mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Золотому блеску верил…» - отчёт.

В Государственном музее А.С. Пушкина идет выставка посвященная писателю, которого еще при жизни называли гением. К сожалению его фигура была заслонена творчеством Блока, но сейчас постепенно она проявляется в тумане времени. Именно таким представлением самого музея и созданным с нуля фондам служит выставка посвященная 135-летию со дня рождения Андрея Белого (Бориса Бугаева) «Золотому блеску верил…».
Т.Н. Гиппиус. Портрет Андрея Белого. Бумага, цветные карандаши. 1905.

Андрей Белый (настоящее имя Борис Николаевич Бугаев) Родился 14 (26) октября 1880 года в Москве и умер 8 января 1934, там же. Русский писатель, поэт, критик, мемуарист, стиховед; один из ведущих деятелей русского символизма и модернизма в целом. Родился в семье математика Николая Васильевича Бугаева (1837—1903), декана физико-математического факультета Московского университета, и его жены Александры Дмитриевны, урождённой Егоровой (1858—1922). До двадцати шести лет жил в самом центре Москвы, на Арбате; в квартире, где он провёл детские и юношеские годы, в настоящее время действует мемориальная квартира. В 1891—1899 гг. Борис Бугаев учился в знаменитой гимназии Л. И. Поливанова, где в последних классах увлёкся буддизмом, оккультизмом, одновременно изучая литературу. Особое влияние на Бориса оказывали тогда Достоевский, Ибсен, Ницше. Здесь у него пробудился интерес к поэзии, в особенности к французской и русским символистам (Бальмонт, Брюсов, Мережковский). В 1895 г. сблизился с Сергеем Соловьёвым и его родителями — Михаилом Сергеевичем и Ольгой Михайловной, а вскоре и с братом Михаила Сергеевича — философом Владимиром Соловьёвым.
История музея Андрея Белого, как филиала Музея А.С. Пушкина, началась совсем недавно, по меркам многих музеев - 25 лет назад, когда мемориальная квартира, где родился и жил писатель была передана министерством иностранных дел в собственность музея. В те времена у музея не было ни одного экспоната, опереться в создании экспозиции на фонды Литературного музея так же не удалось. Поэтому было принято решение собирать фонды самостоятельно, и сейчас музей представляют свою уникальную коллекцию, которая была создана благодаря самоотверженной деятельности сотрудников и многочисленных дарителей, сохранивших мемориальные вещи писателя.
А на фото представленном выше вы можете увидеть уникальный прижизненный портрет Андрея Белого, написанный Т.Н Гиппиус.
Бугаев Н.В. Собрание сочинений. М., 1900.

Это уникальное собрание сочинений отца Андрея Белого, бывшего деканом физико-математического факультета Московского университета, было создано его учениками из многочисленных брошюр и преподнесено в дар к его юбилею. Нигде более вы этого собрания не найдёте, так как оно было издано всего в двух экземплярах.
Также в первом зале вас встречают многочисленные мемориальные вещи, прошедшие удивительные пути прежде чем попасть в фонды музея.
Личные вещи Андрея Белого.

Этот саквояж с архивом был передан крестнику Клавдии Николаевны, второй жены Андрея Белого, который занимался изучением эмигрантской литературы и был связан с дисседенским движением. Перед своим арестом в начале 80-х он успел переправить его во Францию с помощью атташе по культуре французского посольства. И только несколько лет назад сотрудники музея смогли выйти на хранителя архива и вернуть бесценное наследие на Родину. Оказалось, что хранитель честно выполнил обещание, сохранив саквояж в целости и с удовольствием передал архив музею, к его большой радости. Для музея всегда ценно, когда подобные архивы находятся. Ещё более ценно это для музея Андрея Белого, не обладавшего, как мы уже говорили, своими архивами, на момент основания.
Чайный столик. Бамбук, металл, фарфор, роспись. Германия. Первая треть XX века.
Пояснительная надпись К.Н. Бугаевой на обороте столешницы «Столик, который был у Б<ориса> Н <иколаевича> в Кучине. По его расцветке, освещенной солнцем - Б<орис> Н <иколаевич> взял «малайскую» тему Мандро в I томе Москвы.» Дар А.М. Леонтьевой и Ива Амана (Собрание А.Н. Богославского).

«Была угловая, малайская комната; в ней стоял столик: не столик – парчевня; на столике ножик лежал с филигранною ручкою <…>; малайская комната: перстень павлиньих хвостов, бамбуки, шкура тигра и негр деревянный <…>. Всё – цело. И можно бы было музей оборудовать, надпись повестить: «Здесь жил интереснейший гад, очень редкий, - гад древний: Мандро» (Андрей Белый. «Москва под ударом»).
Борис Бугаев (Андрей Белый) в студенческом мундире. Москва. 1903. Фотоателье О. Ренара.
Автограф Андрея Белого на обороте: «Культура многогранна. Каждая грань – путь к Истине. Близ Нея пути пересекаются. Кто многогранен, тот близок к Истине. Борис Бугаев. 1903 года 21 апреля».

В экспозиции вы сможете впервые познакомиться с работами Ф.А. Головина. Фёдор Александрович Головин (1867—1937) — председатель Государственной Думы Российской империи второго созыва, земский деятель, один из основателей партии кадетов и член её ЦК. 20 февраля 1907 года на первом заседании Государственной Думы второго созыва большинством голосов (356 из 518 возможных) был избран председателем Думы.
Фёдор Александрович Головин (1867—1937) — председатель Государственной Думы Российской империи второго созыва. 1928 г.

В процессе работы Думы безуспешно пытался достичь согласия между различными политическими силами и делового контакта с правительством. После Февральской революции, с 8 марта — комиссар всех учреждений бывшего Министерства Императорского двора, в ведении которого были бюджет семьи бывшего царя, императорские театры, музеи и другие учреждения культуры. Неоднократно арестовывался, и 17 сентября 1937 года произошёл последний арест, на момент которого Головин был уже пенсионером. По обвинению в принадлежности к антисоветской организации решением «тройки» УНКВД Московской области от 21 ноября 1937 года в возрасте семидесяти лет был приговорён к расстрелу.
Карикатуры Ф.А. Головина.

На этих работах можно увидеть многих членов кадетской партии и известнейших людей культуры. Благодаря этим карикатурам обнаружилось близкое знакомство Андрея Белого с Федором Александровичем. Весь комплекс этих работ позволяет взглянуть на жизнь и переплетения мира литературного и мира политического.
Карикатура Ф.А. Головина. Шехтель подглядывает за женщинами.

Карикатура Ф.А. Головина. Очередь в коммуналке. В длинном халате сам автор.

Еще один из экспонатов, мимо которого не возможно пройти, это никогда не выставлявшаяся работа Врубеля. Она была передана в дар музея внуком Сергея Прокофьева, который был антропософским философом.
М.А. Врубель. Фрагмент. Демон.
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова. Бумага, акварель, белила. 1890-е. Дар С.О. Прокофьева.

Разговаривая о гении символизма невозможно не упомянуть Александра Блока и как фигуру заслонившую на литературном небосклоне в советское время имя Белого, и как одну из сторон их любовного треугольника с Любовью Дмитриевной Блок, в девичестве Менделеевой.
А.А. Оль. Александр Блок на смертном одре. Бумага, карандаш. 7 августа 1921. Портрет выполнен по просьбе Мариэтты Сергеевны Шагинян.

«Я стала шепотом читать псалтырь <…>, с одиннадцати с половиной вечера до восьми часов утра. Надо было кончать, пока не проснулись спавшие. Потушила свечу. Между страницами псалмов нашла чей-то короткий волосок – может быть, Блока; венчик крохотного фиолетового цветка лежал на столе, сдунутый отстраняющим безвоздушным веяньем покойника. Я взяла на бумажку крохотную теплую мякоть воска от венчальной свечи, волосок и этот венчик и тихо, тихо двинулась к выходу» (Шагинян М.С. Человек и время).
На выставке представлен портрет Блока на смертном одре и тот самый цветок и крочечное колечко волоса, закреплённые воском от той самой венчальной свечи.
Запонки Андрея Белого. Первая треть XX века.

Еще одним эпизодом из жизни Андрея Белого, на котором стоит остановиться, это увлечение антропософией Штайнера и участие в строительстве Гетеанума.

Гётеанум (Goetheanum) — всемирный центр Антропософского движения, расположенный в швейцарском городе Дорнах и названный в честь Гёте. Памятник «органической архитектуры» 1920-х годов, по мысли спроектрировавшего здание Рудольфа Штейнера, призван представлять собой модель Вселенной. Первый Гётеанум строился в 1913-19 гг. из дерева и бетона как образец гармонического сращения различных видов искусства («гезамткунстверк»). Изначально здание предназначалось для проведения летних театрализованных представлений под эгидой Антропософского общества во главе с доктором Штейнером.
Реликвии первого Гетеанума.

Из деятелей Серебряного века в возведении Гётеанума принимали участие Андрей Белый со своей женой Асей, Максимилиан Волошин со своей женой Маргаритой (расписывала купол). Это уникальное здание было уничтожено пожаром в ночь с 31 декабря 1922 на 1 января 1923 года. Сохранились от него лишь крошечные фрагменты, расплавившиеся кусочки стекла от витражей, котрые изготовила Ася, обгоревшие частицы дерева и гвоздей. Возможно, для другого музея, с более богатыми фондами, эти частицы не представили бы никакого интереса. Но музей Андрея Белого бережно хранит и их, сохраняя таким образом любую память о человеке, оставившем значимый след в истории нашей литературы.
Впрочем, к счастью, сохранился и более полный фрагмент стекла, который тоже представлен на выставке. И зритель может оценить красоту работы жены писателя.
Фрагмент оконного стекла для Гетеанума. 1910-е. Гравирован А.А. Тургеневой по эскизу Р. Штайнера.
По свидетельству В.И. Рыковой, стекло в деревянной окантовке стояло в комнате .А. Тургеневой.

Со своей первой женой Асей Тургеневой Белый познакомился в 1900-х годах. Они долго не регистрировали свой брак, пока в 1914 году под давлением швейцарских законов не сделали это. Дело в том, что мужчина и женщина не могли жить в одной комнате если он не были мужем и женой. В эти же годы они оба увлеклись антропософией. В 1922 году между супругами произошел разрыв. Ася навсегда осталась в Дорнахе (Швейцария), Андрей Белый вернулся в Советскую Россию.

Антропософия (от греч. ἄνθρωπος — человек и σοφία — мудрость) — религиозно-мистическое учение, выделившееся из теософии, основанное в 1912 Рудольфом Штейнером с целью открыть широкому кругу методы саморазвития и духовного познания с помощью мышления человека. Автором и последователями учения характеризуется как «наука о духе»
Мемориальные вещи Андрея Белого.

Последний зал выставки рассказывает о последних годах жизни Андрея Белого и его второй жене Клавдии Николаевне, которае хранила многие годы архив писателя и дарила мемориальные вещи людям, которые интересовались жизнью и творчеством гения Серебряного века. Здесь можно увидеть личные вещи писателя, трогательные, нежные, такие простые, но очень значимые. Все они являются огромной ценность для музея. В частности, здесь можно увидеть зеркало, купленное в 1924 году на Смоленском рынке и так любимое писателем, что он не хотел с ним расставаться даже когда оно потеряло свой презентабельный вид.
Рисунок Е.Н. Кезельман с видом Лебедяни. 1932-1934. Бумага, акварель, цветные и грифельный карандаши.
На обортах рисунков – письма Е.Н. Кезельман к К.Н. Бугаевой и Андрею Белому
. Дар Т.В. Нориной.

Хочется рассказать и ещё об одном интересном разделе выставки. Это письма-картины Елены Николаевны Кезельман (урожденная Алексеева; 1889-1945), сестры К.Н. Бугаевой (второй жены Белого). В 1931 году она была сослана по делу о контр-революционной организации антропософов на три года в Лебедянь. Там она ужасно тосковала и не находила себе места и дела. В 1932 году Андрей Белый с женой провели в Лебедяни август и сентябрь. И тогда Андрей Белый сумел открыть для Елены Николаевны Лебедянь с новой, прекрасной стороны. По её собственному признанию, к ней пришло вдохновение. И она стала писать картины на небольших листах бумаги и присыласть их родным и близким. Но одной стороне листа она писала письмо, а на другой зарисовывала виды Лебедяни. Дальнейшее можно считать мистикой, впрочем, мистического и символического много было в жизни писателя. Так или иначе, а после смерти Андрея Белого, по словам Елены Николаевны, вдохновение у неё пропало и она уже больше не могла рисовать.

Хотелось бы посоветовать всем посетить эту удивительную выставку, на которой Серебряный век обрушивается на посетителя со своими мистическими течения, политическими увлечениями, войнами и революциями эпохи. Где всплывают неожиданные имена и учения, философия и мистика, все переплетается и сплавляется в едином котле времени. А нам только предстоит еще понять и оценить фигуру Андрея Белого во всех этих хитросплетениях прекрасной эпохи. Приходите на выставку развеивать туманы прошлого и знакомиться с новым.

В этом году музей отмечает 135-летний юбилей со дня рождения Андрея Белого. Планируются интересные мероприятия, научные конференции, вечер памяти и другие события, как в Мемориальной квартире Андрея Белого, так и в Государственном музее А.С. Пушкина. Подробности вы можете найти на сайте музея.

Выставка работает до 16 ноября 2015 года.

Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская» Белокаменные палаты.
Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00 (касса до 17.30);
по четвергам – с 12.00 до 21.00 (касса – до 20.30).
Цена билета: 200 руб. Есть льготы, подробнее тут.
Третье воскресенье каждого месяца вход свободный.
Tags: ГМП, выставки, музей-квартира Андрея Белого, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГМП” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments