?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вчера мы начали рассказывать вам о выставке «Борис Годунов от слуги до государя всея Руси», которая проходит в Музеях Московского Кремля. Предметы, передающие дух эпохи последних лет перед Смутой связанные с именем Годунова и его семьи, выставлены в выставочных залах Кремля. И если вчера мы поведали вам о начале пути слуги государева, то сегодня расскажем о царе Борисе.
Шапка Мономаха. Золотая Орда (?). Первая половина XIV в. (?); крест и касты камней на тулье – Москва, XVII в.(?)
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, бархат, атлас, мех; литье, ковка, чеканка, скань, зернь, резьба, просеченная резьба, эмаль.
Музеи Московского Кремля.

Шапка Мономаха принадлежит к числу ценнейших реликвий России. В духовных грамотах великого князя Ивана Даниловича Калиты, датированных 1330-ми гг., фигурирует «золотая шапка», которая в дальнейшем упоминается в завещании всех великих князей XIV –XV вв. Можно предположить, что именно она и была названа при Иване III в конце XV века Шапкой Мономаха. В это же время возникает легенда о царском венце, якобы полученном в дар от византийского императора Константина Мономаха киевским князем Владимиром Мономахом, «сродником» московских князей.
Фрагмент. Шапка Мономаха. Золотая Орда (?). Первая половина XIV в. (?); крест и касты камней на тулье – Москва, XVII в.(?)
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, бархат, атлас, мех; литье, ковка, чеканка, скань, зернь, резьба, просеченная резьба, эмаль.
Музеи Московского Кремля.

Впервые в роли символа верховной власти Шапка Мономаха, скорее всего, выступила в церемонии венчания на великое княжение в 1498 г. княжича Дмитрия, внука великого князя Ивана III. Последний раз Шапкой Мономаха венчали на царство в 1682 году царя Ивана Алексеевича.
Фрагмент. Шапка Мономаха. Золотая Орда (?). Первая половина XIV в. (?); крест и касты камней на тулье – Москва, XVII в.(?)
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, бархат, атлас, мех; литье, ковка, чеканка, скань, зернь, резьба, просеченная резьба, эмаль.
Музеи Московского Кремля.

Наиболее вероятной представляется версия, согласно которой Шапка Мономаха была подарена московскому князю Ивану Даниловичу Калите ханом Узбеком, властителем Золотой Орды. В пользу этой версии о происхождении Шапки говорит ее круглая низкая пластинчатая тулья, похожая на традиционные монгольские и тюркские головные уборы, и узоры украшающей ее филиграни, близкие орнаментам на изделиях золотоордынских ювелиров первой половины XIV века.

Царь Федор Иоаннович, последний представитель московской ветви Рюриковичей на русском престоле, скончался в ночь с 6 на 7 января 1598 г., не оставив потомства. Попытки упросить Ирину Федоровну, оставшись «на государстве», а править велеть своему брату Борису успехов не имели. На девятый день по кончине мужа она выехала в Новодевичий монастырь, где приняла постриг с именем Александры. Временным правителем стал патриарх Иов как первое лицо в государстве после царя. О же начал компанию по выбору нового царя, которым по его мнению должен был стать Борис Годунов. Земский собор открылся 17 февраля 1598 года, который начал предлагать взять царство Борису. По драматургии таких событий Борис несколько раз отказывался, его снова упрашивали, и наконец практически под угрозой отлучения он смилостивился и принял царство Московское в свои руки. 21 февраля в Новодевичьем монастыре, где он пребывал со своей сестрой, он был наречен царем.
Фрагмент. Икона-ковчег с животворящим крестом и панагией. Москва, последняя четверть XVI в.; крест – Москва, середина XVI в.; панагия – Иерусалим (?), рубеж XVI – XVII в. Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, дерево; чеканка, эмаль, чернь, золочение.
Музеи Московского Кремля.

В иконе находится драгоценный наперстный крест, изготовленный, по легенде, из частицы Животворящего древа, привезенной на Русь в составе даров византийского императора Константина Мономаха. Есть основания предполагать, что именно этот крест использовался при вступлении на престол русских царей, начиная с венчания на царство Ивана IV в 1547 г. и до конца XVII века. В нижнюю часть иконы вставлена золотая панагия, являвшаяся вместилищем трех камней – от Гроба Господня и от двери Гроба, - привезенных при Борисе Годунове в Москву посланником иерусалимского патриарха Феофаном в 1603 г. При царе Борисе Годунове панагия и крест, являющиеся знаком христианского служения русского царя, были объединены и помещены в икону с изображениями Константина и Елены.

В дни выбора нового царя Годунов не был единственным кандидатом на царское избрание. Среди претендентов на престол выступали и братья Романовы, и князья Мстиславские. После избрания Земского собора политические интриги не утихли, а наоборот разгорелись с новой силой. Боярская дума, которая должна была утвердить избрание нового царя, не спешила с решением. Поэтому решение Боярской думы было заменено указом царицы-инокини, повелевшей брату ехать в Москву и принять скипетр.
Фрагмент. Икона-ковчег с животворящим крестом и панагией. Москва, последняя четверть XVI в.;
крест – Москва, середина XVI в.; панагия – Иерусалим (?), рубеж XVI – XVII в.
Золото, серебро, драгоценные камни, жемчуг, дерево; чеканка, эмаль, чернь, золочение.
Музеи Московского Кремля.

Венчание на царство Бориса Федоровича, по традиции, прошло в Успенском соборе Московского Кремля. О жесточайшей политической борьбе говорит хотя бы тот факт, что воцарение Бориса растянулась с 21 февраля, от избрания Земским собором, до венчания на престол 3 сентября.
Фрагмент. Цепь. Москва, мастерские Кремля, вторая половина XVI в. золото; чеканка, клепка, скань, эмаль, резьба.
Музеи Московского Кремля.

Цепь состоит и ста двух плоских золотых колец, декорированных эмалью. Длинные золотые цепи были необходимой деталью парадного одеяния правителя в средневековой России. С середины XVI столетия и до конца XVII в. золотые цепи имели статус царской инсигнии.

Первые годы царствования Бориса оказались достаточно благополучными. Ряд мер, предпринятых им для упорядочения внутренней жизни царств, дали ему поддержку подданных. Но болезнь царя дала повод боярам вновь включится в борьбу за царское место. В конце 1600 года Борису удалось разгромить клан Романовых. Старшего из братьев Романовых, Федора Никитича, постригли в монахи, младших братьев, а так же их родственников отправили в ссылку.
Трон. Иран, конец XVI – начало XVII в.; ткань – Иран, XVI в., Франция, XVIII в.
Золото, драгоценные камни, жемчуг, дерево, бархат золотный; басма, скань, канфарение, ткачество ручное.
Музеи Московского Кремля.

Начиная с Описи Большому Государеву наряду 1642 г. этот трон назывался «место персицкое». Именно с ним исследователи связывают имеющиеся в архивных документах сведения, согласно которым «место Царское золото с лалы и с яхонты и с иным дорогим каменьем, прежних великих государей Перситцких» прислал Борису Годунову в 1604 году иранский шах Аббас I. Драгоценный трон стал непременным атрибутом официальных церемоний. Так он неоднократно использовался при вступлении на престол русских государей, причем не только в XVII столетии, но и в последующие века. Старинный трон не раз поновлялся. Так перед коронацией Елизаветы Петровны в 1742 году ветхий иранский бархат был заменен на новый французский.
Фрагмент. Обивка. Трон. Иран, конец XVI – начало XVII в.; ткань – Иран, XVI в., Франция, XVIII в.
Золото, драгоценные камни, жемчуг, дерево, бархат золотный; басма, скань, канфарение, ткачество ручное.
Музеи Московского Кремля.

Одним из принципов, которыми царь Борис руководствовался в своей внешней политике, было стремление развивать торговлю. Именно в период правления Бориса Годунова голландцы стали основными торговыми партнерами русских в устье Северной Двины. Благодаря голландцам, Россия получила важные стратегические товары – огнестрельное оружие, серебро, для чеканки монет.
Фрагмент. Фляга-сулея. Лондон, 1580-1581. Мастер Роджер Флин. Серебро; литье, чеканка, пунцирование, гравировка, золочение.
Музеи Московского Кремля.

Отношения с Англией в те времена были прохладные, так  каканглийская политика поддерживала Сигизмунда III и была очень встревожена матримониальными планами царя Бориса, который хотел породниться с Габсбургами. Россия же не предоставила английским купцам беспрепятственного прохода в Каспийское море. А вот посольству Рудольфа II к иранскому шаху Аббасу I была оказана вся необходимая помощь для успешного выполнения миссии. Священная Римская империя и Иран договорились о совместных действиях против Османской империи.
Перстень. Западная Европа, конец XVI в. Золото, сапфир; литье. Музеи Московского Крмеля.

Перстень был выкуплен специально для Оружейной палаты в 1830-х гг. у Покровского женского монастыря в Суздали. Согласно документам этой обители данный перстень принадлежал инокине Ольге (Ксении Борисовне Годуновой, 1582 -1622). По одной из версий дочь Бориса Годунова провела в этом монастыре последние годы своей жизни.
Фрагмент. Ковш. Москва, мастерские Кремля, 1598 – 1605. Золото; ковка, чеканка, резьба, чернь. Музеи Московского Кремля.

Миниатюрный ковш принадлежал царю Борису Годунову, о чем свидетельствует черневая надпись, помещенная по венцу ковша и в двух круглых клеймах.
Седло. Москва, мастерские Кремля. Конец XVI в. Серебро, дерево, бархат, кожа, железо, береста; чеканка, резьба, золочение, ткачества.
Музеи Московского Кремля.

Среди седел, упоминаемых в описях царской Конюшенной казны, лишь одно имеет определенную принадлежность – это роскошное седло царя Бориса Годунова. Оно относится к типу ранних русских седел. Декор серебряных деталей седла характерен для западноевропейского искусства, поэтому нельзя исключить участие в изготовлении седла европейского мастера.
Фрагмент. Седло. Москва, мастерские Кремля. Конец XVI в.
Серебро, дерево, бархат, кожа, железо, береста; чеканка, резьба, золочение, ткачества.
Музеи Московского Кремля.

Фрагмент. Седло. Москва, мастерские Кремля. Конец XVI в.
Серебро, дерево, бархат, кожа, железо, береста; чеканка, резьба, золочение, ткачества.
Музеи Московского Кремля.

Одним из серьезных испытаний для царствования Годунова стал голод разразвшийся с 1601 по 1603 год. Современники считали, что за это время вымерло треть царства Московского. К голоду присоединилось моровое поветрие и холера. Все эти трудности были восприняты как наказания за грехи, неправедные деяния, прежде всего самого царя, ответственного за своих подданных.
Фрагмент. Вкладная грамота Дмитрия Ивановича и Бориса Федоровича Годуновых костромскому Ипатьевскому монастырю. Москва (?), 1572, марта 25. Бумага; чернила, скоропись. Российский государственный архив древних актов.

В костромском Ипатьевском монастыре располагался родовой некрополь Годуновых, в связи с этим производились вклады на поминовение родственников. Это пока единственная известная грамота с автографом Бориса Годунова.

В конце 1603 года в Москве появились достоверные известия о том, что в Польско-Литовском государстве объявился человек, назвавшийся спасенным от гибели Димитрием. Заручившись поддержкой князя Вишневецкого и воеводы Юрия Мнишека. Лжедмитрий вторгся в пределы Московского государства. 21 января 1605 года самозванец потерпел поражение, но воеводы не смогли его пленить. Царь Борис скоропостижно скончался в кремлевском дворце 13 апреля 1605 года и был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля. Московское царство вступила во времена Великой Смуты. Династия Годуновых не удержалась у власти, то же произошло и с Шуйскими, воцарившейся Лжедмтитрий был убит. И только недобитый клан Романовых сумел наконец-то воспользоваться преимуществами межвременья и поставить на престол свое чадо.

Музеи Московского Кремля предоставляют уникальную возможность познакомиться с временем последнего Рюриковича и личностью Бориса Годунова, рассмотреть различный удивительные экспонаты, почитать документы, увидеть посольские дары и предметы обихода. Не упустите подобной возможности, следующая может предоставиться ещё очень не скоро.


Выставка продлится до 31 января 2016 года.

Адрес: Московский Кремль. Выставочный зал в Успенской звоннице.
Время работы: с 10 до 17, кассы с 9:30 до 16:30
Выходной - четверг.
Цена билета: 500 руб. Есть льготы.
Все подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!

Posts from This Journal by “Московский Кремль” Tag

Profile

Музейный кот
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com