mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Выставка "Только Италия! Архитектурная графика XVIII–XXI веков" - отчёт

18 апреля в Государственной Третьяковской галерее открылась выставка "Только Италия! Архитектурная графика XVIII–XXI веков".
На днях мы выбрались на эту выставку посмотреть. Это что-то невероятное! Сказать, что выставка прекрасна, значит не выразить и сотой доли восторга. Мы как зачарованные ходили по залам, не в силах отвести глаз от открывшейся нам красоты.
Выставка посвящена видам Италии в западноевропейской и русской архитектурной графике. И выбор Италии не случаен. Именно эта страна в начале развития архитектурного и видового рисунка была объектом любования для художников разных стран.
Вид античного Рима у дворца Нерона.
Тома де Томон, Жан-Франсуа. 1760, Париж - 1813, Санкт-Петербург.
Бумага мелованная, графитный карандаш, коричневый карандаш, процарапывание, перо, сепия, 205х273, 1798 г.
Коллекция Сергея Чобана.

Долгое время художники не замечали городскую архитектуру, должно было пройти время, чтобы искусство "разглядело" город, его площади, соборы, ратуши. Произошло это в Позднем Средневековье, одновременно с рождением местной истории, местного патриотизма, когда город начал любоваться собственной жизнью. Постепенно рисунок из простого срисовывания превращается в отдельный жанр, со своим кругом художественных средств, своими задачами. И так же постепенно он начинает "замечать" архитектуру. Возникает рисунок архитекторский, по характеру своему ещё вспомогательный. В этом рисунке ясность и правильность - часть профессионального кодекса. Однако культура этого времени предполагает поиск образцов в античности, а античность лежит в руинах. Но руины эти так живописны, так прекрасны, что архитекторская рука поневоле начинает рисовать более сложную натуру. Так рождается архитектурный рисунок, в котором здание помещается в пейзаж и в котором значимо всё: и правильность архитектуры, и точность деталей, и прихотливость или чёткость линий.

Две архитектурный фантазии в форме тондо.
а. Вид на амфитеатр и форум с дорическим портиком (слева) и башней (справа).
б. Городское пространство со статуями, держащими в руках кресты (на колонне и на пьедестале).
Тома де Томон, Жан-Франсуа. 1760, Париж - 1813, Санкт-Петербург.
Рисунки наклеены на альбомный лист. 1785-1790, кисть, акварель, белила, диаметр 57.
Коллекция Сергея Чобана.

С этого момента об архитектурной графике или архитектурном рисунке можно говорить как об изобразительной системе.

Вид партера виллы д'Эсте в Тиволи.
Бенуа, Александр Николаевич. 1870, Санкт-Петербург - 1960, Париж.
Акварель по наброску карандашом. 293х198, 1903 г.
Подпись внизу слва:Alexandre Benois.
Коллекция Сергея Чобана.

Один из самых удивительных ансамблей Италии, созданный архитектором Пирро Лигорио в 1550 г.
Зритель видит пустое пространство, словно недосягаемую архитектуру вдалеке, окружённую "равнодушной природой", - так в маленьком эскизном листе передано ощущение вечности.

А вот рисунка окончательно нас покоривших.

Архитектурная фантазия. Руинированный круглый храм с монументальными надгробиями и колоннадой.
Перне, Жан-Анри Александр. 1763, Париж - после 1789, Париж.
Перо, тушь, кисть, акварель, 410х568, 1780-е г.
Коллекция Сергея Чобана.

Потрясающая по технике композиция, изображающая сцену среди руин как будто вновь открытого античного города. Круглый храм, похожий на храм Весты в Тиволи, показан разрушенным, однако его архитектура сложнее, чем реальная древнеримская. Колоннада в левой части напоминает развалины римской раннехристианской базилики. Стаффаж в этом листе живописный, людей в старинных костюмах сопровождает маленький лев, что придаёт сцене совершенно фантазийный характер.

Архитектурная фантазия. Круглый храм с фонтаном.
Перне, Жан-Анри Александр. 1763, Париж - после 1789, Париж.
Перо, тушь, кисть, акварель, 410х568, 1780-е г. К
оллекция Сергея Чобана.

Этот лист развивает стиль и сюжет рисунка "Архитектурная фантазия. Руинированный круглый храм.." На нём так же изображён круглый купольный храм, но лучше сохранившийся. Снабжён экседрой с фонтаном, увенчанным античной статуей. В этом листе живописный антураж отличается большей насыщенностью: появились саркофаги и колоннада на дальнем плане, зелень стала как будто гуще. Фигурки стаффажа сюжетно связаны с фонтаном. Известно, что Перне часто создавал парные композиции, что мы и видим в данном случае.

Что ещё можно сказать об этой уникальной выставке? Приходите в музей, посмотрите на всё своими глазами, никакая фотография не в силах передать всю прелесть этих рисунков.
А посмотрев эту выставку мы вам очень рекомендуем посетить две выставки в МУАРе, эту и эту, где вы увидите произведения, вдохновением для которых послужила именно архитектура Древнего Рима. Сравните, оцените. Вам должно понравиться.

Выставка продлится до 27 июля 2014 года.

Адрес: Лаврушинский переулок, 12, Инженерный корпус, 2-й этаж. Проезд: Метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00)
четверг, пятница - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00)
выходной – понедельник.
Цена билета: взрослый – 250 рублей. Есть льготы, подробнее тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГТГ, выставки, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments