mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка «Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945 гг» - отчёт. Часть 2.

Мы продолжаем наш рассказ о выставке «Романтический реализм. Советская живопись 1925-1945 гг», которая проходит в ЦВЗ «Манеж». С одной стороны являясь историей, для многих из нас это время всё ещё близкое и реальное. Ещё живы люди его заставшие, верившие в то светлое будущее, которое они так старательно строили. Даже если это не мы сами, то наверняка или наши родители или бабушки-дедушки. Ещё не успело это время скрыться в густом тумане, но уже успело обрасти туманами легенд и мифов, основанных как на реальности, так и на выдумке. Каким оно было на самом деле? Мнений много. Одну из его сторон, самую искреннюю, можно увидеть на данной выставке - веру людей в прекрасный мир, где человек обязательно будет идеальным и счастливым.

Василий Ефанов. Фрагмент.
Встреча артистов театра имени К.С. Станиславского со слушателями Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского.
1938. Государственный Русский музей.

Василий Прокофьвич Ефанов (1900—1978) — советский художник-живописец, мастер парадного портрета. Действительный член АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1965). Пятикратный лауреат Сталинских премий (1941, 1946, 1948, 1950, 1952). В 1930-х годах становится известен своими монументальными полотнами в стиле социалистического реализма, на которых изображены важнейшие люди того времени. Картину ««И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов, В. М. Молотов у постели больного А. М. Горького», за который Василий Ефанов получил вторую сталинскую премию можно увидеть на выставке.

Время трудовых побед и настоящего энтузиазма, породило не только новую страну и новых героев, но и новые праздники, новые времяпрепровождения. Общий интерес становится выше личного. Жанровые полотна претендуют на точность репрезентации, а потому вызывают дополнительное доверие зрителя.

Альфред Эберлинг. Портрет Г.К. Орджоникидзе. 1937. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».

Альфред Рудольфович Эберлинг (1872 — 1951) — советский живописец, график и педагог, член Ленинградского Союза художников. После революции в 1918 году участвовал в создании на базе Рисовальной школы художественно-педагогического техникума, в котором преподавал до 1933 года. В 1925—1930 годах руководил изостудией АХР в Ленинграде. В 1934 году по приглашению И. Бродского занял место профессора по живописи, рисунку и композиции в ЛИЖСА, где проработал до 1937 года. В 1920—1930 годы по заказу Гознака исполнил портреты К. Маркса, В. Ленина, И. Сталина, В. Молотова, Л. Кагановича, М. Калинина для воспроизведения массовым тиражом. В 1924 году выиграл конкурс, объявленный Гознаком на лучший портрет В. И. Ленина, после чего исполнил рисунок для денежных знаков, который был воспроизведён на купюрах образца 1937 года. В послевоенные годы рисунок Эберлинга использовался в качестве водяного знака на советских купюрах выпуска 1947 и 1957 годов.

Григорий Константинович Орджоникидзе (партийное прозвище Серго́ 1886 —1937) — известный грузинский большевик и видный советский государственный и партийный деятель, революционер. В годы Гражданской войны — на руководящей работе в армии, один из организаторов разгрома Деникина. С 1930 по 1937 годы — член Политбюро ЦК ВКП(б) (кандидат в 1926 году). Член ЦИК СССР 1—7 созывов. С 1932 по 1937 год Нарком тяжелой промышленности. Умер 18 февраля 1937 года, за пять дней до февральско-мартовского Пленума ЦК 1937 года. Урна с прахом Орджоникидзе похоронена 21 февраля у Кремлёвской стены на Красной площади Москвы.

Борис Карпов. Фрагмент. Портрет героя СССР товарища Смушкевича. 1941.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».

Яков Владимирович Смушкевич (1902—1941) — советский военачальник, старший военный советник по авиации испанской республиканской армии; командующий ВВС РККА в боевых действиях в районе реки Халхин-Гол, начальник ВВС РККА (1939), помощник начальника Генштаба РККА по авиации (1940); генерал-лейтенант авиации, генерал-инспектор ВВС РККА; дважды Герой Советского Союза. С ноября 1936 года по 17 июня 1937 года Смушкевич («испанский» псевдоним — Генерал Дуглас) в рядах советских добровольцев принял участие в гражданской войне в Испании на стороне республиканского правительства — старшим военным советником по авиации, руководителем противовоздушной обороны Мадрида. В мае — августе 1939 года во время советско-японского конфликта на реке Халхин-Гол в Монголии командовал авиацией 1-й армейской группы. 8 июня 1941 года был арестован органами НКВД СССР по обвинению в участии в военной заговорщической организации, в последствии расстрелян.

Петр Кончаловский. А.Н. Толстой у меня в гостях. 194-1941. Государственный Русский музей.
Пётр Петрович Кончаловский (1876—1956) — русский, советский живописец. Академик АХ СССР (1947). Народный художник РСФСР (1946). Лауреат Сталинской премии первой степени (1943). Один из основателей объединения «Бубновый валет», его председатель (1911).

Исаак Бродский. Фрагмент. К.Е. Ворошилов на лыжной прогулке. 1937. Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации.
Климент Ефремович Ворошилов ( [1881 -1969) — российский революционер, советский военачальник, государственный и партийный деятель, участник Гражданской войны, один из первых Маршалов Советского Союза. После кончины М. В. Фрунзе Ворошилов возглавил военное ведомство СССР: с 6 ноября 1925 года по 20 июня 1934 года — нарком по военным и морским делам и председатель Реввоенсовета СССР; в 1934—1940 годах нарком обороны СССР. Всего Ворошилов провёл во главе военного ведомства почти 15 лет, дольше, чем кто-либо другой в советский период. В годы Великой Отечественной войны Маршал Советского Союза К. Е. Ворошилов — член Государственного комитета обороны (ГКО).

Митрофан Греков. Фрагмент. Трубачи Первой конной армии. 1934. Государственная Третьяковская галерея.
Митрофан Павлович Мартыщенко известный в основном под именем Митрофан Борисович Греков (1882—1934) — советский художник-баталист русского казачьего происхождения. В Первую мировую войну был на фронте, откуда привез множество зарисовок. В Гражданской войне воевал в составе Красной армии, куда ушёл добровольцем. Документировал подвиги Первой конной армии Буденного.

Первая конная армия (Конармия) — высшее оперативное объединение (конная армия) кавалерии РККА, созданное во время Гражданской войны в России 1918−1920 годов. Являлось основным мощным и манёвренным средством в руках фронтового и Главного командования для решения оперативно-стратегических задач. По предложению члена РВС Южного фронта И. В. Сталина Реввоенсовет Советской Республики 17 ноября 1919 года принял решение о создании Первой конной армии под командованием С. М. Будённого. Участвовала в обороне Царицына, Харьковской операции, боролась с бандами Махно и вела боевые действия во время Советско-польской войны.

Александр Лактионов. Фрагмент. Герой Советского Союза капитан Н.В. Юдин в гостях у танкистов.
1938. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств.

Увы но ни одного героя с такими данными я не нашел, зато участник войны в Испании, танкист, Герой Советского Союза есть, правда с другим именем Михаил. Да есть еще один интересный факт, попытавшись найти на герое картины медаль «Золотая звезда» Героя Совесткого Союза, вы потерпите неудачу. Дело в том, что эта медаль была учреждена только в 1939 году. До этого момента к этому высшему званию в Советском Союзе выдавался только орден Ленина, по нему и можно определить главного героя картины.

Александр Лактионов. Фрагмент. Герой Советского Союза капитан Н.В. Юдин в гостях у танкистов.
1938. Научно-исследовательский музей Российской академии художеств.

Михаил Владимирович Юдин (5 августа 1912 — 12 марта 1942) — советский офицер, участник гражданской войны в Испании, Герой Советского Союза (1937). Участвовал в гражданской войне в Испании на стороне республиканцев 1936—1939. В боях на реке Харама командир башни танка Юдин уничтожил два танка испанских националистов, несколько противотанковых орудий и пулемётных точек. Когда в одном из боёв выбыли из строя командир и механик-водитель танка, Юдин сумел вывести танк в своё расположение. Звание Героя Советского Союза присвоено 27 июня 1937 года, медаль № 37. На фронте в Великую Отечественную войну с 1941. Командир 2-го танкового батальона 63-й танковой бригады майор Юдин погиб в бою 12 марта 1942 Ростовской области.

Екатерина Зернова. Фрагмент. Наступление танков. 1933. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО».

Екатерина Зернова. Передача танков. 1931. Государственная Третьяковская галерея.

Зернова Екатерина Сергеевна (1900, Симферополь – 1995, Москва) заслуженный художник РСФСР (1974). В 1917 окончила художественную студию Ф. Рерберга. В 1919-24 училась в Государственных свободных художественных мастерских у И. Машкова, а затем у А. Шевченко и Д. Штеренберга. Работала как иллюстратор и оформитель книг, делала плакаты. В 1929-33 участвовала в выставках Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС). В 1936 в Москве прошла первая персональная выставка Зерновой. В послевоенные годы работала в театре и кино (совместно с Ю. Пименовым), преподавала в Московском текстильном институте.

Василий Купцов. Фрагмент. Дирижабль. 1932-1933. Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации.

Василий Купцов. Фрагмент. Дирижабль. 1932-1933. Центральный музей Вооруженных сил Российской Федерации.

Василий Васильевич Купцов (1899—1935) — русский художник. По окончании школы в 1918 году «с наградой и похвалой за практические занятия в мастерских» Купцов был оставлен при мозаичной мастерской в качестве мастера-наставника практических работ, но в 1921 году уехал по направлению Губоно в Петроград для продолжения художественного образования. В 1922—1926 годах учился во ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН у А. Е. Карева. До настоящего времени сохранились три полотна Купцова на тему авиации.

Александр Лабас. Первый советский дирижабль. 1931. Государственная Третьяковская галерея.
Александр Аркадьевич Лабас (1900, Смоленск - 1983) — советский художник, представитель русского авангарда 20-х — 30-х годов. С 1917 года обучается в Государственных художественных мастерских (в дальнейшем ВХУТЕМАС) сначала в мастерской Ф. Малявина, а затем в мастерской П. Кончаловского. Учится у К. Малевича, В. Кандинского, П. Кузнецова, К. Истомина, А. Лентулова. В 1919 году — художник 3-й Армии Восточного фронта. С 1924 года по приглашению В. Фаворского преподает во ВХУТЕМАСе живопись и цветоведение. В 20-х — 30-х годах занимался оформлением спектаклей в Театре Революции, Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, Государственном Еврейском театре (ГОСЕТ). Делал панорамы и диорамы для Советских павильонов на Всемирной выставке в Париже (1937 г.), Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939 г.), для Главного павильона ВСХВ (1938—1941 гг.).

Исаак Бродский. Фрагмент. Передача знамени парижских коммунаров московским рабочим на Ходынке в Москве. Не ранее 1924. Государственный Русский музей.
6 июля 1924 года, в 12 часов дня, в Москве, на Ходынке (Октябрьское поле), собрались сотни тысяч трудящихся Москвы. Среди москвичей присутствовали гости - делегаты пятого конгресса Коммунистического Интернационала. В этот праздновалась первая годовщина образования Союза Советских Социалистических Республик. В этот день состоялась торжественная передача московской организации РКП(б) знамени парижских коммунаров 1871 года. Это знамя было передано на хранение от братской коммунистической партии Франции. Накануне празднеств «Правда» опубликовала письмо старого бойца Коммуны Фуркада, выступившего от имени 20 - го района Парижа. Фуркад сообщил:«20 - й район коммунистической организации Сенского округа Парижа единогласно постановил вручить коммунистам Москвы знамя одного из батальонов Парижской коммуны. Это знамя, товарищи, - настоящее знамя повстанцев, сделанное из простой красной материи, не носящее никакой надписи, - это знамя побывало в огне баррикад, вокруг него собрались последние защитники Парижской коммуны в кварталах Бель - Виль и Пер - Ляшез».

Аркадий Пластов. Фрагмент. Едут на выборы. 1947. Государственная Третьяковская галерея.
Аркадий Александрович Пластов (1893 — 1972) — советский живописец, педагог, профессор. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1962). Лауреат Ленинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946). Его учителями были знаменитые художники: скульптор С. М. Волнухин, живописцы А. М. Корин, А. М. Васнецов, А. Е. Архипов, А. С. Степанов, Л. О. Пастернак. С 1935 года выступал с жанровыми картинами, отмеченными знанием быта советской деревни, любовью к её людям, жизненностью образов, живописным мастерством. Откликаясь на события, волнующие советский народ, Пластов изображал, как преломляются они в колхозной жизни; в качестве действующих лиц в картинах Пластова выступают обычно его односельчане.
http://131.r.photoshare.ru/01313/00c85a065090de5f622e794789cba54657a26f5d.jpg
Василий Яковлев. Старатели пишут творцу Великой Конституции. 1937. Государственный Русский музей.
Василий Николаевич Яковлев (1893 — 1953) — советский живописец. Народный художник РСФСР (1943). Лауреат двух Сталинских премий (1943, 1949). Преподавал во ВХУТЕМАСе (1918—1922), в МАРХИ (1934—1936), МГАХИ имени В. И. Сурикова (1948—1950). Член АХРР с 1922 года. Действительный член АХ СССР с 1947 года. С 1926 по 1932 год работал художником-реставратором в ГМИИ имени А. С. Пушкина, с 1930 года заведовал отделом реставрации. Главный художник ВСХВ (1938—1939; 1949—1950). В 1952 году вместе с П. П. Соколовым-Скаля руководил реставрацией панорамы «Оборона Севастополя».
Единственно, что хотелось бы понять все таки кто здесь Великий и как правильно называется картина. Потому что даже моих знаний английского позволяет понять, что здесь что то не так.
http://131.r.photoshare.ru/01313/00c85a0723ee54771848733a3b5f7a109a3a1e48.jpg
http://131.r.photoshare.ru/01313/00c859fe7d462d860ea186026d7f992316910144.jpg
Александр Дейнека. Фрагмент. Эстафета. 1947. Государственная Третьяковская галерея.
Александр Александрович Дейнека (1899—1969) — советский живописец, график и скульптор, педагог. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1969). Лауреат Ленинской премии (1964). Член КПСС с 1960 года. Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И.И. Нивинский (1920—1925). Большое значение в творческом становлении художника стали годы ученичества и общения с В. А. Фаворским, а также встречи с В. В. Маяковским. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС».
http://131.r.photoshare.ru/01313/00c859c99f884f4aaccbf478d438b9cb744e0fd6.jpg
Александр Дейнека. В Севастополе. 1953. Государственная Третьяковская галерея.
И в завершение, наверное, самая пронзительная картина на выставке, посвященная Великой Отечественной войне.
http://131.r.photoshare.ru/01313/00c859c5ce27c1f5cbc548f76532b7c00dbd38d0.jpg
Аркадий Пластов. Фашист пролетел. 1947. Авторское повторение с картины 1942. Государственный Русский музей.



Выставка продлится до 04 декабря 2015 года.

Адрес: Манежная пл., д.1, Проезд до ст. м. Охотный ряд, м. Александровский сад, м. Библиотека им. Ленина.
Время работы: вт-вс 11:00–22:00, вход посетителей до 21:30, пн - выходной.
Цена билета: вход свободный.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ЦВЗ "Манеж", выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ЦВЗ "Манеж"” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments