниматься как конкурент, который мог восприниматься как конкурент, которого хоть в чем-нибудь нужно превзойти. О соперничестве Алексея Михайловича с предыдущими правителями сообщал архидиакон Павел Алеппский, хорошо осведомленной о жизни царского двора.
Фрагмент. В.В. Ждан. Модель корабля «Орел». Россия, Москва, 1985 г. Дерево, металл, нить; резьба. ЗИАХМ.

Приходите на выставку в Коломенское, где вы сможете вспомнить историю двух царствований и найти множество параллелей и связующих нитей. Некоторые очевидны, а другие придется поискать. Выставка предлагает задуматься, посмотреть на правления царей под разными углами, увидеть продолжения политики государства Российского при разных царях и даже при разных династиях.

Единственный явный минус, о котором хотелось бы упомянуть, это очень неудачный этикетаж. Чёрные мелкие буквы, на прозрачном стекле, на тёмном фоне почти не читабельны. Тем более, что свет в залах приглушён. Люди с плохим зрением не всегда могут даже найти где расположено описание экспоната. Будте внимательны.


Выставка продлится до 15 ноября 2015 года.

Адрес: проспект Андропова, д.39. Выставочные залы Сытного двора. Проезд до ст. м. Коломенская, Каширская.  Удобнее добираться от ст. метро Коломенская. Подробнее тут.
Режим работы: вторник – пятница, воскресенье с 10.00 до 18.00, суббота с 11.00 до 19.00
Понедельник - выходной.
Цена билета: полный - 150 руб, льготный - 50 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: МГОМЗ, МЗП Коломенское, выставки, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments