mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Материалы и техника гравюры. Ксилография» - отчёт.

В Государственной Третьяковской галерее открылась выставка «Материалы и техника гравюры. Ксилография». На этой экспозиции вы сможете узнать все о гравюре на дереве, посмотреть развитие гравюры с течением времени, и в зависимости от страны происхождения. Увидеть инструменты для гравировки и понять разницу между обрезной и торцовой гравюрой, а также увидеть линогравюры. И узнать что-это такое.
Голицын И.В. В.А. Фаворский гравирует «Маленькие трагедии» А.С. Пушкина. 1961. Гравюра на пластике.

Ксилография (др.-греч. ξύλον — дерево и γράφω — пишу, рисую) — вид печатной графики, гравюра на дереве, древнейшая техника гравирования по дереву или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры.
Инструменты гравера по дереву и по линолеуму.

Различают торцовую и обрезную гравюру. Обрезная или продольная, это гравюра на доске, которая распилена вдоль волокон. Именно с этой техники начиналась ксилография. На отшлифованную поверхность доски наносится рисунок, после чего линии этого рисунка обрезаются с обеих сторон острым ножом, сам же штрих остаётся нетронутым (отсюда одно из названий продольной гравюры — «обрезная»), а фон выбирается широкими стамесками до глубины 2—5 мм. После этого доску закатывают специальной краской и выполняют оттиск на бумагу.
Амман И. Похищение сабинянок. 1566. Иллюстрация из книги «История Рима» Тита Ливия.
Издания З. Фейерабенда, Франкфурт. 1568. Ксилография.

Преимуществом гравюры на дереве является толщина доски, которая выдерживает толщину шрифтов и позволяет составить рисунок и литеры текста в единую страницу, что дает возмжность напечатать за один раз и рисунок, и текст.
Западная Европа. XVI-XVIII вв. Инициалы. Книжные украшения. Ксилография, типографский набор.

Экспозиция предоставляет возможность увидеть коллекцию различных инициалов для книг Западной Европы. Ведь в обычной жизни только специалисты, работающие с большим объемом средневековой литературы, могут насладиться неповторяющимися мирами великолепных инициалов и других книжных украшений. Здесь же, это может сделать каждый посетитель, пришедший в музей.
Западная Европа. XVI-XVIII вв. Инициалы. Книжные украшения. Ксилография, типографский набор.

Ксилография была известна везде, где издавались книги будь то Европа, Россия или Китай. И все многообразие национальных подходов можно увидеть в выставочном зале.
Утагава Ёсиику, Байсотэй Генгё. Фрагмент. Различные страны мира. 1860. Э-сугороку. Цветная ксилография.

Э-сугуроку – лист бумаги большого формата с картинкой, использующийся в сугороку, традиционной японской настольной игре, во время которой участники состязания кидают игральные кости и двигают фишки. На листах предназначенных для игры, могли быть напечатаны различные сцены, персонажи легенд и преданий. Тема данной игры -различные страны мира. Япония занимает здесь центральное место в виде борца сумо. Окружающий Японию мир представлен в виде фигур, помещенных по кругу.
Георген Ф. Печатная фабрика Перререна, Эпиналь (Pellerin, Epinal) Франция. Фрагмент. Сражение при Аустерлице.
До 1837. Отпечаток конца XIX в. раскрашенная ксилография.

Неизвестный художник. Испания, вторая треть XIX в.
Фрагмент. Свадьба дядюшки Каркомы. Раскрашенная ксилография.

Неизвестны художник. Голландия. Король и его свита. 1832.
Карточки для жеребьевки во время игры в «Короля» в День трех королей. Раскрашенная ксилография.

В последнюю двенадцатую ночь Рождественской недели в Западной Европе отмечался день «трех волхвов» или «трех королей». Во время празднования был обычай выбирать для застолья «Бобового короля». Накануне в пироге запекали боб и счастливчик нашедшей его в своем куске пирога провозглашался «бобовым королем». Одним из вариантов выбора короля был жребий. Именно лист с карточками для жеребьевки вы можете увидеть на выставке.
Неизвестный художник. Фрагмент. Птица Сирин. Отпечаток второй половины XIX в. Раскрашенная ксилография.

Лубок (лубочная картинка, лубочный лист, потешный лист, простовик) — вид графики, изображение с подписью, отличающееся простотой и доступностью образов. Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки. В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы», или «немецкие потешные листы». В России рисунки печатались на досках особого пиления. Доски назывались луб (откуда палуба). Чертежи, рисунки, планы писали на лубу ещё с XV века. В XVII веке большое распространение получили раскрашиваемые лубяные коробы. Позднее бумажные картинки получили название лубок, лубочная картинка.
Четыре всадника. Ксилография.

Одна из особенностей выставки заключается в том, что здесь представлены не только отпечатанные листы, но и доски с которых делались эти оттиски.
Четыре всадника. Доска продольная гравированная.

Поклонение зверю. Раскрашенная ксилография.

Этот лист из «Библии» Василия Кореня – выдающегося памятника русской печатной графики. Книга была исполнена в Москве в 1692-1696 годах. Состоит она из 36 цельногравированных листов (изображение и текст вырезаны на одной доске), с раскрашенными гравюрами на сюжеты «Книги Бытия» и «Апокалипсиса». Книга сохранилась в единственном экземпляре в переплетенном виде в фондах РНБ.
В 1981-1991 годах художники-ксилографы московской Мастерской народной графики под руководством В.П. Пензина, заново воссоздали деревянные доски с картинками «Библии». Представленные в экспозиции листы напечатаны с деревянных досок, то есть являются подлинной ксилографией, техникой, тождественной той, в которой были исполнены гравюры оригинальной «Библии» В. Кореня.
Линтон Г.Д. Фрагмент. Итальянский бульвар в Париже. 1858. По рисунку Э. Морена. Ксилография.

«К переводу рисунка на дерево многие крупнейшие французские художники вообще не прибегали, нанося сами рисунок на доску сразу же в обратном изображении. Конечно, это была дьявольская работа, требовавшая огромной тренировки» (И.Н. Павлов. Жизнь русского гравера.)
Второй вид ксилографии о которой мы вам хотим рассказать – торцовая или тоновая гравюре. Первые образцы западноевропейской гравюры, выполненные в этой технике, появились на рубеже XIV—XV веков. В 1780-х годах английский художник и гравёр Томас Бьюик (1753—1828) изобрёл способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева. Он сам создал иллюстрации к «Общей истории четвероногих» и двухтомной «Истории птиц Британии».
Матэ В.В. Рисунок из альбома. Портрет Т.А. Мамонтовой. 1890-е. По рисунку И.Е. Репина 1879.
Лист из «Альбома картин и рисунков И.Е. Репина» СПб., 1897. Ксилография.

Василий Васильевич Матэ (1856—1917) — русский художник, рисовальщик, гравёр. Матэ не был автором каких-либо значительных оригинальных произведений; он был одним из основных граверов в России в конце XIX века. Матэ — автор многочисленных офортов и ксилографий (гравюр на дереве) — портретов деятелей русской истории и культуры. Воспроизводя картины и рисунки крупнейших русских художников 2-й половины XIX века: В.М. Васнецова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. П. Трутнева и многих других, он тем самым способствовал популяризации русского искусства. Обратите внимание с каким мастерством гравер перенес фактуру полотна, ощущаются мазки краски на полотне. И только потом понимаешь, что это все передано с помощью черточек и точек.
Матэ В.В. Малороссиянка. Портрет С.М. Драгомировой. 1890-е. С картины И.Е. Репина 1889.
Лист из «Альбома картин и рисунков И.Е. Репина». СПб, 1897. Ксилография.

Торцовая гравюра произвела переворот в книжной графике. Ксилография снова заняла господствующее положение в книге, будучи прежде вытесненной офортом и резцовой гравюрой на металле. Твёрдая и однородная поверхность торцовой доски позволяла несравнимо легче, чем на продольном дереве, получать тончайшие линии и передавать штриховкой любой частоты сложные тональные и цветовые отношения.
Торцовую гравюру называют также «тоновой», поскольку одной из основных отличительных особенностей её является чрезвычайно широкий линеарный диапазон, позволяющий создавать произведения, наделённые уникальными возможностями богатой пластической выразительности: от чёткого рисующего чёрного и белого штриха до пятна с разнообразной цветовой и фактурной характеристикой, тончайшие переходы тона. Эти её достоинства стали причиной использования торцовой гравюры для репродуцирования. Отсюда третье название торцовой гравюры — «репродукционная». Лучшей породой дерева для создания торцевой гравюры признан самшит, в советское время созданием досок для граверов занимались мастера краснодеревщики. Гравировка производится на торце деревянного спила, чтобы создавать гравюры большего размера деревянные кубики склеивают между собой.
Паннемакер А.-Ф. Филиппо Ардженти. 1860. По рисунку Г. Доре.
Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте. Ксилография
.

Франсуа Паннемакер (Adolphe-François Pannemaker; 1822-1900) – бельгийский гравер. В 1855 году переехал в Париж, был ведущим гравером Гюстава Доре. В 1863 году гравировал французские банкноты номиналом 100 франков. В 1889 году получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже.
Бьюик Т. Экслибрис М. Андерсона. Начало XIX в. Ксилография.

Томас Бьюик (англ. Thomas Bewick, 1753—1828) — английский художник, резчик по дереву и гравёр по меди . Томас Бьюик обучался гравированию на меди, а резьбу по дереву освоил практически самостоятельно. В последнем искусстве он заявил себя впервые в 1755 году вырезанной на дереве охотничьей собакой, за которую получил премию Королевского Лондонского общества искусств. Изобрёл способ гравюры на поперечном срезе ствола твёрдых пород дерева.
Неизвестный художник. Книжный знак барона Ф.А. Бюлера. Вторая половина XIX в. Ксилография.

Экслибрис (от лат. ex libris — «из книг») — книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Экслибрис наклеивается или проставляется печатью на левый форзац. Простейший экслибрис представляет собой бумажный ярлык с именем владельца книги (иногда в сочетании с девизом или эмблемой). Художественные экслибрисы представляют собой произведения печатной графики. Среди авторов художественных экслибрисов можно назвать таких выдающихся художников, как Альбрехт Дюрер, В.А. Фаворский, и многих других.
Захаров Г.В. Андроников монастырь на Яузе. 1967. Линогравюра.

Линогравюра — способ гравирования на линолеуме. Возник на рубеже XIX—XX с изобретением линолеума. Впервые его использовали в качестве материала для гравировки художники немецкой группы «Мост» в 1905 году. Это было сделано в связи с необходимостью использование гравюр для печати крупноформатных плакатов, которые превосходили по площади спил дерева, применявшейся в торцевой ксилографии.
Космынин Ю.И. Зима в городе. 1971. Ксилография.

Творческий поиск советских граверов вы сможете более подробно рассмотреть на выставке в Лаврушинском переулке, где перед вами раскроются секреты древнего мастерства ксилографии и работы признанных мастеров Фаворского и Остроумовой-Лебедевой. К сожалению, компьютерная графика нанесла еще больший удар по этому искусству даже больший чем изобретение фотографии. Сейчас гравюра продолжает жить в библиофильских изданиях и конечно в экслибрисах.

Выставка продлится до 15 мая 2016 года.

Адрес: Лаврушинский переулок, 10, залы 49-54.
Проезд до ст. метро "Третьяковская" или "Полянка".
Время работы: вторник, среда, суббота, воскресенье - с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию до 17.00)
четверг, пятница - с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию до 20.00)
выходной - понедельник
Цена билета: взрослый - 400 руб. Есть льготы, подробнее тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГТГ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГТГ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments