Екатерина II в трауре. Неизвестный художник (тип В. Эриксена). Россия(?). не ранее 1762. Медь, масло.
Одним из интересных и познавательных решений экспозиции стала линия времени, где отмечены события жизни как самой императрицы, так и важные политические события.
Линия времени в залах музея.
Также в формате выставки открылась библиотека и лекционный зал, где идут видеолекции «Греческий проект Екатерины Великой» доктора филологических наук, профессора Оксфордского университета, РАНХиГС и РГГУ Андрея Зорина.
Братья Алексей Григорьевич и Григорий Григорьевич Орловы.
Ж-Л. Девильи. Россия (?). 1770-е. холст, масло.
Ж-Л. Девильи. Россия (?). 1770-е. холст, масло.
Гвардейские офицеры братья Орловы были организаторами и активными участниками переворота 1762 года, за что удостоились графского титула. Алексей Орлов выполнял особо ответственные поручения – сопровождал в Ропшу свергнутого императора Петра III. За победу в Чесменском сражении был награжден орденом Святого Георгия I степени и титул «Чесменский».
Григорий Орлов – фаворит Екатерины II, генерал-фельдцейхмейстер, депутат Уложенной комиссии; отличился при усмирении Чумного бунта в Москве, был первым президентом Вольного экономического общества.
Великая княгиня Екатерина Алексеевна. Неизвестный художник.
Западная Европа (?). Середина XVIII века (?). Холст, масло.
Западная Европа (?). Середина XVIII века (?). Холст, масло.
Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, нем. Sophie Auguste Friederike von Anhalt-Zerbst-Dornburg, в православии Екатерина Алексеевна; 1729 — 1796) — императрица всероссийская с 1762 по 1796 год. София Фредерика Августа Анхальт-Цербстская родилась 21 апреля (2 мая) 1729 года в немецком городе Штеттине — столице Померании (ныне Щецин, Польша). Отец, Христиан Август Анхальт-Цербстский, происходил из цербст-дорнебургской линии Ангальтского дома и состоял на службе у прусского короля, был полковым командиром, комендантом, затем губернатором города Штеттина, где будущая императрица и появилась на свет, баллотировался в курляндские герцоги, но неудачно, службу закончил прусским фельдмаршалом. Мать — Иоганна Елизавета, из Готторпского владетельного дома, приходилась двоюродной тёткой будущему Петру III. Родословная Иоганны Елизаветы восходит к Кристиану I, королю Дании, Норвегии и Швеции, первому герцогу Шлезвиг-Голштейнскому и основателю династии Ольденбургов.
Принцесса Иоганна Елизавета Ангальт-Цербская (урожденная принцесса Голштейн-Готторпская, 1712-1760),
мать будущей императрицы Екатерины II. А. Пэн (?). Германия. 1740-е. Холст, масло.
мать будущей императрицы Екатерины II. А. Пэн (?). Германия. 1740-е. Холст, масло.
Иоганна Елизавета Гольштейн-Готторпская (нем. Johanna Elisabeth von Schleswig-Holstein-Gottorf; 1712 —1760) — мать императрицы Екатерины Великой, дочь любекского князя Христиана Августа, принцесса Гольштейн-Готторпского дома, супруга владетельного князя Ангальт-Цербстского. Через год после смерти отца (1726), 15-летняя Иоганна была выдана замуж за 37-летнего князя Христиана Августа Ангальт-Дорнбургского, прусского генерала. После свадьбы семья поселилась в Штеттине, городе на границе Померании, где служил муж. В том же году её старший брат Карл умер в Петербурге накануне свадьбы с Елизаветой Петровной. В 1743 году родной брат Иоганны Адольф Фредрик был избран наследником шведской короны, после чего Иоганна преисполнилась намерения подыскать и своим детям успешную партию. В 1747 году она овдовела и стала регентом при своем малолетнем сыне (до 1752), после чего поселилась в Париже.
Портрет великой княгини Натальи Алексеевны. Россия, Санкт-Петербург (?). 1774-1776.
Кость, рельефная резьба, гравировка.
Кость, рельефная резьба, гравировка.
Наталья Алексеевна, урождённая принцесса Августа-Вильгельмина-Луиза Гессен-Дармштадтская (нем. Wilhelmina Luisa von Hessen-Darmstadt; 1755—1776) — великая княгиня (1773), дочь ландграфа Гессен-Дармштадтского Людвига IX и Каролины Цвейбрюкен-Биркенфельдской, первая супруга великого князя Павла Петровича (впоследствии императора Павла I). Умерла в родах.
Брошь-камея. Резчик – великая княгиня Мария Фёдоровна. Россия, Санкт-Петербург (?). 1789.
Стекло молочное, стекло сердоликовое, золото, резьба, шлифовка, полировка. На срезе изображения подпись: Maria F. 21 apr. 1789.
Камея с погрудным портретом императрицы Екатерины II была создана великой княгиней Марией Фёдоровной, второй женой великого князя Павла Петровича (с 1796 года – императора Павла I). Екатерина II изображена в образе древнеримской богини мудрости Минервы. Тонкая золотая оправа, превращающая камею в брошь, вероятно, сделана владельцами значительно позже. Всегда когда вижу в музеях работы Марии Фёдоровны, не устаю поражаться ее талантам. Вот и здесь на экспозиции можно познакомиться с камеей ее работы.
Екатерина II. По модели Ж.-Д. Рашетта 1780-х годов. Франция, Сервская фарфоровая мануфактура. Середина XIX века.
Фарфор, бисквит, глазурь, покрытие кобальтом, золочение, роспись надглазурная.
Фарфор, бисквит, глазурь, покрытие кобальтом, золочение, роспись надглазурная.
Севрская фарфоровая мануфактура (фр. Manufacture nationale de Sevres) — мануфактура по производству фарфора в Севре, Франция. Изначально королевская, потом императорская, мануфактура сейчас находится под управлением Министерства культуры Франции.В 1740 году было начато производство фарфора в Венсене при поддержке Людовика XV и Мадам де Помпадур. В 1756 году фабрику переводят в Севр, неподалёку от дворца Бельвю (англ.), где жила Мадам де Помпадур. Это новое здание 130 метров в длину, было построено между 1753 и 1756 годами архитектором Ленде. Она стала королевской мануфактурой с 1759 года.
Великая княгиня Мария Фёдоровна. Неизвестный художник (тип А. Рослина).
Россия. Конец XVIII века. Холст, масло.
Россия. Конец XVIII века. Холст, масло.
Мария Феодоровна; до перехода в православие — София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская (нем. Sophia Marie Dorothea Augusta Luisa von Württemberg; 1759—1828) — принцесса Вюртембергского дома, вторая супруга российского императора Павла I. Мать императоров Александра I и Николая I. Как и Екатерина II, София-Доротея родилась 14 октября 1759 года в Штеттинском замке, где её отец (подобно отцу Екатерины) служил комендантом. В 1776 году, по смерти первой жены цесаревича Павла, Натальи Алексеевны, прусский король Фридрих II организовал брак Софии-Доротеи с наследником русского престола, который приехал познакомиться с ней в Берлин.
Императрица Священной Римской империи Мария Терезия. Мартин ванМейтеис. Западная Европа.
Вторая половина XVIII века. Холст, масло.
Вторая половина XVIII века. Холст, масло.
Мария Терезия Вальбурга Амалия Кристина (нем. Maria Theresia Walburga Amalia Christina; 1717—1780) — эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии с 25 июня 1741, королева Богемии с 20 октября 1740 (имела эти титулы лично, по наследству). Супруга, а затем вдова Франца I Стефана Лотарингского, избранного императором в 1745 году. Основательница Лотарингской ветви династии Габсбургов. Царствование Марии Терезии — время Просвещения и активных реформ. Она входит в число представителей династии, пользовавшихся наибольшей популярностью. Среди её многочисленных детей — два императора, Иосиф II и Леопольд II, а также французская королева Мария-Антуанетта и королева Сицилии Мария-Каролина.
Екатерина II в дорожном костюме. Неизвестный художник, мастерская Д.Г. Левицкого.
Россия Конец XVIII века. Холст, масло.
Россия Конец XVIII века. Холст, масло.
Полотно "Портрет Екатерины II в дорожном костюме" замечательно тем, что изображает стареющую императрицу во время ее путешествия в Таврический край. По преданию царствующая особа была написана в Киеве. Портрет М. Шибанова стал столь популярен, что один из его вариантов, написанный художником, был отправлен в Лондон в качестве подарка английской королевской семье (и хранится в ее коллекции по настоящее время).
Вот такие информационные плакаты размещены в экспозиционных залах. С их помощью гости выставки более подробно смогут узнать о различных событиях, происходивших в царствование Екатерины II.
Вид Очакова и Кинбурна… с изображением знаменитого сражения, которое произошло близ упомянутых мест между русскими и турками 12 октября 1787 года. К фон Мехель, по оригиналу К. Шютца, исполненному по рисунку с натуры Ф. Казановы. Швейцария, Базель.
1788. Бумага тряпичная верже, гравюра на меди резцом, раскраска акварелью.
1788. Бумага тряпичная верже, гравюра на меди резцом, раскраска акварелью.
В ходе русско-турецкой войны 1787-1791 годов турецкие войска 1(12) октября 1787 года высадились близ крепости Очаков. Войска под командованием генерал-аншефа А.В. Суворова полностью разгромили противника, несмотря на его поддержку турецким флотом. Попытка турок восстановить контроль нал Крымом провалилась.
Исследуя новую экспозицию, гости музея смогут окунуться в частную жизнь императрицы, узнать о политических и военных событиях в период ее царствования. Составить свое представление об этом просвещенном правлении при котором границы империи раздвинулись, а враги России были повержены. Приходите в музей, где предоставляется уникальная возможность ближе познакомиться с историческим периодом, когда у руля Российской империи стояла немецкая принцесса Ангальт-Цербская.
Зеркало в раме. Россия. Архангельская губерния. Холмогоры. Вторая половина XVIII века.
Стекло зеркальное, дерево, кость, резьба ажурная, резьба рельефная, гравировка цветная.
Стекло зеркальное, дерево, кость, резьба ажурная, резьба рельефная, гравировка цветная.
Возможность же взглянуть в зеркало XVIII века и увидеть в нем отражение современности или вдруг события давно минувших дней все это представляет вам музей-заповедник «Царицыно».
Адрес: ул. Дольская, д.1, «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». Станции метро: "Царицыно" или "Орехово".
Время работы: вт, ср, чт, пт; с 11.00 до 18.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 17.30)
суббота - с 11.00 до 20.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 19.30);
воскресенье и праздничные дни - с 11.00 до 19.00 (кассы Дворцово-выставочного комплекса до 18.30).
Понедельник – выходной день.
Цена билета: Взрослый - 350 руб, льготный - 80 руб.
Комплексный билет на все экспозиции и выставки Дворцово-выставочного и Оранжерейного комплексов: Взрослый - 650 руб, льготный - 200 руб.
Комплексный билет в оранжереи: Взрослый - 250 руб, льготный - 80 руб.
Третье воскресенье каждого месяца - день бесплатных посещений.
