mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Выставка «Преподобный Иосиф Волоцкий, к 500-летию со дня преставления» - отчёт.

В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева уже скоро подойдет к завершению выставка «Преподобный Иосиф Волоцкий, к 500-летию со дня преставления», рассказывающая не столько о деятельности преподобного, сколько о художественных вкусах и направленности его эстетических привязанностей. На выставке демонстрируются иконы, которые относятся к образам, заказанным непосредственно основателем Иосифо-Волоколамского монастыря. Древние рукописи обители, которые создавались по заказу и «благословению» Иосифа Волоцкого, также представлены в экспозиции.

Иосиф Волоцкий (в миру — Иван (Иоанн) Санин; 1439 —1515) — святой Русской Церкви, почитается в лике преподобных. Около 1459 года в возрасте около 20 лет вместе с товарищем Борисом Кутузовым решили принять монашество. Санин сначала направился в Саввин монастырь в Твери, но быстро покинул его и перешёл в Боровск в обитель Пафнутия Боровского, где прожил 18 лет, под руководством Пафнутия. Назначенный, после смерти Пафнутия, настоятелем этой обители, он пытался ввести строгий общежительный устав; встретив сильный отпор со стороны иноков. В мае 1479 покинул Пафнутьево-Боровский монастырь и основал свой собственный на родине во владениях Волоцкого князя в 20 км от Волоколамска, у слияния речек Сестры и Струги, известный как Иосифо-Волоколамский монастырь.
Фрагмент. Преподобный Иосиф Волоцкий. 1572-1591 годы. Москва. Иосифо-Волоколамский монастырь(?). дерево, темпера.
Музей им. Андрея Рублева.

Икона была создана как надгробный образ преподобного Иосифа Волоцкого. Жест сложенных крестообразно рук святого указывает на его особое духовное качество – смиренномудрие, которое подчеркивалось и в «Надгробном слове» преподобному Иосифу монаха Досифея (Топоркова), и в Житии основателя Иосифо-Волоколамской обители.

Благодаря монастырским описям определяется временной промежуток, в течение которого была написана икона: между 1572 и 1591 гг. Однако внутри этого двадцатилетия возможны разные датировки. Образ могли исполнить в 1572-1573 годах в период между составлением описи и сохранившейся расходной книги. Он мог появиться в связи с местной канонизацией святого в 1578 году (работа почему-то не была отмечена в расходной книге) или же в 1580 году, когда фиксируется заказ на крупную икону с изображением преподобного.
Фрагмент. Преподобный Пафнутий Боровский благословляет святого на игуменство.
Рама с 14 житийными преподобного Иосифа Волоцкого. Около 1579 года. Мастер Григорий Антонов. Москва.
Оружейная палата. Дерево, темпера. Музей им. Андрея Рублева.

Так же на выставке можно увидеть раму с житийными клеймам Иосифа Волоцкого, сделанную для надгробной иконы преподобного. Возможно, она выполнена на основе более раннего житийного цикла на иконе, созданной между 1648 и 1669 годами и в последствии утраченной. Что интересно в этих житийных клеймах отсутсвует сюжет с успением святого, что может оворить об отношении к нему братии монастыря, как живому и постоянно присутсвующему среди них.
Фрагмент. Успение богородицы. 1590-е годы. Москва. Дерево, темпера. Дерево, темпера.
Музей им. Андрея Рублева.

Эта икона является повторением утраченной храмовой иконы, созданной Дионисием в 1484-1485 годах для местного ряда иконостаса Успенского собора обители. Первоначально список находился в «палатке» над местом погребения преподобного Иосифа Волоцкого. Судя по монастырским описям, он был создан в промежутке между 1591 и 1599 годами в связи с оформлением гробницы преподобного Иосифа после установления его общерусского почитания.
Евангелие-тетр. Середина XVI в. Иосифо-Волоколамский монастырь (?). Бумага, чернила, киноварь, золото, краски. Полуустав.
Инициалы и заставки неовизантийского орнамента. Переплет второй половины XVIII века: доски в бархате.
По оформлению это Евангелие является типичным для книг, созданных столичными мастерами.

В византийско-славянской богослужебной письменности сложилось несколько типов Евангелия: Евангелие-тетр, или четий (для чтения); Евангелие-апракос (служебный тип Евангелия); Евангелие толковое; Евангелие учительное. Евангелие-тетр содержало полный текст Евангелий, расположенных в последовательности, совпадающей с современным печатным текстом Нового Завета. Предназначалось для келейного (домашнего) чтения.
Полуустав — форма кириллицы, сложившаяся в XV веке. Полууставное письмо — обычно на бумаге и большей частью не крупное. Распространялось полууставное письмо со второй половины XIV века. С введением книгопечатания печатный шрифт для русско-славянских книг был отлит по образцу полуустава; таков, например, шрифт русских первопечатников Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца.
Евангелие-тетр. Середина XVI в. Иосифо-Волоколамский монастырь (?). Бумага, чернила, киноварь, золото, краски.
Евангелие от Луки. Заставка в неовизантийском стиле.

Среди волоколамских рукописей преобладают служебные и евангельские тексты, Апостол, а также библейские книги. Известны так же богословских сочинений – творений симеона Нового Богослова, Петра Дамаскина. Более многочисленными были списки Лествицы Иоанна Синайского, настольной книги монашества. Существенное место в книгописном наследии монастыря занимают противоеретические сочинения, в том числе – самого преподобного Иосифа и его сторонников, а так же различные повести, то есть сочинения светские.
Сборник житий и слов. Начало XVI века. Писец инок Герасим (Черный). Иосифо-Волоколамский монастырь.
Бумага чернила, киноварь, краски. Полуустав. Заставка балканского орнамента.
Переплет более поздний: доски в кое с тиснением, одна застежка. НИОР РГБ.

В монастыре труд над одной книгой нередко был коллективным. Порой в более позднее время под одним переплетом объединялись тетради разных переписчиков с близкими по содержанию тестами. В данном случае за Словом о кресте и святых иконах, переписанным рукой инока Герасима, следует Послание Афанасия Александрийского.

Иосиф был одним из самых плодовитых отечественных писателей XV – XVI веков. Перу волоколамского игумена принадлежит множество посланий адресованных великому и удельным князьям, иерархам Церкви. Он был сторонником сильного государства, сильной, «стяжательной» и воинствующей Церкви – беспощадной к еретикам (вплоть до призыва расправляться с ними по «гишпанскому» образцу) и выступавшей с программой помощи беднейшим слоям населения в период голода и иных бедствий.
Триодь постная (первая половина). Конец XV – начало XVI века. Писец инок Герасим (Черный).
Иосифо-Волоколамский монастырь. Бумага, чернила, киноварь, краски. Полуустав. Переплет современный. НИОР РГБ.

Книга переписана местночтимым преподобным Иосифо-Волоколамского монастыря Герасимом (Черным). Созданные им рукописи высоко ценились и в монастыре и за его пределами. Ему доверялось написание наиболее торжественных книг для соборного монастырского обихода.
Триодь постная (первая половина). Конец XV – начало XVI века. Заставка в неовизантийском стиле. Писец инок Герасим (Черный). Иосифо-Волоколамский монастырь. Бумага, чернила, киноварь, краски. Полуустав. Переплет современный. НИОР РГБ.

Триодь, Триодион (др.-греч. Τριῴδιον, от др.-греч. τρία три и ᾠδή, ᾠδά песнь) — богослужебная книга православной церкви, содержащая трёхпесенные каноны (трипеснцы), откуда и происходит название. Триоди покрывают круг подвижных праздников года, даты которых находятся в зависимости от дня празднования Пасхи: от подготовительных седмиц[ к Великому посту. Триодь постная, Трипеснец  содержит в себе молитвословия на дни Великого поста с приготовительными седмицами к нему и Страстной седмицы.

Придя на эту выставку, вы не только узнаете немного больше об Иосифе Волоцком, но и о произведениях, созданных в одном из лучшем скриптории средневековой Руси. Сможете сравнить изумительные книжные заставки, которые как сверкающий калейдоскоп завораживают вас своими фигурами и цветами и увидеть труды монахов, которые в своем послушании создавали эти книги.

Выставка продлится до 16 ноября 2015 года.

Адрес: Андроньевская площадь, д.10, станция метро Римская, Площадь Ильича, Курская. Схема проезда тут.
Время работы: понедельник, вторник, пятницу, субботу и воскресенье с 11.00 до 18.00, касса - до 17.15;
четверг с 14.00 до 21.00, касса - до 20.15;
в среду и последнюю пятницу месяца музей закрыт.
Стоимость билета на выставку - 230 рублей. Есть льготы, подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: выставки, музей им Андрея Рублёва, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “музей им Андрея Рублёва” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments