mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Где Юлий Цезарь сражался с германцами.

Археологи из Амстердамского свободного университета заявили, что им удалось обнаружить место, где в 55 году до н.э. римский полководец Юлий Цезарь разбил в сражении два германских племени: усипетов и тенктеров.
Гай Юлий Цезарь.

Сам Цезарь в «Записках о Галльской войне» говорит об усипетах и тенктерах, что они покинули свои земли под давлением племени свебов и переправились на западный берег Рейна, в Галлию. Там германцы завоевали земли и поселения кельтского племени менапиев. Затем усипеты и тенктеры отправили послов к Цезарю с просьбой предоставить им земли для поселения. Полководец предложил им поселиться в стране убиев, но послы не дали ответа и всячески затягивали переговоры, ожидая подкрепление. Попросив перемирия, германцы сами же нарушили его, когда напали на передовой отряд римской конницы.
Кости, найденные на месте сражения.

Новых посланников усипетов и тенктеров Цезарь задержал, а по германскому лагерю нанёс неожиданный удар. Германцы были разбиты и бросились в бегство, их преследовала римская конница. Часть усипетов и тенктеров спаслась, переправившись через Рейн, но большинство было перебито римлянами или утонуло во время переправы. Цезарь пишет, что численность двух племён была около 430 тысяч (включая женщин и детей). Плутарх рассказывает, что, когда сенат обсуждал праздник в честь победы Цезаря, Катон предложил выдать его варварам, чтобы «очистить город от клятвопреступления»: римский полководец напал на германцев без предупреждения, во время переговоров. «Из тех, что перешли Рейн, четыреста тысяч было изрублено», – отмечает Плутарх.
Мечи из окрестностей Кесселя.

Казалось бы, с такими источниками, как Цезарь и Плутарх, какие могут быть здесь тайны? Оказывается, не всё ясно с местом сражения. Описывая его, Цезарь говорит, что римляне дрались с германцами в месте слияния Рейна и Мосы. Однако нидерландские археологи полагают, что битва или (бойня?) имела место при слиянии Мосы и реки Ваал, а не самого Рейна. Ваал – это один из рукавов, на которые Рейн разделяется в дельте. По мнению авторов работы, сражение состоялось недалеко от современного города Кессель (провинция Брабант на юге Нидерландов).

Рядом с Кесселем на протяжении последних тридцати лет находили кости, наконечники копий, мечи и шлемы. Среди человеческих останков были не только мужские скелеты, но и кости женщин и детей. На некоторых останках сохранились следы травм, нанесённых копьями и мечами. Однако для окончательного вывода, что всё это относится именно к той самой битве, понадобился целый ряд исторических и геохимических исследований. Радиоуглеродный метод, который, наконец, применили к местным археологическим находкам, позволил датировать их I веком до н.э.

«Это первый доказанный случай присутствия Цезаря и его войск на территории Нидерландов», – подчёркивает Нико Ройманс (Nico Roymans), археолог из Амстердамского свободного университета. По мнению исследователей, число погибших в сражении сильно завышено. Их стоит оценивать в 150–200 тысяч, а не в 400 тысяч, как пишут Цезарь и Плутарх. Вероятно, после битвы оружие и тела были сброшены в одну «братскую могилу». Интересно, что некоторые мечи перед захоронением намеренно погнули, возможно, выполняя некий ритуал.

Автор: Егор Антонов.

Источник.
Tags: археология, интересное
Subscribe

Posts from This Journal “археология” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments