mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка одной картины в Царицыно - отчёт.

В музее-заповеднике «Царицыно» в рамках постоянно обновляющейся экспозиции о жизненном пути Екатерины II открыта выставка одной картины. Это редко экспонирующееся полотно Стефано Торелли «Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами» (1772) из собрания Государственной Третьяковской галереи. Картина будет демонстрироваться в течение четырёх месяцев в отдельном зале. Затем в нём будет представлено другое значительное произведение, связанное с Екатериной II и её эпохой.
Стефано Торелли. «Аллегория на победу Екатерины II над турками и татарами». 1772. Холст, масло.

Картина поступила в Третьяковскую галерею в 1925 году из Румянцевского музея. Полотно в аллегорической форме прославляет победы русского оружия в русско-турецкой войне 1768-1774 года. В центре многофигурной композиции изображена императрица Екатерина II, восседающая на колеснице, запряженной квадригой розовых коней. Правительница России представлена в образе Минервы – богини мудрости и победы в справедливой войне. На ней традиционной шлем Минервы, украшенный пышными перьями и лежащим сфинксом. Этот образ навеян художнику картиной П.П. Рубенса «Мария Медичи в образе Минервы».

Стефано Торелли (Stefano Torelli, 1712—1784) — исторический и портретный живописец, родом из Болоньи, ученик своего отца, Феличе Торелли (1667—1748) и Франческо Солимены, работал сперва в Неаполе, а потом в Риме, откуда, в 1740 году, пригласил его к себе на службу король польский и курфюрст саксонский Август III. Переселившись ко двору этого государя в Дрезден, Торелли занимался там писанием портретов, алтарных икон, стенных и плафонных фресок в резиденциях курфюрста и в аристократических домах, а также рисунками для предпринятого тогда издания сборника гравюр с картин дрезденской галереи. В 1762 году он был вызван к русскому двору и с того времени до конца своей жизни трудился в Санкт-Петербурге, украшая своею живописью плафоны и стены Императорских дворцов и портретируя особ царской фамилии и других лиц. Из произведений, исполненных им в России, известны: портреты Елизаветы Петровны, Петра Великого, Екатерины II.

В небе над Екатериной II парят аллегорические фигуры: Виктория (победа) одной рукой возлагает на голову императрицы лавровый венок, а в другой руке пальмовую ветвь – символ мира; крылатая Слава трубит в честь победительницы; мир олицетворяет также женская фигура с оливковой ветвью и рогом изобилия в руках.

Возглавляет процессию фаворит императрицы Г.Г. Орлов с голубой лентой ордена Андрея Первозванного через плечо и бриллиантовым портретом Екатерины II на груди.

Светлейший князь Григорий Григорьевич Орлов (1734 —1783) — генерал-фельдцейхмейстер, фаворит императрицы Екатерины II, второй из братьев Орловых, строитель Гатчинского и Мраморного дворцов. Орлов был одним из самых ранних пропагандистов идеи славянофильской эмансипации христиан против османского ига. В 1771 году Орлов был послан на мирный конгресс в Фокшаны как первый российский полномочный представитель, где он потерпел неудачу в своей миссии. В 1771 году Григорий Орлов был послан в Москву для прекращения эпидемии чумы, уносившей до тысячи человек в день.

Императрицу окружают герои русско-турецкой войны и первые георгиевсике кавалеры в кирасах и шлемах с плюмажами: «перун кагульских берегов» П.А. Румянцев, А.Г. Орлов, П.И. Панин, В.М. Долгорукий, Н.В. Репнин, Ф.Г. Орлов. На груди у них кресты ордена святого Георгия I – степени, учрежденного императрицей 26 ноября (7 декабря) 1769 года. За ними – три фигуры с орденами святого Георгия II – степени (предположительно это генерал-аншеф П.Г. Племянников, барон О.А. Вейсман и адмирал С.К. Грейг).

Русско-турецкая война 1768—1774 годов — одна из ключевых по значению войн между Российской и Османской империями. Основной целью войны со стороны России являлось получение выхода к Чёрному морю, Турция рассчитывала получить обещанные ей Барской конфедерацией Подолию и Волынь, расширить свои владения в Северном Причерноморье и на Кавказе, и установить протекторат над Речью Посполитой. В ходе войны русская армия под командованием Петра Румянцева и Александра Суворова разгромила турецкие войска в битвах при Ларге, Кагуле и Козлуджи, а средиземноморская эскадра русского флота под командованием Алексея Орлова и Григория Спиридова нанесла поражение турецкому флоту в Хиосском сражении и при Чесме.

10 (21) июля 1774 года Османская империя вынуждена была подписать с Россией Кючук-Кайнарджийский договор. В результате войны, закончившейся победой Российской империи, в её состав вошли первые земли в Крыму — крепости Керчь и Еникале (остальной Крым был присоединён к России на 9 лет позже — в 1783 году), на северном побережье Чёрного моря — Кинбурн с прилегающими территориями, а также Азов и Кабарда. Крымское ханство формально обрело независимость под протекторатом России. Россия получила право вести торговлю и обладать военным флотом на Чёрном море.

Триумфальная колесница императрицы окружена придворными дамами в ярких восточных одеждах. Замыкает композицию шествие многочисленных представителей благодарных народов, населяющих южные рубежи Российской империи. Восточный колорит зрелищу придают также изображения верблюдов.

Обязательно приходите взглянуть на эту картину своими глазами.
Выставка продлится до февраля 2016 года.


Адрес: ул. Дольская, д.1, «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Станции метро: "Царицыно" или "Орехово".
Время работы: вт, ср, чт, пт; с 11.00 до 18.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 17.30)
суббота - с 11.00 до 20.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 19.30);
воскресенье и праздничные дни - с 11.00 до 19.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 18.30).
Понедельник – выходной день.
Цена билета: Взрослый - 350 руб, льготный - 80 руб.
Комплексный билет на все экспозиции и выставки Дворцово-выставочного и Оранжерейного комплексов: Взрослый - 650 руб, льготный - 200 руб.
Комплексный билет в оранжереи: Взрослый - 250 руб, льготный - 80 руб.
Третье воскресенье каждого месяца - день бесплатных посещений.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: МЗП Царицыно, выставки, один экспонат, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “МЗП Царицыно” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments