mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка «Борис Годунов от слуги до государя всея Руси» - отчёт. Часть 1.

В Московском Кремле сейчас проходит выставка, посвященная одному из самых известных людей русского средневековья - Борису Годунову, который прошел путь от слуги до государя. Экспозиция выставки «Борис Годунов от слуги до государя всея Руси» охватывает деятельность Годунова от царского слуги до основателя царской династии. Увы, но честолюбивым мечтам его не суждено было сбыться.
Фрагмент. Титулярник. (Книга, а в ней собрание, откуда произыде корень великих государей царей и великих князей Российских).
Москва, 1691-1697.
Бумага, доски, кожа; чернила, краски, твореное золото, скоропись, полуустав.

На представленном фрагменте миниатюры рукописи 1690-х годов изображен Борис Годунов в церемониальном царском облачении: в венце наподобие шапки Мономаха и платне из расшитой золотом парчи. Поверх платна надеты драгоценное оплечье – бармы и наперсный крест. В руках царя скипетр и держава. На портрете в Титулярнике 1690-х годов черты реального человека предельно сглажены. Однако это изображение не противоречит описанию внешности Годунова одним из его современников, голландским купцом и дипломатом Исааком Массой, сообщавшим, что Борис «лицо имел круглое, волоса и бороду – поседевшие».
Фрагмент. Икона «Иоанн Предтеча» в окладе. Северные Балкан, XV в. Оклад – Москва, конец XVI в. – 1738.
Дерево, серебро; темера, чернь, чеканка, золочение. Государственный истоический музей.

Икона «Иоанн Предтеча» с изображением патронального святого Ивана Грозного принадлежала семье Годуновых и, возможно, была получена в качестве царского дара. В приходной книге Новодевичьего монастыря 1603-1604 гг. она фигурирует среди келейного имущества царицы Ирины Годуновой, оставшегося после ее смерти.

Согласно легенде предком Годуновых был мурза Чет, татарский князь, приехавший из Орды на Русь около 1330 г., принявший крещение с именем Захарии и поступивший на службу к московскому князю Ивану Даниловичу Калите. Однако современные исследователи отвергают какую-либо связь между легендарным татарским князем и Захарией, считая последнего и его потомков исконными костромичами. Легенда же требовалась чтобы украсить начальную историю своего клана знатным происхождением его основателя.
Панагия. Москва, мастерские Кремля, 1589, камея – Константинополь, конец IX –X в.
Агат, золото, драгоценные камни, жемчуг, резьба, чеканка, скань, эмаль. Музеи Московского Кремля.

Как в настоящее время предполагают исследователи, эта очень редкая и исключительная по своей художественной значимости гемма, явно связанная с двором византийского императора, была привезена царю Федору Иоанновичу константинопольским патриархом Иеримией II, посетившим Москву по случаю учреждения в России патриаршества.

Начало возвышения Годуновых можно связать с пришедшимися на рубеж 1564 – 1565 гг. началом опричнины, разделившей страну на две части – «опришную» и»земскую» - и сопровождавшейся «перебором людишек», что привело к упадку одних родов и усилению других. Сразу же по учреждении опричнины царь забрал в нее, среди прочих земель, Вяземский уезд, куда входили родовые поместья Годуновых, благодаря чему вяземский помещик Дмитрий Иванович Годунов с племянниками оказался при дворе Ивана Грозного, возможно, в том же 1564 г.
Икона «Федор Стратилат». Москва, около 1584 (?), запись XVIII в. Дерево, левкас; темпера. Музеи Московского Кремля.

Икона с изображением Федора Стратилата, небесного покровителя царя Федора Иоанновича, относится к типу царских тезоименных образов, созданных, вероятно, вскоре после восшествия государя на престол специально для иконостаса домового Благовещенского собора. По традиции, после смерти царя патрональная икона переносилась в Архангельский собор к его гробнице.

Дальнейшему продвижению Годуновых при дворе Ивана Грозного способствовала женитьба Бориса около 1571 г. на Марии, дочери Малюты Скуратова-Бельского, всесильного опричника и царского любимца. Через свою жену Борис породнился с представителями высшей знати, так как старшая дочь Малюты была замужем за князем Иваном Михайловичем Глинским, двоюродным братом самого царя, а младшая – за князем Дмитрием Ивановичем Шуйским, происходившим из рода Рюриковичей.
Чарка. Россия, 1584-1591. Серебро; резьба, гравировка. Государственный исторический музей.

По венцу чарки надпись: ЧАРКА БОЯРИНА И КОНЮШЕГО БОРИСА ФЕДОРОВИЧА ГОДУНОВА. Ниже, под словами «боярина и конюшего», другим почерком добавлено: СЛУГИ. Надпись со званиями и титулами Годунова позволяет достаточно точно датировать чарку, которая могла быть создана не ранее 1584 г., когда Борис Федорович получил чин конюшего, и не позднее лета 1591 г., когда он удостоился титула «слуги».

В 1581 году в царской семье случилось трагическое происшествие, вновь повлиявшее на положение Годуновых. В конце ноября этого года умер старший сын Грозного Иван Иванович. Наследником престола стал Федор Иванович, при этом рядом с царевичем, по выбору самого царя, продолжал находиться Борис Годунов, который до самой кончины Грозного «у него государя в близости пребывал». Ведь не позднее 1575 года состоялась свадьба Федора Иоанновича на Ирине, сестре Бориса. Иван Грозный скоропостижно скончался 19 марта 1584 года. С его смертью завершился первый этап восхождения Бориса к вершинам власти. По случаю воцарения Федора Иоанновича боярин Борис Годунов получил высший придворный чин конюшего, предполагавший первенство среди бояр.
Крест наперсный. Москва, мастерские Кемля, 1590-е гг.; оглавие – XVII в.
Золото, серебро, драгоценные камни; чеканка, скань, эмаль. Музеи Московского Кремля.

На оборотной стороне драгоценного креста помещено резное ростовое изображение святой Феодосии, небесной покровительницы царевны Феодосии, дочери царя Федора Иоанновича, родившейся в 1592 г. и умершей в январе 1594 г.

Не питая иллюзий относительно возможностей своего сына в роли самодержца, Иван Грозный поступил так, как поступали московские князья, оставляя трон малолетним наследникам: он вверил сына и его семью попечению умных людей. В первые месяцы царствования Федора Иоанновича самым авторитетным членом боярского правительства был Никита Романович Захарьин-Юрьев. Однако в августе 1584 г. он внезапно заболел. Боярин умер в апреле 1586 г., «на его место был поставлен правителем Борис Годунов». Его противниками в боярской думе стали князья Шуйские., которые пытались уговорить царя развестись со своей женой – Ириной.
Панагия. Москва, мастерские Кремля, конец XVI – начало XVII в.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг; резьба, чернь чеканка. Музеи Московского Кремля.

В центре золотой панагии помещен топаз с изображением святителя Николая Чудотворца. На ее оборотной стороне - черневой изображение святых Бориса (патрона Бориса Годунова) и Глеба. Драгоценная панагия поступила в Оружейную палату из Астрахани. Возможно она была изготовлена для Бориса Годунова после получения им титула наместника Казанского и Астраханского в 1591 г. Но не исключено, что она могла быть создана по заказу царя Бориса Федоровича для первого архиепископа Астрахани по случаю учреждения в 1602 году Астраханского архиепископства.

Первым крупным достижением правительства Годунова стало учреждение в России патриаршества в 1589 г. 23 января на Церковном соборе, состоявшем из высших иерархов Русской церкви, патриархом был избран московский митрополит Иов, один из ближайших сподвижников Годунова. Весной 1590 года Константинопольский патриарх Иеремия созвал собор, который признал Московский патриархат и определил московскому патриарху пятое место среди православных патриархов. В Москве же рассчитывали хотя бы на третье место, но дальнейшие переговоры так и не смогли сдвинуть это место чести московских патриархов.
Шапка архиерейская. Москва, мастерские Кремля, 1595; ткань – Италия, XVI в.
Камка, золотные и шелковые нити, жемчуг, серебро; шитье, чернь. Музеи Московского Кремля.

Архиерейская шапка патриарха Иова с невысокой тульей цилиндрической формы и плоским верхом. Наверху в центре помещено шитое золотными нитями изображение «Богоматери Воплощение».

Так же при Федоре Иоанновиче началось успешное завоевание Сибири. После поражения в 1584 году от хана Кучума казацкие дружины были вынуждены оставить свои завоевания. На рубеже 1585-1586 гг из Москвы были посланы первые воеводы, которые стали ставить укрепленные города. Так появились Тюмень, Тобольск, Сургут, Нарым и многие другие. Успешная политика правительства Годунова привела к тому что в 1598 году Сибирская земля стала русской «отчиной», а в титулатуре русского государя появилось добавление «царь Сибирский».
Шлем «Шапка кучумовская». Иран, XVI в.
Булатная сталь, золото, камни, жемчуг, ткань; ковка, резьба, насечка, эмаль. Музеи Московского Кремля.

Шлем под названием «шапка кучумовская» был поднесен царю Алексею Михайловичяу князем Борисом Петровичем Шереметевым. Неизвестно, откуда взялось его определение как «шапка кучумовская». Однако легенда о принадлежности шлема хану Кучуму, возможно, послужила поводом для его выдачи внуку Кучума – «сибирскому царевичу» Алексею Алексеевичу, которому «27 января 1664 г. государь указал быть на своем государском смотру у наряду» (у артиллерии).

В 1591 году крымский хан Казы-Гирей пошел походом на Москву. Оборона города была поручена Борису Годунову. 4 июля хан подошел к Москве и стал против Коломенского, в тот же день состоялась и сама битва, но без решающего исхода. Русские готовились к новому сражению, но хан бежал от Москвы. За ним последовало и все войско. За эту победу царь нарек Бориса «слугою и наместником Казанским и Астраханским». Титул слуги связанный с традициями удельного времени, ценился выше, чем все прочие титулы. Впервые со времени образования Русского государства один человек стал обладателем двух высших титулов – конюшего боярина и царского слуги.
Фрагмент. Знамя. Россия, конец XVII в. (?)
Холст, ткачество, вшивная техника (интарсия), роспись, чернила. Музеи Московского Кремля.

Традиция связывает это знамя с именем Ермака Тимофеевича. Знамя в 1826 году было доставлено из Тобольска в московский Арсенал. Легендарная принадлежность знамени сохранена в музейных документах, хотя в наше время высказано предположение о его более позднем происхождении.
Шапочка. Россия, конец XVI в; сукно – Англия (?), XVI в.; тафта – Восток, XVI в.
Сукно, тафта, золото, драгоценные камни, жемчуг; шитье, чеканка, эмаль. Музеи Московского Кремля.

Шапочка царевича Дмитрия изготовлена из вишневого сукна и украшена драгоценной ажурной запоной. Она находилась в Архангельском соборе Московского Кремля при раке царевича Дмитрия вместе с другими приписываемыми ему вещами: шириной, шелковым кошелечом с четырнадцатью серебряными монетами и бумажным пакетиком с запечатанной в нем прядью волос.

Одно трагическое событие, случившееся при Годунове-регенте 15 мая 1591 года, легло тенью на все годы правления. В тот день в Угличе от ранения в горло скончался восьмилетний царевич Дмитрий, младший сын царя Ивана Грозного и его последней жены, царицы Марии Нагой. Как только в Москве узнали о смерти царевича Дмитрия, в Углич была направлена комиссия, которую возглавил князь Василий Иванович Шуйский.
Следственное дело об убийстве царевича Димитрия. Москва, 1591; переплет – не позднее 1798.
Бумага, картон, коленкор; чернила, скоропись конца XVI в. Российский государственный архив древних актов.

Розыск по делу о смерти в Угличе царевича Дмитрия Ивановича начался 19 мая 1591 г. и продолжался почти неделю. Причиной смерти царевича, по показанию свидетелей, был признан несчастный случай во время припадка эпилепсии, в результате которого он сам поколол себе ножом горло. Этот «обыск», ставший на несколько лет официальной версией гибели Димитрия, был прочитан 2 июня перед патриархом Иовом и другими членами Освященного собора.

Дело значительно повреждено, имеются утраты в начале и конце. Первоначально оно представляло единый столп-свиток, затем было расклеено. Хранилось в царском архиве, повреждения получило, вероятно во время Смуты.
Фрагмент. Крышка раки царевича Димитрия. Москва, мастерские Кремля, 1628-1630.
Мастера Павел Власьев, Дмитрий Алексеев, Василий Коровников, Тимофей Иванов, Василий Малосолец под руководством Гаврилы Овдакимова.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, дерево, ткань; чеканка, литье, резьба, эмаль, золочение. Музеи Московского Кремля.

Для свидетелей версия гибели Димитрия была ясна еще в 1591 г., в распросной речи 15 мая боярин Григорий Федорович Нагой показал, что «ажно царевич Дмитрий лежит, набрушился сам ножей в падучей болезни, что и преж того на нем болезнь была…». Спустя пятнадцать лет слух о насильственной смерти царевича возродился, став новой официальной версией. Пришедшему к власти новому царю Василию Шуйскому пришлось снова доказывать, что настоящий царевич Дмитрий умер. Останки Дмитрия были перенесены в Москву 3 июня 1606 года, и вскоре он был канонизирован. Но святой не мог быть самоубийцей, даже нечаянным, в связи с чем санкционировали версию о том, что царевича убили «по зависти Бориса Годунова, яко агня незлобливое». Провозглашенное правительство и церковью обвинение против Бориса не имело документального подтверждения и было голословным. Сохранившиеся источники не позволяют однозначно установить, как погиб царевич, и виновен ли в его смерти Борис Годунов.
Икона мерная «Дмитрий Солунский» в окладе. Москва, 1582.
Дерево, левкас, серебро; темпера, золочение, басма. Музеи Московского Кремля.

Мерные, или родимые, иконы создавались в меру роста новорожденного младенца. На них изображали святого, именем которого был наречен новорожденный. Мерная икона с изображением Дмитрия Солунского была выполнена по случаю рождения в 1582 г. младшего сына Ивана Грозного, царевича Димитрия Угличского. Эта икона после канонизации царевича в 1606 г. приобрела значения реликвии, имеющей непосредственное отношение к его почитанию.

Царь Федор Иоаннович, последний представитель московской ветви Рюриковичей на русском престоле, скончался в ночь с 6 на 7 января 1598 г., не оставив потомства. И дальше начинается история с выборами нового царя, новой царской династии.
Доминик Кустос. Портрет царя Федора Иоанновича. Аугсбург, 1600. Бумага; гравюра резцом.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

В качестве оригинала послужил прижизненный гравированный портрет Федора Иоанновича, выполненный венецианским гравером Джакомо Франко.

Мы рассказали всего лишь о немногих предметах, которые выставлены в выставочных залах и лишь об одном периоде жизни Бориса Годунова. В следующей части мы поведаем о периоде его царствования. Вы же приходите на выставку, чтобы своими глазами увидеть историю, которой здесь всё буквально дышит, каждый предмет вызывает из глубин времени события, которые были значимыми для нашей страны. Это и предметы связанные с установлением патриаршества в России, и предметы последних Рюриковичей на троне Московского государства, легендарные артефакты связанные с присоединением Сибирского ханства. Последние годы перед Смутой проходят перед посетителями экспозиции, и рассказывают о тех пружинах, которые выстрелят в скором времени и сметут Годуновых, Шуйских, самозванцев Дмитриев.

Выставка продлится до 31 января 2016 года.

Адрес: Московский Кремль. Выставочный зал в Успенской звоннице.
Время работы: с 10 до 17, кассы с 9:30 до 16:30
Выходной - четверг.
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
Все подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: Московский Кремль, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “Московский Кремль” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments