mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Золото потомков Геракла» - отчёт.

Предметы одного из самых значительных периодов древней истории Кубани – эпохи раннего железа из коллекции Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына, вы сможете увидеть в на выставке под названием «Золото потомков Геракла» в Государстенном историческом музее. Выставка занимает всего два небольших зала, но при этом она поражает богатством экспонатов.

В глубокой древности Северный Кавказ и Прикубанье были одним из центров цивилизации. В эпоху раннего железа степное Прикубанье, предгорные и горные районы Краснодарского края населяли разноэтнические племена кочевников-скотоводов и оседлых земледельцев – скифов, меотов, сарматов. Таманский полуостров, восточное побережье Черного и Азовского морей занимали соседствовавшие с ними греки, население городов и сельских территорий Боспорского государства.
Бляха-псалий в виде грифона. Бронза. V-VI вв. до н.э.

Псалии — часть древнего уздечного набора, представляет собой пару вертикальных стержней, прикреплявшихся перпендикулярно к концам удил для закрепления их во рту верхового коня. Наиболее древние бронзовые псалии из сохранившихся были обнаружены при раскопках в рамках Майкопской археологической культуры, которая датируется концом IV тысячелетия до н. э
Бляха упряжная в виде львиноголового грифона. Бронза IV в. до н.э.

Сосуд-кернос с тремя горлышками. Глина. IV-III вв. до н.э.

Кернос (греч. Κέρνος) — древнегреческий керамический сосуд с чашечками на венчике. Был распространён в восточной части Средиземноморья. Предположительно использовался в ритуальных целях.

Переход от эпохи бронзы к эпохе раннего железа в Прикубанье и на северном Кавказе, в целом, связан с передвижениями ираноязычных племен – киммерийцев и скифов. Киммерийцы, населявшие в 8-7 вв до н.э. степные и лесостепные территории, были вытеснены скифати в Малую Азию. С 7 в. до н.э. на северном Кавказе расселяются скифы, славившиеся в древнем мире как хорошо вооруженные конные воины.
Навершие с головой оленя. Бронза. VI в. до н.э.

Пластина-обкладка ритона с изображением оленьих рогов. Золото. IV в. до н.э.

Ритон (др.-греч. rhyton — рог для питья, от др.-греч. rheo — теку) — широкий воронкообразный сосуд для питья в виде опущенной вниз головы животного (собаки, барана, козла, лошади) или человека. Сосуд часто использовался в священных обрядах жертвоприношения или возлияния вина в честь того или иного бога.
Пластина с изображением двух оленьих головок. Золото, свинец. V-IV вв. до н.э.

Пластина-обкладка с изображением грифонов. Золото. III до н.э.

В основном оседлым населением Кубани в этот период были меоты. Они населяли территорию нижнего и среднего течения р. Кубани, восточное Приазовье, на юге они распространились до северных предгорий Кавказского хребта. Меоты занимались пашенным земледелием, скотоводством, выплавляли железо, бронзу и другие металлы, были развиты кузнечное дело, ткачество, гончарство. Расцвету экономики способствовала торговля с греческими городами Боспора.
Фалар с изображением львов. Серебро II-I в. до н.э.

Фалары (они были парными), это декоративные металлические бляхи в конской упряжи, соединяющие её ремни.
Бляха с изображением сдвоенной протомы копытного животного. Золото, бронза. III в. до н.э.

Протома распространенная форма фигурного завершения ритона, скульптурного оформления капители колонны, предмета мебели, ювелирного изделия. Изображения протомы известны в древнегреческом искусстве 7-6 вв. до н. э., в искусстве эллинизированного Востока, в период эллинистических и послеэллинистических монархий. Термин используется также для определения подобных изобразительных мотивов на более древних, доэллинистических памятниках переднеазиатского искусства. В архитектуре Персии VI—IV вв. до н. э. встречаются колонны, завершенные капителями в виде сдвоенных протом, между головами которых укладываются балки перекрытия. Такие протомы высекали из камня, ярко расписывали и золотили. Их можно рассматривать как одно из проявлений интернационального «звериного стиля».
Гривна шестивитковая с головками хищников. Золото. Конец II-I вв. до н.э.

Гривна в два оборота, украшенная головками оленей. Золото. I в. до н.э. – I в. н.э.

Фалар с изображением Афродиты и Гермеса. Серебро, бронза. Вторая половина II-I вв. до н.э.

Афродита (др.-греч. Ἀφροδίτη, в древности истолковывалось как производное от ἀφρός — «пена») — в греческой мифологии богиня красоты и любви, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Она также богиня плодородия, вечной весны и жизни. Она — богиня браков и даже родов, а также «детопитательница». Любовной власти Афродиты подчинялись боги и люди. Неподвластны ей были только Афина, Артемида и Гестия. Была безжалостна к тем, кто отвергает любовь.

Гермес (др.-греч. Ἑρμῆς) — в древнегреческой мифологии бог торговли, прибыли, разумности, ловкости и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов.
Фрагмент. Фалар с изображением Афродиты и Гермеса. Серебро, бронза. Вторая половина II-I вв. до н.э.
Гривна с изображением грифонов. Золото. III-I в. до н.э.

Шлем, украшенный человеческими личинами и головками быков. Железо. Первая половина II в. до н.э.

По одной из легенд о происхождении скифов, донесенной до нас Геродотом, первыми людьми в скифской земле были Агафирс, Гелон и Скиф, родившиеся от греческого героя Геракла и местной полудевы-полузмеи. Покидая эту землю, Геракл сказал ей: «Когда ты увидешь сыновей возмужавшими, поступи лучше всего так: посмотри который из них натянет лук и опояшется по-моему этим поясом, и тому предоставь для жительства эту землю, а который не в состоянии будет выполнить моей задачи, того вышли из страны. Поступая таким образом, ты и сама останешься довольна, и этим исполнишь мое желание…» Самый младший Скиф, исполнив задачу, остался в стране. От этого Гераклова сына и произошли скифские цари. Свидетельством бытования этой легенды на кубанской земле служит находка в одном из разрушенных курганов близ ст. Ивановской Красноармейского района золотых украшений, среди которых были бляшки с изображением Геракла и змееногой богини, полудевы-полузмеи.
Фрагмент фрески. Известняк II - середина III вв. н.э. Анапа, некрополь Горгиппии, склеп 1. Раскопки Е.М. Алексеевой.

В 1975 году на некрополе Горгиппии был открыт склеп с фресковой росписью, ограбленный в древности. В настоящее время сохраненные и отреставрированные росписи этого склепа – единственные и уникальные на территории России фрески античной эпохи. По своей сохранности, разнообразию декора, обилию сюжетов им нет равных в Северном Причерноморье.

Склеп был покрыт тонким слоем штукатурки и расписан в технике фрески, площадь росписи – 55 кв. м. Склеп после исследования был разобран на блоки, фрески спилены вместе с тонким слоем камня.
Фрески анапского склепа повествуют о двенадцати подвигах Геракла, совершенных героем во время двенадцатилетней службы у микенского царя Эврисфея. Картины с подвигами Геракла на стенах склепах образуют особый фриз, вытянутый вдоль двух боковых стен погребальной камеры.
Фрагмент фрески. Известняк II - середина III вв. н.э. Анапа, некрополь Горгиппии, склеп 1. Раскопки Е.М. Алексеевой.

На этом фризе подвиги представлены не в принятом каноническом порядке. Сохранен условный порядок только двух первых и последних подвигов, а также четвертый, остальные шесть переставлены местами. Подвиги Геракла, череда его трудов – это символ вечно развивающейся жизни. Именно поэтому среди картин с подвигами этого героя на стене анапского склепа размещен семейный портрет владельца усыпальницы. Появление сцен с Гераклом объясняется и высоким положением в обществе знатной семьи, владевшей усыпальницей. По всей вероятности, склеп принадлежал семье одного из главных чиновников, управляющей Горгиппией и имеющей родственные связи с царским домом. Известно, что правящая в это время на Боспоре династия вела свое происхождение от Геракла.
Фрагмент фрески. Известняк. II - середина III вв. н.э. Анапа, некрополь Горгиппии, склеп 1. Раскопки Е.М. Алексеевой.


Венок погребальный с изображением Афродиты Урании и Жрота. Золото. II- середина III вв. н.э.


Фрагмент. Венок погребальный с изображением Афродиты Урании и Жрота. Золото. II- середина III вв. н.э.


Кинжал в ножнах с изображением павлинов, хищных птиц и сцен терзания.
Железо, золото, бирюза, гранаты. II –середина III вв. н.э.



Фрагмент. Кинжал в ножнах с изображением павлинов, хищных птиц и сцен терзания.
Железо, золото, бирюза, гранаты. II –середина III вв. н.э.



Фрагмент. Кинжал в ножнах с изображением павлинов, хищных птиц и сцен терзания.
Железо, золото, бирюза, гранаты. II –середина III вв. н.э.



Фрагмент. Кинжал в ножнах с изображением павлинов, хищных птиц и сцен терзания. Железо, золото, бирюза, гранаты. II –середина III вв. н.э.


Фрагмент. Кинжал в ножнах с изображением павлинов, хищных птиц и сцен терзания.
Железо, золото, бирюза, гранаты. II –середина III вв. н.э.



Серьга в виде головок баранов. Золото, камень. II-I вв. до н.э.


Изваяние знатного воина с оружием в пластинчатом панцире, украшенном нагрудной пластиной в виде лежащего оленя.
На плечах – наплечники с головой грифонов. Поверх панциря – боевой пояс с укрепленным на нем оружием – акинаком, горитом, плетью. В правой согнутой руке у груди – ритон. Песчаник. V в. до н.э.



Фрагмент светильника. Бронза.


Перстень с изображением на вставке «Доброго гения». Золото. II – середина III вв. н.э.

Блеск скифского золота разливается по выставочным залам и манит своими тайнами в Государственный Исторический музей. Приходите увидеть мир археологии и артефакты древних народов.


Выставка продлится до 07 декабря 2015 года. В главном здании.

Адрес: Государственный Исторический музей, Красная пл., 1.
Режим работы: пн, ср, пт, сб, вс, с 10:00 до 18:00 (касса до 17:30) чт,с 11:00 до 21:00 (касса до 20:00)
вторник - выходной.
Цена билета: 350 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГИМ, археология, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГИМ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments