mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

День дарителя в Государственном Дарвиновском музее - отчёт. Часть 2.

Вчера мы начали свой рассказ о том, как в День дарителя побывали в запасниках Дарвиновского музея. И в первой части нашего повествования, поведали вам, как мы побывали секторе архивных материалов. А теперь хотим рассказать об отделе редкой книги. Мы никогда не скрывали, как мы любим книги, а потому, посещение именно этого отдела стало для настоящим подарком. Все показанные нам книги входили когда-то в коллекцию Алексея Степановича Хомякова. В музей они попали после революции.
Элеонора Витальевна Павловская, заведующая отделом редкой книги.

И первая книга, с которой нас познакомили, был фолиант изданный в 1735 году простым голландским аптекарем Альбертом Себа. В Амстердаме он имел свой собственный дом, на первом этаже которого была его аптека. Но, как все аптекари того времени, он был человек образованный и собирал богатейшую коллекцию естественнонаучных препаратов, это были и гербарии растений и чучела животных, пресмыкающихся, рыб. Множества путешествий и связи с купцами позволили ему получать редкие экспонаты и богатые подарки. Себой даже заинтересовался Пётр I, когда приехал в Амстердам в 1716 году. При посещении ученого царь пришел в восторг от его коллекции и пожелал ее приобрести. А нужно добавить, что Альберт Себа, кроме прочего, был главным поставщиком лекарств в Россию. Конечно же, он согласился продать часть своей коллекции Петру I. Если вы были в Кунсткамере Санкт-Петербурга, то наверняка видели там некоторые экспонаты, даже если и не знали их истории.

«Locupletissimi rerum naturalium thesauri»/«Богатейший клад природного царства». Альберт Себа. XVIII век.

Так как Себа был учёный-биолог, то он решил запечатлеть свою коллекцию на страницах книги, можно сказать, что это её каталог. Книга очень большого формата, около метра, всего она состоит из четырёх томов. Здесь есть все экспонаты коллекции Альберта Себа, даны их описания и рисунки. Рисунки выполнены в технике гравюры по металлу и раскрашены от руки. Систематизации у Альберта Себа ещё не было. На одном листе можно увидеть и ботанические экспонаты, и орнитологию, и изображения аномальных животных.

«Locupletissimi rerum naturalium thesauri»/«Богатейший клад природного царства». Альберт Себа. XVIII век.

Часть рисунков, как раз, иллюстрируют экспонаты, находящиеся у нас в Кунсткамере. Например, показанный выше муравьед. Изображения, возможно, немного наивные, но передающие основную суть и очень симпатичные.

«Locupletissimi rerum naturalium thesauri»/«Богатейший клад природного царства». Альберт Себа. XVIII век.

Интересны иллюстрации райских птиц. Одна нарисована с ногами, другая без ног, потому как в то время существовала легенда, что райские птицы живут в небесах и на землю никогда не опускаются (отсюда и такое название). А значит и лапы им не нужны. Легеда же пошла от первых чучел этих красавиц, которые попали в Европу. Ноги птиц мешали эстетическому чувству аборигенов, поэтому они делали чучела без ног.

Такие книги издавались малым тиражом, около ста, ста пятидесяти книг. Столько, сколько можно было отпечатать рисунков с одного гравёрного оттиска. Раскрашивали иллюстрации вручную. Часто этим занимались ученики, могло быть так, что один человек раскрашивал только одним, цветом, другой другим. Получался эдакий поток. Увы, не всегда удаётся установить имя гравёра. В данной книге он не известен.

«Locupletissimi rerum naturalium thesauri»/«Богатейший клад природного царства». Альберт Себа. XVIII век.

Есть в книге одна интересная иллюстрация, необычного экспоната. Казалось бы, Себа учёный и собирает природные материалы и вдруг, семиголовая гидра. Но это объяснимо. В то время было много мошенников, которые делали чучела необычных животных и выдавали их за редкие или недавно открытые виды. Про это чучело написано, что его головы сделаны и голов обезьян, но на иллюстрации они не очень похожи на обезьяньи. Известны и случаи изготовления василисков, их чаще всего делали из скатов. И даже русалок можно было встретить в некоторых музеях. Так как описанный выше экспонат привлекал довольно много внимания, то Себа не мог отказать себе в том, чтобы не взять его в свою коллекцию. Хотя через какое-то время и последовало разоблачение и было заявлено, что это животное не существует.

«Histoire Naturelle»/«Естественная история». Жорж-Луи Леклерк де Бюффон. XVIII век.

Следущая книга переплетена гораздо богаче. Марокеновый переплёт, золотое тиснение и обрезы, форзацы из натурального муарового шёлка. Почему же она такая красивая? Это книга подарок. И подарена она была не кому-нибудь, а Екатерине II. И подарил её сам автор. ЕкатеринаII переписывалась со многими учёными. В их числе оказался и французский натуралист, биолог, математик, естествоиспытатель Жорж-Луи Леклерк де Бюффон, у которого вышла книга о происхождении земли. А Екатерина II интересовалась этим вопросом и написала Бефону, что ей это очень интересно. Бюффон в то время был директором ботанического сада в Париже. В ботаническом саду был так называемый «кабинет короля». В этом кабинете собирались различные экспонаты минералы, чучела, меха и многое другое, что считали интересным. До Бюффона в этом кабинете не было никакой систематизации. И он решил всё описать и зарисовать, приведя, таким образом, коллекцию в порядок. Результатом этого вышло 36-томное издание.

«Histoire Naturelle»/«Естественная история». Жорж-Луи Леклерк де Бюффон. XVIII век.

Также Бюффон знал, что многие влиятельные люди занимаются меценатством и написал многим из них письма, что он с удовольствием примет подарки, для пополнения коллекции. Такое письмо написал он и Екатерине II, которая не смогла остаться безучастной и послала Бюффону минералы, драгоценные камни, меха, палеонтологические находки, а также написала в своём письме, что хотела бы встретиться с ним. Бюффон, сославшись на нездоровье и нехватку времени послал к ней своего сына, который и привёз в подарок показываемую нами книгу и бюст своего отца. На что позже, Екатерина сказала, что бюст Бюффона произвёл на неё более живое впечатление, чем сын Бюффона. А подаренной книгой был десятитомник о птицах. Тут уже идёт систематизация. Например, первый том, иллюстрации из которого мы и показываем, посвящён хищным птицам. Гравюры тоже сделаны на металле и раскрашены от руки.

«Histoire Naturelle»/«Естественная история». Жорж-Луи Леклерк де Бюффон. XVIII век.

Эти книги сначала были в библиотеке Екатерины II, потом она подарила их своему фавориту Мамонову, затем книга перешла в билиотеку Олениных. В начале прошлого века, после смерти владельца библиотеки, наследники решили продать её, и  книги купил Алексей Степанович Хомяков.

Колибри Джона Гульда. XIX век.

Следующая книга представляет XIX век. Это книга британского орнитолога и анималиста Джона Гульда. Он родился в 1804 году и всю жизнь посвятил птицам и их изучению. Он даже велел на своей могиле написать такую эпитафию - «John Gould - the bird man». Он издал много книг большого формата о птицах. «Птицы Европы», «Птицы Великобритании», вместе со своей женой Элизабет он жил и работал в Австралии и там выпустил многотомную книгу «Птицы Австралии».
Колибри Джона Гульда. XIX век.

Книга, которую показали нам в музее, рассказывает о колибри. В ней изображены почти все виды этих птиц, о которых знали на то время. Причём птицы изображаются несколько иначе, чем в предыдущих книгах. Это более эстетические картинки, птицы тут показаны на фоне различных растений, среди которых они живут и этим растениям также даны описания на её страницах. Также изображения сделаны в новой технике, это литография. Литография позволила выпускать больше книг, потому что этот процесс гораздо проще, чем гравировка. Иллюстрация тут тоже раскрашивается от руки, но Гульд и тут решил превзойти самого себя. Как известно, колибри переливаются, словно маленькие драгоценные камушки. Но как эту красоту перенести на бумагу? Гульд придумал взять золотую фольгу и рисовать по ней. И теперь даже в книге птицы переливаются и сияют.
Колибри Джона Гульда. XIX век.

Интересно ещё и то, что сам Гульд очень любил этих птиц, у него была большая коллекция, более 5000 экземпляров. Но живую колибри он увидел, лишь, когда на склоне лет со своим старшим сыном поехал в Северню Америку. А все иллюстрации в книгах срисованы с чучел. При этом рисунки очень точные. Сам Гульд не любил рисовать, и у него было много помощников. Самым главным его помощником и главной художницей была его жена, он лишь рисовал наброски, указывая в какой цвет раскрашивать птиц. А дальнейшую работу проделывала она и его ученики.

«A Monograph of the Felidae or Family of Cats». Даниэль Жиро Эллиот. XIX век.

И ещё одна книга, показанная нам, это книга американского учёного Даниэля Жиро Эллиота. Он был зоологом, орнитологом, одним из основателей Американского музея естественной истории в Нью-Йорке и соучредителем американского орнитологического союза.

«A Monograph of the Felidae or Family of Cats». Даниэль Жиро Эллиот. XIX век.

Как и Гульд изображал многих птиц, выпустил книги «Птицы Америки», «Птицы носороги», «Райские птицы». Но особой большой любовь его были кошки. Он говорил, что это самые грациозные, самые милые и самые умные существа на свете.

«A Monograph of the Felidae or Family of Cats». Даниэль Жиро Эллиот. XIX век.

В этой книге изображены все кошачьи, которых он знал, львы, тигры, кошки Америки, кошки Азии. Есть страницы, где на одной картинке изображены несколько представителей семейства кошачьих, которые не живут рядом. А здесь их можно увидеть разом и сравнить, чем они отличаются.

На этом мы завершаем наш сегодняшний рассказ, впереди у нас ещё посещение фонда скульптуры. Оставайтесь с нами и обязательно приходите в Дарвиновский музей.

Адрес: Москва, ул.Вавилова, 57. Пешком: от метро «Академическая» 10–15 минут по левой стороне улицы Дмитрия Ульянова в сторону Ленинского проспекта до улицы Вавилова. Карта тут.
Время работы: с 10:00 до 18:00 кроме понедельника и последней пятницы месяца.
выставочный комплекс по четвергам открыт с 13:00 до 21:00
Цена билета:
основное здание: взрослый - 250 руб, льготный - 80 руб.
выставочный комплекс: взрослый - 100 руб, льготный - 30 руб.
единый билет: взрослый - 300 руб, льготный - 100 руб.
Подробнее здесь.
В третье воскресенье каждого месяца вход в музей бесплатный

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: Дарвиновский музей, интересное, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “Дарвиновский музей” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments