mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка "Возвращая утраченное..." - отчёт.

В выставочных залах Государственного Исторического музея открылась выставка «Возвращая утраченное…». Здесь представлены ювелирные шедевры, произведенные нашим соотечественником и современником, Андреем Георгиевичем Анановым. Пасхальные яйца, фоторамки, цветы, все это завладеет вашим вниманием и наполнит воспоминанием о работах Карла Фаберже, Рене Лалика и о прекрасной эпохе модерна. Но все эти работы выполнены на рубеже XX и XXI веков.

Пасхальное яйцо с часами.
Материалы: золото, серебро, позолота, бриллианты, эмаль, жемчуг, гранаты, изумруды,
часовой механизм – кварц.
Высота 15 см. Вес 0,65 кг. 2002 г.

В своих работах мастера фирмы Ананова ориентируются на традиции заложенные Карлом Фаберже. При создании этих шедевров из различных материалов, применяются только технологии использовавшиеся в мастерских Фаберже. Каждая деталь выполняется с невероятной кропотливостью и усердием. Даже рассматривая изделия под микроскопом вы не увидите к чему бы можно было придраться. Всё здесь сделано на должном уровне и достойно того, чтобы войти в историю, как и работы Карла Фаберже.

Фрагмент. Пасхальное яйцо «300 лет Санкт-Петербургу».
Материалы: золото, серебро, позолота, бриллианты, розы, рубины, гранаты, изумруды, сапфиры, эмаль.
Высота 26 см. Вес 0,97 кг. 2003 год.

Одна из особенностей работ Ананова – применение техники «гильоше» (используемой французскими мастерами с XVIII века). Прозрачная эмаль наносится на серебряную или золотую основу с рисунком, это позволяет создать эффект муаровых волн, всевозможных узоров. К сожалению эта техника сейчас применяется очень редко, а ведь она так украшает изделие, придавая ему больше изящества.

Рыба. Материалы: серебро, позолота, нефрит.
Высота 14 см. Вес 0,40 кг. 2012 г.

Каждую работу хочется рассмотреть поближе. Ещё больше желание взять в руки, прикоснуться к этой красоте. Восхищает всё, удивительное сочетание камня и металла, тонкость и изящество линий. Это поистине произведения искусства, достойные украшать дворцы.
Взгляните на шкатулку-цаплю. Это ли не совершенство? Высота изделия составляет всего 18,7 см, а вес менее ста грамм. Но сколько труда сюда вложено! Каждая травинка изящно изгибается, свет проникает сквозь прозрачный камень, заставляя играть мельчайшие его грани. Поза птицы напряжённая, её запечатлели в тот момент, когда она поймала большую сочную добычу и уже готова ею полакомиться. И даже лягушка, так опрометчиво попавшая в клюв хищной птицы, проработана в мельчайших деталях. Совсем крошечное тельце, но присмотритесь и вы можете разглядеть даже крошечные перепончатые пальчики на задних лапках.

Цапля. Материалы: золото, серебро, позолота, бриллианты, розы, эмаль, нефрит, кахолонг.
Высота 18,7 см. Вес 0,96 гр. 1993 г.



Фрагмент. Цапля.
Материалы: золото, серебро, позолота, бриллианты, розы, эмаль, нефрит, кахолонг.
Высота 18,7 см. Вес 0,96 гр. 1993 г.

Прекасное белое оперение цапли сделано из кахолонга. Этот минерал имеет и другие, интересные названия: калмыцкий агат, жемчужный агат, а также такое романтичное как окаменевшее молоко священной коровы.
Кахолонг, название которого, вероятно, произошло от калмыцких слов kahe — река и halong — камень, является непрозрачной разновидностью опала. Окраска минералов бывает зеленоватой, зеленовато-голубой, зеленовато-бурой. Чаще всего это молочно-белые кристаллы с разноцветными вкраплениями и рисунками. Блеск — перламутровый, стеклянный.

Фрагмент. Цапля.
Материалы: золото, серебро, позолота, бриллианты, розы, эмаль, нефрит, кахолонг.
Высота 18,7 см. Вес 0,96 гр. 1993 г.



Фрагмент. Цапля.
Материалы: золото, серебро, позолота, бриллианты, розы, эмаль, нефрит, кахолонг.
Высота 18,7 см. Вес 0,96 гр. 1993 г.

Еще одна особенность работ мастерской – это прочность эмалевого покрытия. Основная сложность обеспечения прочности состоит в существовании фактора линейного расширения. Как известно при нагревании большинство материалов увеличивают свой объем. После нанесения эмали на основу изделие подвергается термообработке, что приводит к расплавлению и равномерному распределению эмали и расширению металлической основы. Скорость остывания эмали гораздо выше металла, то есть после застывания слоёв эмали металл все еще остывает и стремится к сжатию, тем самым повышается риск разрушения покрытия. Технологии фирмы позволяют минимизировать появляющееся напряжение, что делает изделие прочным и долговечным.

Пасхальное яйцо с фигурной рамкой. Материалы: золото, серебро, позолота, бриллианты, розы, эмаль. Высота 26 см. Вес 1,45 кг. 2013 г.

Но несмотря на всю свою прочность и долговечность, изделия ювелирной мастерской А.Ананова выглядят нежными, тонкими, лёгкими и летящими. Поражает и удивительная глубина цвета и великолепные его подбор. От цветов просто невозможно отвести глаз. И разве вы не хотели бы, чтобы ваша фотография стояла вот в такой очаровательной рамочке?
Случается, что из-за неосторожного обращения эмаль колется, как стекло. Ананов вел бессрочное гарантийное обслуживание на все свои изделия, от самых дешевых до самых дорогих.

Фрагмент. Пасхальное яйцо с фигурной рамкой. Материалы: золото, серебро, позолота, бриллианты, розы, эмаль.
Высота 26 см. Вес 1,45 кг. 2013 г.



Фрагмент. Пасхальное яйцо с фигурной рамкой. Материалы: золото, серебро, позолота, бриллианты, розы, эмаль.
Высота 26 см. Вес 1,45 кг. 2013 г.

Вот она, глубина цвета, вглядитесь. Безбрежный океан оттенков, переходящих один в другой и создающих это великолепное зрелище. Настоящая отрада для глаз.
Читая описание экспонатов мы заинтересовались регулярным упоминаем некой "розы". Оказалось, что это вид огранки. Огранка розой — фасетная огранка без площадки и нижней части. Вариации огранки розой используются с XVI века. Свое название данный вид огранки получил благодаря определенному расположению фасет (фр. facette — грань), которое внешне напоминает лепестки прекрасно раскрывшейся розы. В викторианскую эпоху была распространенным методом огранки популярных в то время гранатов темно-красного цвета. Но в современном ювелирном деле такая огранка применяется в редких случаях, в основном для обработки небольших камней, хотя следует отметить, что благодаря именно такой огранке возможно наилучшим образом сохранить вес бриллианта.
Цветок Ветряница. Материалы: золото, бриллианты, кахалонг, нефрит, горный хрусталь
высота 18 см, вес 0,42 кг. 1998 г.

Цветок Ветряница. Материалы: золото, бриллианты, кахалонг, нефрит, горный хрусталь
высота 18 см, вес 0,42 кг. 1998 г.

Особое наше внимание привлекли цветы из различных драгоценных и полудрагоценных камней. Тонкие, нежные, словно настоящие, кажется подуй ветерок и они качнут своей нежной цветочной головкой. При взгляде на них невольно вспоминается имя Рене Лалика. И странно, но одновременно приятно думать, что такую красоту делают в нашем веке, у нас в России, в прекрасном городе Санкт-Петербурге.

Василек во ржи. Материалы: золото, эмаль, горный хрусталь
Высота 16 см. Вес 0,16 кг. 1997 г.

Невозможно просто так решить, какой же цветок нравится больше. В каждом столько очарования и жизни. Нежнейший ландыш, дикий василёк или прекрасная ветряница, от вида любого из них просто перехватывает дыхание. И невольно думаешь - как же могут быть способны на подобное руки человеческие?
Ландыш. Материалы: золото, жемчуг, бриллианты, нефрит, горный хрусталь
Высота 17 см. Вес 0,19 кг. 1999 г.


Ландыш. Материалы: золото, жемчуг, бриллианты, нефрит, горный хрусталь
Высота 17 см. Вес 0,19 кг. 1999 г.

Присмотритесь, камень буквально светится, словно перед вами живой лист. Видна каждая его прожилка. И небольшие цветки-жемчужинки словно роняют нежнейшие алмазные слёзы.
Кажется, что описать невероятную красоту этой выставки просто невозможно словами. Впрочем, это и не нужно. Приходите и смотрите, это то, что стоит увидеть. Ведь кроме тех экспонатов, которые мы вам уже показали, есть и многие другие. Есть несколько крупных, до 5 и выше кг весом пасхальных яиц, внутри которых размещены точные копии храмов, о них мы вам ещё расскажем отдельно. А о пасхальном яйце к 400-х летию дома Романовых мы уже рассказивали тут.

Выставка продлится совсем не долго до 31 августа 2015 года. Успейте посетить её, вы не пожалеете!

Адрес: Выставочный комплекс Исторического музея. Площадь революции, д. 2/3.
Режим работы: пн, ср, пт, сб, вс, с 10:00 до 18:00 (касса до 17:30) чт,с 11:00 до 21:00 (касса до 20:00)
вторник - выходной.
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГИМ, выставки, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments