mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «”Шальные годы” Монпарнаса».

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет серию выставок, посвященных крупнейшим мастерам Парижской школы. Экспозиция «”Шальные годы” Монпарнаса» стала продолжением выставки «Парижская школа», которая прошла в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2011–2012 годах и стала своего рода «коллективным портретом» мастеров этого сообщества художников.

Даниил Борисович Даран. «Перед выходом на сцену»

Понятие Парижская школа первым стал использовать французский критик Андре Варно, мастерами Парижской школы он называл художников, приехавших в Париж из разных стран в первой половине XX века. К этому сообществу относят Хаима Сутина, Марка Шагала, Амедео Модильяни, Кеса ван Донгена, Константина Бранкузи, Луи Маркуси, Джино Северини и многих других.
В начале XX века Париж был художественной столицей и интеллектуальным центром мира, который притягивал художников со всего света, именно здесь зарождались главные направления нового искусства. Доступная жизнь, политическая свобода, многочисленные мастерские, художественные академии, признанные преподаватели, салоны, галереи и музеи сделали Париж пристанищем и настоящей школой для художников-иммигрантов. Выставка «”Шальные годы” Монпарнаса» познакомит российского зрителя с творчеством двух ярких мастеров Парижской школы – Жюля Паскина и Леонара Фужиты.

Жюль Паскин. «Сцена в Гаване», 1917

Решение объединить произведения Паскина и Фужиты в рамках одной выставки принято кураторами не случайно. Оба мастера были талантливыми графиками и живописцами, оба переехали в Париж в начале творческого пути, оба увлекались экзотическими путешествиями. Есть немало параллелей и в жанровых предпочтениях, активное взаимодействие их творческих индивидуальностей очевидно не только для профессионалов, но и для любителей искусства.
Жюль Паскин (1885–1930), живописец и график, первоначально работал в стилистике модерна. Родился в Болгарии, художественное образование получил в Австрии и Германии, во время учебы увлекался журнальной карикатурой. После переезда в Париж выработал собственный эмоциональный и экспрессивный стиль. Наиболее известна его манера, называемая «перламутровой»: художник добивается эффекта прозрачности, контуры и цветовые пятна накладываются друг на друга. В творческом наследии Паскина – работы на библейские и мифологические сюжеты, а также многочисленные произведения в жанре ню.

Жюль Паскин. «В кафе».1909

Леонар Фужита (1886–1968), французский живописец и график японского происхождения. Фужита органично объединил приемы и принципы японской культуры с европейскими традициями в космополитичной среде Парижа. Его работы тонки по технике, наполнены романтизмом. Острая наблюдательность прослеживается в многочисленных путевых зарисовках и монументальных композициях, а также в знаменитых ню 1920–1930-х годов. В манере художника сочетается мастерство японского каллиграфа и европейского рисовальщика-виртуоза.
Работам обоих мастеров отведено равнозначное экспозиционное пространство на первом этаже Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков. На выставке представлены более сорока произведений каждого из мастеров; что предоставит зрителям возможность познакомиться со всеми этапами их творчества. Залы, отведенные для выставки, расположены по кругу и кураторы решили использовать пространство таким образом, чтобы гости могли войти в экспозицию с двух сторон, увидев в одной части работы Жюля Паскина, а в другой – Леонара Фужиты.

Татьяна Маврина. «Под пальмами», 1929


Своего рода связующим звеном станет центральный зал, отведенный для показа работ отечественных художников, современников представителей Парижской школы. Эстетика Паскина и Фужиты была по-своему понята мастерами отечественного «тихого искусства» 1920–1930-х годов и претворена в их произведениях. Опыт французских художников стал отправной точкой для их собственных экспериментов. Зрители увидят произведения мастеров межвоенной эпохи – Даниила Дарана, Николая Кузьмина и других. Центральная роль в выставочном пространстве отведена работам Татьяны Мавриной.
Над выставкой работала группа кураторов: французский исследователь, историк искусства, эксперт по наследию Леонара Фужиты Сильви Бюиссон и научные сотрудники-хранители ГМИИ им. А.С. Пушкина Алексей Петухов и Виталий Мишин. Деятельную поддержку оказал парижский коллекционер Бенуа Сапиро.
В экспозиции представлены произведения из Музея современного искусства (Париж), Национального музея современного искусства (Национального центра искусства и культуры имени Жоржа Помпиду, Париж), Общества друзей Пти Пале (Женева), ГМИИ им. А.С. Пушкина, других крупных музеев и частных собраний Франции, Бельгии, Швейцарии и России.

Образовательная программа к выставке:
6 октября, вторник, 19:00, лекционный зал Отдела личных коллекций
Лекция Андрея Толстого «Парижская школа. С Монмартра на Монпарнас»

13 октября, вторник, 19:00, лекционный зал Отдела личных коллекций
Лекция Юрия Петухова «Фужита и Паскин. Две звезды – две судьбы»

20 октября, вторник, 19:00, лекционный зал Отдела личных коллекций
Лекция Марии Березанской «Еврейские корни Парижской школы»

27 октября, вторник, 19:00, лекционный зал Отдела личных коллекций
Лекция Марии Краснокутской «Фужита и украшения: значение ювелирного искусства в контексте эпохи и творчества»

3 ноября, вторник, 19:00, лекционный зал Отдела личных коллекций
Лекция Надежды Плунгян «Татьяна Маврина – одна из “Тринадцати”»

10 ноября, вторник, 19:00, лекционный зал Отдела личных коллекций
Лекция Алексея Петухова «Жюль Паскин. Вечный скиталец»

17 ноября, вторник, 19:00, лекционный зал Отдела личных коллекций
Лекция Андрея Толстого «Из России с любовью»

24 ноября, вторник, 19:00, лекционный зал Отдела личных коллекций
Лекция Алексея Петухова «Леонар Фужита. Между Западом и Востоком»


Вход по билетам на лекцию. Цена полного билета 350 рублей. Цена льготного билета 100 рублей.

Расписание сборных экскурсий по выставке:
по средам: 7.10, 14.10, 21.10, 28.10, 11.11, 18.11 в 18:30
по четвергам: 8.10, 15.10, 22.10, 29.10, 5.11, 12.11, 19.11 в 19:00

Все подробности ищите на сайте музея.
Выставка продлится до 29 ноября 2015 года. Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.

Адрес: Москва, ул. Волхонка, 14. Проезд до ст. метро Кропоткинская, М. Боровицкая, М. Библиотека им. Ленина
Время работы: вт, ср, пт, сб, вс с 11:00 до 20:00, касса (вход) с 11:00 до 19:00
по четвергам с 11:00 до 21:00, касса (вход) с 11:00 до 20:00
Выходной день   понедельник
Цена билета:
300 рублей – входной билет
400 рублей – по пятницам с 17:00
150 рублей – льготный билет
200 рублей – по пятницам с 17:00
БЕСПЛАТНО – дети до 16 лет
Комплексный билет:
Главное здание, Галерея
550 рублей – входной билет
600 рублей – по пятницам с 17:00
300 рублей – льготный билет

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГМИИ им А.С.Пушкина, выставки
Subscribe

Posts from This Journal “ГМИИ им А.С.Пушкина” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments