mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Копия мозаики "Благовещение" из Софийского собора в Киеве в Историческом музее.

В постоянной экспозиции Государственного Исторического музея появились новые экспонаты. Сегодня мы хотим рассказть вам о копии мозаики "Благовещение" из Софийского собора в Киеве.
В 1880 г. А.В. Прахов, благодаря поддержке Министра народного просвещения графа Д.А. Толстого, получил возможность изучения памятников древнерусского искусства в Киеве, результатом чего явилось открытие неизвестных ранее древних мозаик и фресок, их реставрация и копирование. За три года А.В. Праховым при помощи учеников Киевской рисовальной школы под руководством Николая Ивановича Мурашко было выполнено множество копий фресок из древнейших храмов Киева.

Архангел «Гавриил» и  Богоматерь. Копия мозаики XI в. из Киево-Софийского собора.
Мастерская А.В. Прахова. 1885 г. Холст, темпера, масло.

Автор копий мозаики "Благовещение" из Софийского собора в Киеве Адриан Викторович Прахов (91846-1916) – художник, историк искусства и художественный критик, член Русского археологического общества; профессор Санкт-Петербургского университета по кафедре теории и истории искусства и Императорской Академии художеств.

В 1843 г. в Софии случайно были обнаружены фрагменты фресок XI в. В течение 1844-1845 гг. поздняя стенопись и штукатурка были удалены и открылось огромное количество древних композиций, отдельных изображений, орнаментов, принадлежащих первоначальному убранству собора. Но вскоре этот обширный цикл уникальных фресок был почти полностью «обновлен», то есть записан масляными красками в соответствии с практикой того времени.

Летом 1880 г. А.В. Прахов начал работу в Киеве, который «поразил его своим великолепием». В первый же год ученому посчастливилось обнаружить в Софийском соборе под слоем записей неизвестный ранее мозаики – образы Господа вседержителя и четырех архангелов в куполе, изображение праотца Аарона.
Исследователь организовал фотосъемку мозаической композиции алтаря. Съемка производилась фрагментами, затем отпечатанные листы склеивались, после чего А.В. Прахов раскрашивал их акварелью. Эти копии были отправлены в дар Историческому музею. А.В. Прахов понимал необходимость создания точных копий с мозаик и фресок, чтобы «эти копии могли служить наглядным протоколом о состоянии памятника в момент его открытия», так как раскрыты произведения в XIX в. Особенно сложной задачей было копирование мозаик. Византийские мозаичисты сажали кубики смальты в тесто из извести и запаренных и давленных вместе с известью хлебных зерен. При этом отдельные кубики «входили» в тесто под разными углами и с разной глубиной, между ними оставались узкие пространства, в которые вклинивались острые краешки. Получался невысокий рельеф, и как всякий низкий рельеф он мог быть оттиснут на бумаге.
Фрагмент. Архангел «Гавриил». Копия мозаики XI в. из Киево-Софийского собора.
Мастерская А.В. Прахова. 1885 г. Холст, темпера, масло.

Необходимость передать в копии оригинальную структуру мозаичной техники заставила А. Прахова искать варианты исполнения. В поисках решения Прахов попробовал «эстампировать» (термин А.В. Прахова) мозаики бумагой. Сначала использовалась промокательная бумага (фильтровальная), предварительно смоченная водой, которую прикладывали к мозаичной поверхности; постукивая щеткой по бумаге, добивались того, что кубики мозаики стали появляться на бумаге в виде оттиска. Там, где слой бумаги прорывался, накладывался второй слой, и, если нужно, фрагментарно добавляли небольшие кусочки бумаги. После этого вся поверхность бумаги проклеивали жидким клейстером широкой малярной кистью, и затем снова накладывали увлажненную бумагу, которую плотно тамповали щеткой. Через двое суток был готов «эстампан» мозаичного образа, на котором с наружной стороны остался отчетливый след мозаичных кубиков. Так был решен вопрос о механическом воспроизведении рельефа мозаики.
В 1882 г. А.В. Прахов приступил к изготовлению в натуральную величину копий «Благовещения» со столбов восточной арки из Софии Киевской для экспозиции Исторического музея.
Фрагмент. Богоматерь. Копия мозаики XI в. из Киево-Софийского собора.
Мастерская А.В. Прахова. 1885 г. Холст, темпера, масло.

Огромный размер произведения требовал усовершенствования разработанной методики. В качестве материала для изготовления отпечатков с мозаик использовали прочную английскую холщовую кальку (бязь), которая не рвалась и на ней хорошо отпечатывались кубики мозаики. Шесть опытных художников навешивали полосу бязи, укрепляли ее на отвесной поверхности изображения и гравировали кубики мозаики тупым гвоздем. Когда рельеф был готов, не снимая кальки-бязи, прочерчивали краской контуры отдельных цветовых пятен мозаики. После снятия кальки-бязи ее вешали рядом с «эстампированной» частью мозаики и копировали красками. Так вновь были сделаны два изображения композиции «Благовещения». Готовые композиции были перевезены в Санкт-Петербург, где работа над копиями продолжалась.
В Петербурге отдельные части каждого изображения, по совету знаменитого пейзажиста И.И. Шишкина, нанесены на поверхность парусины, причем для склейки поверхностей были использованы вареные свинцовые белила. После просыхания этого связующего места стыков отдельных полос бязи-кальки были прошиты крепкими вощеными нитками. Композиции были укреплены на подрамниках. Часть копий была направлена в Москву, в Исторический музей. Они предназначались для залов, посвященных культуре Киевской Руси, заказанные одним из основателей исторического музея графом А.С. Уваровым.

За 130 лет существования копии А.В. Прахова пришли в тяжелое состояние. Многослойная структура произведений – а это слой масляной живописи и позолоты, бязь, вареные свинцовые белила, парусина (толстый и плетеный холст), экспозиционные бумажные прикрытия тыльных сторон – к началу реставрации была в остро аварийном состоянии, как по отдельным частям, так и в общем скреплении, во многих местах поверхности были вздутия краски, грозящие осыпями, множественные шелушения красочного слоя. Процесс восстановления целостности структуры произведений был основным в реставрации. Укрепление исполнялось без раздублировок на отдельные составляющие по всей поверхности лицевой стороны, затем шла работа с живописным слоем. После того, как копии пришли в стабильное состояние, было произведено раскрытие живописи от загрязнений и потемневшего лака, сделаны чинки холста. В завершение работ был подведен грунт в местах утрат, затем сделаны тонировки и покрытие защитным слоем.

И теперь эти экспонаты украсили стены постоянной экспозиции в ГИМе, а  у нас появилась возможность увидеть не покидая нашего города, как выглядят знаменитые мозаики. И оценить работу реставраторов, которые вернули нам этот шедевр XIX века.

Экспонат можно увидеть в зале №33. Постоянная экспозиция.

Адрес: Государственный Исторический музей, Красная пл., 1.
Режим работы: пн, ср, пт, сб, вс, с 10:00 до 18:00 (касса до 17:30) чт,с 11:00 до 21:00 (касса до 20:00)
вторник - выходной.
Цена билета: 350 рублей. Есть льготы. Подробности тут.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГИМ, отчёт, постоянная экспозиция, реставрация
Subscribe

Posts from This Journal “ГИМ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments