mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Выставка "Писатели глазами скульпторов XX века"

В Государственной Третьяковской галерее в рамках программы "Третьяковская галерея открывает свои запасники" начала свою работу выставка "Писатели глазами скульпторов XX века".

С.Т.Коненков. Писатель Федор Михайлович Достоевский. 1933
Бронза. Третьяковская галерея

Чтобы зрители получили возможность воспринимать скульптуру как самостоятельный вид изобразительного искусства, один из залов постоянной экспозиции Третьяковской галереи на Крымском Валу всегда занят только произведениями пластики. Камерные выставки, которые проводятся здесь, отражают сквозные сюжеты, актуальные для скульпторов XX века.

Тема новой сменной экспозиции – образы писателей и поэтов – приурочена к году литературы. Со времен античности считалось, что одна из главных задач скульптуры – запечатлевать облик выдающихся людей своего времени. К их числу, безусловно, относятся поэты и писатели, оказавшие значительное влияние на культуру и общественно-политическую мысль России. Экспозицию составят произведения 1910–1980-х годов: модели памятников и портреты классиков русской литературы XIX и начала XX века.

Если писатель и скульптор были современниками, то портреты могли делаться с натуры. С опорой на личные впечатления и воспоминания авторов создавались скульптуры Л.Н.Толстого, М.А.Горького, В.В.Маяковского. Жанр скульптурного шаржа, видимо, возможен только как прижизненный портрет. Исключительно редкий пример такого рода – В.Я.Брюсов работы Н.И.Нисс-Гольдман.

В ретроспективных изображениях художники использовали прижизненные портреты XIX века. Создавая образ А.Н.Островского, скульпторы ориентировались на портрет русского драматурга работы В.И.Перова 1871 года, а в скульптуре С.Т.Конёнкова ощутима связь с портретом Ф.М.Достоевского, написанным В.Г.Перовым в 1872 году.
Экспозиция построена по принципу сопоставления трактовок образа одного и того же писателя разными скульпторами, чтобы подчеркнуть различия в восприятии личности литератора. Зрителям демонстрируются вариации иконографической интерпретации образов А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, В.Я.Брюсова, В.В.Маяковского. Так, Л.Н.Толстого обычно изображают маститым старцем, и среди посмертных изображений почти не встречаются его портреты в более молодом возрасте. Больше иконографического разнообразия в изображениях А.М.Горького, выделяются два типа образов: молодой Горький-романтик и зрелый Горький-реалист. Доминирующей в портретах А.С.Пушкина оказывается тема поэтического вдохновения. Облик В.В.Маяковского ассоциируется с поэтом-трибуном, слово которого способно привлечь огромные массы. Сравнение модели памятника и портретного бюста выявляет различия в камерной и монументальной трактовке образа.

Выставка продлится до 27 марта 2016 года.

Адрес: Крымский Вал, 10. Зал 24.
Проезд до ст. метро "Парк культуры" или "Октябрьская".
Режим работы: вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00
(кассы и вход на экспозицию до 17.00)
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00
(кассы и вход на экспозицию до 20.00)
выходной — понедельник
Цена билета: Взрослый - 350 руб. Льготный - 150 руб.
По этому билету вы сможете посетить не только данную выставку, но и постоянную экспозицию и другие временные выставки, проходящие в это время в музее.
Каждую среду вход на постоянную экспозицию и временные выставки в Третьяковской галерее на Крымском Валу для индивидуальных посетителей бесплатный.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГТГ, выставки
Subscribe

Posts from This Journal “ГТГ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments