mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения» - отчёт. Часть 4.

Сегодня мы продолжим рассказ о выставке Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения». И в этот раз мы постараемся рассказать о произведениях Серова, связанных с императорской фамилией.
Коронация. Миропомазание Николая II в Успенском соборе.
Эскиз-вариант композиции «Миропомазание Николая II в Успенском соборе». 1897.
Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.

В 1892 году В.А. Серов вместе с К.А. Коровиным, впоследствии отказавшимся от работы, получает заказ от Харьковского дворянства на исполнение картины «Император Александр III с семьей» в память о спасении царской семьи во время крушения поезда в Борках. Портрет до 1941 года находился в Украинской государственной картинной галерее, во время Великой Отечественной войны погиб.

Художник работал над произведением, используя фотографии. Единственный раз ему представилась возможность увидеть государя в Гатчинском дворце, когда тот спускался по лестнице и специально «для смотрин» замедлил шаги.
Портрет императора Александра III. 1895.
Повторение фигуры с портрета «Император Александр III с семьей» . Холст, масло.
Государственный музей-заповедник «Царское Село».

Через пять месяцев после завершения картины Александр III скончался. По желанию его брата Московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, Серов написал портрет умершего царя. Художник опирался на зрительную память, созданный ранее образ и фотографию 1883 года, сделанную Л.С. Левицким (одним из первых фотографов, имевших право снимать Александра III).
Фрагмент. Портрет императора Александра III. 1895.
Повторение фигуры с портрета «Император Александр III с семьей» . Холст, масло.
Государственный музей-заповедник «Царское Село».

До гибели Сергея Александровича портрет находился в его кабинете в Кремлевском дворце. Следующим владельцем портрета стал император Николай II. Он поместил его в своем новом Парадном кабинете в Александровском дворце Царского Села. Произведение запечатлено на многочисленных фотографиях кабинета императора Николая II

Этюды-портреты с великого князя Михаила Александровича и великих княжон Ольги Александровны и Ксении Александровны были исполнены художником с натуры в течении трех сеансов.
Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве. 1893. Не окончен. Холст, масло.
Государственный Русский музей.

Михаил Александрович Романов (1878-1918) – великий князь, младший сын императора Александра III, брат императора Николая II, наследник престола (1899-1904). В 1912 вступил в морганатический брак с Н.С. Вульферт, после чего был уволен со всех постов с запретом возвращаться в Россию. С началом Первой мировой войны получил разрешение вернуться и возглавил Кавказскую туземную конную дивизию. В марте 1917 года вслед за отречением императора Николая II от престола за себя и цесаревича Алексея также отказался от престола. Был выслан в Пермь и расстрелян в июне 1918 года.

Портрет написан для группового портрета «император Александр III c семьей!». По-видимому, Серову особенно удался образ юного великого князя, неслучайно государь отметил: «Михаил как живой».
Портрет великой княжны Ольги Александровны в детстве. 1893. Холст, масло.
Государственный Русский музей
.

Ольга Александровна Романова (1882-1960) – великая княгиня, младшая дочь императора Александра III. В первом браке (1901-1016) была замужем за принцем Петром Александровичем, герцогом Ольденбургским. В 1916 стала женой офицера Кирасирского полка Н.А. Куликовского. В 1912 году основала общество помощи нуждающимся художникам в память академика К.Я. Крыжицкого. В 1920 году с мужем и двумя сыновьями уехала в Данию к матери вдовствующей императрице Марии Федоровне.

Портрет исполнен в течении трех сеансов для группового портрета «Император Александр III c семьей».
Портрет великой княжны Ксении Александровны. 1893. Холст, масло.
Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Ксения Александровна Романова (1875-1960) –великая княгиня, старшая дочь Александра III. Была замужем (с1894) за великим князем Александром Михайловичем, внуком Николая I. Ее дочь стала женой князя Ф.Ф. Юсупова. После Октябрьской революции с матерью и своим семейством перебралась в Крым, в 1919 году в Данию, затем в Великобританию.

Портрет написан в течение трех сеансов для группового портрета «Император Александр III с семьей».

Успех при императорском дворе этого единственного большого многофигурного полотна способствовал тому, что к Серову стали обращаться другие царские и великосветские особы. Блистательный парадный портрет великого князя Павла Александровича (1897), удостоенный Гран-при на Всемирной выставке 1900 года в Париже, принес художнику мировую славу.
Фрагмент. Портрет великого князя Павла Александровича. 1897. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея.

Павел Александрович Романов (1860-1919) – великий князь, сын императора Александра II. В первом браке был женат на греческой принцессе Александре Георгиевне, дочери короля Греции Герорга I. Его дети, Мария и Дмитрий, после смерти супруги воспитывались в семье брата, великого князя Сергея Александровича, и его супруги великой княгине Елизаветы Федоровны. В 1902 году вступил в морганатический брак с О.В. фон Пистолькорс. В 1915 году его жена и дети от второго брака получили российский титул князей Палей. В конце 1919 года расстрелян в Петропавловской крепости вместе с великими князьями Дмитрием Константиновичем, Николаем Михайловичем и Георгием Михайловичем в ответ на убийство Розы Люксембург и карла Либкнехта в Германии (15 января 1919 г). его сын В.П. палей вместе с великой княгиней Елизаветой Федоровной был убит под Алапаевском 18 июля 1919 года. На портрете Певал Александрович изображен в форме лейб-гвардии Конного полка.

После смерти Александра III Серов несколько раз писал его живописные и акварельные портреты.
Император Александр III. 1899. Холст, масло. Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии, Копенгаген.

Император изображен стоящим у главной лестницы северного фасада Фреденсборг в Дании. В 1879 Александр III указом короля Кристиана IX получил звание почетного полковника датской Королевской лейб-гвардии. С этого момента во время всех своих визитов в Данию он всегда носил офицерскую форму этого рода войск. Император изображен со знаками высших датских орденов: голубой лентой и звездой ордена Слона, звездой и крестом ордена Данеброг.
Фигура офицера датской Королевской лейб-гвардии около дворца Фреденсборг в Дании. 1899.
Этюд для портрета «Император Александр III. Бумага на картоне, акварель, графитный карандаш.
Государственный исторический музей.

Готовясь к написанию картины, Серов посетил казарму Королевской лейб-гвардии в Копенгагене. Один из сержантов позировал художнику со шпагой.
Император Александр III в мундире датской Королевской лейб-гвардии на фоне моря в копенгагенской гавани. 1899.
Этюд для портрета «Император Александр III» Бумага на картоне, гуашь, акварель, графитный карандаш.
Государственный Русский музей.

Фрагмент. Император Александр III. 1899. Холст, масло.
Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии, Копенгаген.

Этот портрет может считаться жемчужиной выставки, так как российский зритель его никогда не видел. Переданный в дар в Копенгаген он впервые экспонируется в Москве. Спешите его увидеть, ведь, даже будучи в Дании, возможность попасть в недра королевской лейб-гвардии мало вероятна.

Император Николай II не раз изображался живописцем. Портрет Николая II в мундире Королевского шотландского драгунского полка (1900) получил мировое признание на выставке «Два века русской живописи и скульптуры», организованной С.П. Дягилевым и проходившей в рамках осеннего сезона в Париже в 1906 году. К сожалению это полотно увидеть на выставке не удастся, в последний момент британская сторона отказала в его передаче на экспозицию. Поэтому только каталог выставки дает возможность посмотреть на этот портрет. Помниться кто-то говорил, что с Британией у нас остались поддерживаться культурные связи.
Император Николай II в форме полковника Королевского шотландского драгунского полка. 1900. Холст, масло.
Музей Королевского шотландского драгунского гвардейского полка, Эдинбург. Великобритания.

Фрагмент. Портрет императора Александра III с рапортом в руках. 1900. Холст, масло.
Государственный Русский музей.

Портрет исполнен по заказу 12-го гренадерского Астраханского императора Александра III полка. И.Э. Грабарь однажды застал Серова «за одним царским портретом, который он писал в пустовавшей академической мастерской, конспиративно, в стороне от всех. <…> Я увидел большой поколенный почти оконченный портрет Александра III, в полной парадной форме, шапке набекрень, на фоне конных свитских слева и солдат справа».
Ордена. Этюд для «портрета императора Александра III с рапортом в руках». Картон, масло.
Региональный общественный фонд содействия сбережению творческого наследия великого художника В.А. Серова, Москва.

Последний «Портрет императора Николая II в мундире 80-го пехотного генерал-фельдмаршала князя А.И. Барятинского Кабардинского полка» был начат в 1900 году, но остался неоконченным. Во время его написания между Серовым и императрицей Александрой Федоровной произошел конфликт, отраженный в мемуарной литературе.
Валентин Серов. Портрет императора Николая II в мундире 80-го пехотного генерал-фельдмаршала князя А.И. Барятинского Кабардинского полка.1900. Частное собрание, Великобритания. Фото из собрания И.С. Зильберштейна. РГАЛИ

На замечание государыни, нашедшей изъяны в изображении лица супруга и попросившей их переделать, художник «взорвался» и, передавая ей палитру и краски, предложил: «Может, Вы сами исправите, Ваше императорское величество?» После этого случая Серов во дворце Романовых больше не работал. К сожалению этого портрета на выставке так же нет.
Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени. Не позднее 1901 г. Бумага, акварель, белила, графитный карандаш.
Государственный Русский музей.

Вот подошел к завершению очередной наш рассказ о выставке «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения». И еще раз приглашаем вас на саму выставку, не бойтесь больших очередей, просто идите общаться с прекрасными произведениями.

Ещё наши статьи о выставке можете почитать у тут: часть 1, часть 2, часть 3, часть 5.

Выставка продлится до 31 января 2016 года.

Адрес: Крымский Вал, 10. Залы 60–62, 80–82
Проезд до ст. метро "Парк культуры" или "Октябрьская".
Режим работы: вторник, среда, воскресенье — с 10.00 до 18.00, (кассы и вход на экспозицию до 17.00)
Выставка  "Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения" по воскресеньям открыта до 21.00 (кассы и вход до 20.00)
четверг, пятница, суббота — с 10.00 до 21.00, (кассы и вход на экспозицию до 20.00)
выходной — понедельник
Цена билета: Взрослый - 400 руб. Льготный - 150 руб.
По этому билету вы сможете посетить не только данную выставку, но и постоянную экспозицию и другие временные выставки, проходящие в это время в музее.
Каждую среду вход на постоянную экспозицию и временные выставки в Третьяковской галерее на Крымском Валу для индивидуальных посетителей бесплатный. Внимание, вход на данную выставку по средам платный!


Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГТГ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГТГ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments