mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» - отчёт. Часть 2.

Сегодня мы продолжим наш поход по выставке «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу. Первую часть нашего рассказа можно прочесть тут. В этот раз мы предлагаем вам просто полюбоваться замечательными произведениями. И все-таки дойти, несмотря на преграды в виде очередей, до этой экспозиции. Ведь никакая фотография не сможет вам заменить общения напрямую с шедевром.
Фрагмент. Портрет Е.А. Балиной. 1911. Холст, масло.
Нижегородский государственный художественный музей.

Елена Алексеевна Балина (1877-1946) – дочь А.А. Постникова, владельца московской фабрики металлических изделий из рода фабрикантов и коллекционеров Постниковых. Жена В.А. Балина, представителя одной из известных купеческих семей Москвы, потомственного почетного гражданина, директора правления Товарищества Южской мануфактуры А.Я. Балина, директора Товарищества Шуйско-Тезинской мануфактуры, благотворителя. Жила с мужем в Москве на Большой Никитской, в особняке, построенном архитектором Н.Г. Зелениным (ныне резиденция посла Турции).
Фрагмент. Портрет Е.И. Лосевой. 1903. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея.

Евдокия Ивановна Лосева (Уроденная Чижова; 1881 – 1936) – живописец, ученица Серова, работала в области декоративно-прикладного искусства, коллекционер. Была замужем за М.Л. Лосевым, химиком-технологом, почетным гражданином Москвы, членом Государственного совета (1908-1909). С 1905 сотрудничала с художником и коллекционером прикладного искусства Н.Д. Бартрамом, помогая ему в создании Музея игрушки, в котором впоследствии стала сотрудником. В 1918 году представила площади для экспонатов этого музея в своем особняке на Смоленском бульваре, д. 8 (не сохранился).
Портрет Л.А. Мамонтовой. 1884. Холст, масло.
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.

Людмила Анатольевна Мамонтова (1874-1937) – дочь издателя, владельца типографии и книжного магазина в Москве А.И. Мамонтова и М.А. Мамонтовой (урод. Лялина). Жена М.В. Муравьева, историка, краеведа, генеалога, председателя Новгородского общества любителей древности (1908-1914, 1919-1925). В 1926 году вместе с супругом отправлена в полугодичную ссылку в Нарым. Арестована в 1932 году. Дальнейшая судьба неизвестна. Серов создал три портрета Людмилы Анатольевны (1881, 1884, 1894). На представленном здесь портретет Людмиле 10 лет.
Портрет П.А. Мамонтовой. Этюд. Холст, масло.
Частное собрание.

Прасковья Анатольевна Мамонтова (1873-1945) – дочь издателя, владельца типографии и книжного магазина в Москве А.И. Мамонтова и М.А. Мамонтовой. Жена (с1906) юриста А.К. Рачинского, ранее состоявшего в браке с ее сестрой Натальей (1868-1906).
\
Фрагмент. Девочка с персиками. 1887. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея.

Изображена Вера Савишна Мамонтова (1875-1907) – старшая дочь С.И и Е.Г. Мамонтовых. Жена А.Д. Самарина с 1903, государственного, общественного и церковного деятеля, статского советника, камергера двора Его Императорского Величества.
Этот известный многим портрет написан летом 1887 года в столовой абрамцевского дома Мамонтовых. В 1888 за этот портрет художник был удостоен первой премии на конкурсе Московского общества любителей художеств.
Девушка, освещенная солнцем. 1888. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея.

Изображена Мария Яковлевна Симинович, в замужестве Львова (1864-1955) – двоюродная сестра Серова. Скульптор, мемуарист. С начала 1890-х жила в Париже, где получила художественное образование. По воспоминаниям Марии Яковлевны, портрет писался в липовой аллее в Домотканове, в течение трех летних месяцев.
Фрагмент. Портрет А.Г. Гиндус. 1910-1911. Холст, масло.
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск.

Анна Григорьевна Гиндус (?-1919/1920) – владелица мастерской дамских мод в Петербурге. В 1910-х изделия мастерской Гиндус были популярны в среде аристократии и интеллигенции Петербурга, некоторые из них представлены в собраниях Государственного Эрмитажа и Государственного Исторического музея. После революции уехала в Париж.
Фрагмент. Портрет княгине О.К. Орловой. 1911. Холст, масло.
Государственный русский музей.

Ольга Константиновна Орлова (урожд. Белосельская-Белозерская; 1872 – 1923) жена (с 1894) генерал-майора князя В.Н. Орлова, начальника Военно-походной канцелярии императора Николая II. В 1919 году с семьёй покинула Россию, в 1920 развелась с мужем. Жила во Франции.
А.Н. Бенуа в письме А.Н. Савинову в 1957 году сообщал, что портрет был написан в розовой передней особняка на набережной мойки, д.90. Портрет был выполнен в течении 100 сеансов.
Фрагмент. Портрет Н.А. Римского-Корсакова. 1898. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) – композитор, педагог, режисер, участник «Могучей кучки». Совершил трехлетнее кругосветное путешествие на клипере «Алмаз». Оставив должность на флоте, занял должность инспектора духовых оркестров моского ведомства, совмещаяя ее с профессорскими обязанностями в консерватории. Создал 15 опер, среди них «Снегурочка» и «Садко». И невозможно не вспомнить тут мою любимейшую песню варяжского гостя, да еще в исполнении Шаляпина.


В 1910 на музыку его симфонической сюиты «Шехеразада» был поставлен знаменитый балет Русских сезонов в Париже. А в прошлом посте мы показывали фрагмент занавеса исполненного Серовым для этого балета.
Портрет Ф.И. Шаляпина. 1905. Холст, уголь, мел.
Государственная Третьяковская галерея.

Федор Иванович Шаляпин (1873-1938) – оперный певец (бас), режиссер, мемуарист. Портрет исполнен по заказу московского литературно-художественного кружка.
Фрагмент. Портрет И.С. Остроухова. 1902. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея.

Иван Семенович Остроухов (1858 – 1929) – живописец-пейзажист, общественный деятель, музеевед, библиофил, коллекционер. Член Совета Третьяковской галереи и ее попечитель. Его коллекция находилась в Трубниковом переулке, где в 1890 году он открыл частный музей. После национализации стал хранителем Музея иконописи и живописи, с 1920 года получившего его имя.
Фрагмент. Портрет И.Е. Забелина. 1892. Холст, масло.
Государственный Исторический музей.

Иван Егорович Забелин (1820 – 1908/1909) – историк и археолог, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук по разряду историко-политических наук (1884), инициатор создания Российского исторического музея имени императора Александра III. В одном из некрологов И.Е. Забелину есть упоминание о портрете кисти Серова: «От всей фигуры этого могучего старика, с его длинной крестьянской бородой и белыми волосами в скобку, веет Русью, Старой Русью…». Портрет исполнен по заказу Исторического музея.
Фрагмент. Портрет Э.Л. Нобеля. 1909. Холст, масло.
Коллекция П.О. Авена, Москва.

Эммануил Людвигович Нобель (1859-1932) – предприниматель, меценат, благотворитель. Сыграл выдающуюся роль в становлении машиностроения, транспорта и нефтяной промышленности России. Племянник А. Нобеля, учредителя международной премии, носящей его имя. В 1921 году эмигрировал в Швецию. Портрет написан к празднованию 36-летия деятельности Товарищества нефтяного производства братьев Нобель и 50-летия Э.Л. Нобеля.
Фрагмент. Портрет А.И. Абрикосова. 1895. Холст, масло.
Государственный Исторический музей.

Алексей Иванович Абрикосов (1824-1904) – предприниматель, благотворитель, основатель кондитерской фабрики «Товарищество А.И. Абрикосова и сыновей». По воспоминаниям Н.П. Ульянова, ученика Серова, Абрикосов устраивал перерыв между сеансами и «уходил завтракать в готическую столовую, откуда доносился запах еды и звон посуды», а затем выходил и «по- ученому вел разговор о Рафаэле». Серов адресовал Абрикосову письмо: «Если вы будите еще иметь дело с нашим братом живописцем, то советую вам поступать так, как принято в «хороших домах». Во время обеда некоторые господа сажают художника к себе за стол, а некоторые, которые попроще, отсылают его на кухню к прислуге, а голодного не отпускают».

На сегодня мы завершаем знакомство с прекрасной экспозицией на Крымском валу. Обязательно посетите ее, выставки такого масштаба бывают раз в жизни, ну, может два, если повезет.

Ещё наши статьи о выставке можете почитать у тут: часть 1, часть 3, часть 4, часть 5.

Выставка продлится до 31 января 2016 года.

Адрес: Крымский Вал, 10. Залы 60–62, 80–82
Проезд до ст. метро "Парк культуры" или "Октябрьская".
Режим работы: вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00, (кассы и вход на экспозицию до 17.00)
Выставка  "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения" по воскресеньям открыта до 21.00 (кассы и вход до 20.00)
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00, (кассы и вход на экспозицию до 20.00)
выходной — понедельник
Цена билета: Взрослый - 400 руб. Льготный - 150 руб.
По этому билету вы сможете посетить не только данную выставку, но и постоянную экспозицию и другие временные выставки, проходящие в это время в музее.
Каждую среду вход на постоянную экспозицию и временные выставки в Третьяковской галерее на Крымском Валу для индивидуальных посетителей бесплатный. Внимание, вход на данную выставку по средам платный!


Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГТГ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГТГ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment