mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка "Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв." - отчёт. Часть 1.

В Государственном Историческом музее работает удивительная выставка под названием «Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв.», где посетители смогут увидеть удивительные вещи, выкованные тульскими мастерами. С XVI века Тула была одним из центров железоделательного производства. К концу XVII столетия окончательно определился характер организации производства ремесленной корпорации тульских оружейников, объединявшей крупные и мелкие оружейные мастерские. Несмотря на многократные попытки централизации тульского производства, предпринимаемые с конца XVII века, а также основание в 1712 году по указу Петра I Императорского Оружейного завода, характер организации ремесла сохранялся без изменений до середины XIX века.
Экспозиционный зал.

Тульская корпорация городских оружейников обязана была выполнять государственные заказы на оружие, одновременно она располагала рядом значительных льгот, среди которых – беспошлинная торговля любыми изделиями, в том числе и оружием. В свободное время на «вольную продажу» тульские мастера изготовляли так называемые, «партикулярные» изделия из стали. Об этих предметах искусства и пойдет рассказ.
Швейки. Середина – вторая половина XIX века. Сталь, медь, олово; ковка, инкрустация.

Для удобства шитья использовалось специальное приспособление – швейка. Швейка состоит из основы – донца с вертикальным столбиком (шейкой), на котором прочно крепится мягкая подушечка из ткани. Один конец ткани прикалывают булавкой к подушечке, второй – оттягивают левой рукой. Правой свободной рукой швея прокладывает шов по натянутой поверхности ткани. Благодаря натяжению ткани увеличивается скорость работы.
Швейка. Середина – вторая половина XIX века. Сталь, медь, олово; ковка, инкрустация.

Во второй половине XVIII века сложился оригинальный стиль тульских стальных изделий, основанный на виртуозном использовании разнообразных свойств стали. Именно в этот период художественное мастерство тульских оружейников достигло наивысшего расцвета.
Шкатулка. Середина XIX века. Сталь, медь, олово; ковка, инкрустация, золочение, серебрение, штамп.

На крышке шкатулки помещен медальон с изображением императора Александра I в генеральском мундире и лавровом венке и императрицы Елизаветы Алексеевны. В октябре 1814 года в Вене был созван Венский конгресс для урегулирования политического положения в Европе после поражения наполеоновской Франции. В память визита в Вену императорских особо на Венском монетном дворе ограниченным тиражом был выполнен специальный медальон. Стальная шкатулка явилась своеобразным постаментом для эффектного представления медальона.
Самовар. Первая четверть XIX века. Сталь, чугун, бронза; литье, ковка, чеканка, золочение, полировка.

Вы просто полюбуйтесь прекрасными золотыми змеями, которые украшают этот предмет. Золотая чешуя так и сверкает и притягивает взгляд к этому необычному самовару. А блеск холодной стали и золота создает необыкновенную игру света на таком вроде бы обыденном предмете , как самовар
Фрагмент. Самовар. Первая четверть XIX века. Сталь, чугун, бронза; литье, ковка, чеканка, золочение, полировка.

Фрагмент. Самовар. Первая четверть XIX века. Сталь, чугун, бронза; литье, ковка, чеканка, золочение, полировка.

Многие технологические приемы, которыми пользовались тульские мастера, были характерны и для известных крупных европейских металлообрабатывающих центров. Творческие поиски мастеров крупных металлообрабатывающих центров Англии и России, развиваясь в похожем направлении, были устремлены к выявлению многообразных декоративных свойств стали. Именно поэтому, художественное мастерство тульских оружейников, имевшее характерное национальное своеобразие, развивалось в общем русле европейского историко-культурного и художественного процессов.
Чернильный прибор. Первая четверть XIX века.
Сталь, медь, олово; ковка, гравировка, инкрустация, огранка, золочение.

Фрагмент. Чернильный прибор. Первая четверть XIX века.
Сталь, медь, олово; ковка, гравировка, инкрустация, огранка, золочение.

Фрагмент. Чернильный прибор. Первая четверть XIX века.
Сталь, медь, олово; ковка, гравировка, инкрустация, огранка, золочение.

Съем для свечи. Начало XIX века. Сталь, медь, олово; ковка, инкрустация.

Фрагмент. Съем для свечи. Начало XIX века. Сталь, медь, олово; ковка, инкрустация.

На выставке представлены всевозможные предметы, которые выполнены тульскими мастерами. Есть такие, которые легко представить сделанными из стали, а есть, которые вас несомненно удивят.
Шатлен. Начало XIX века. Сталь, медь; ковка, инкрустация, золочение, воронение.

Красивым французским словом шатлен в конце семнадцатого века была названа специальная, металлическая цепочка. Один конец которой закреплялся на одежде, а другой был приспособлен для подсоединения разнообразных канцелярских предметов и связки ключей. Многие шатлены, к котором крепились тяжелые аксессуары, состояли из крупных звеньев и имели более прочное основание, и крепкий крепежный элемент. На таких цепочках могли, находится, несколько увесистых принадлежностей. Такие связки были вынуждены носить на поясе дамы, поскольку в то время на женской одежде были только небольшие карманы либо они отсутствовали совсем. К таким цепочкам одновременно прикреплялись пудреницы, кулоны с семейными портретами и ряд других ценных предметов для женщин той эпохи. Женские варианты цепочек украшались дополнительно махровыми кисточками, драгоценными камнями и другими элементами ювелирных украшений. Одиночные варианты цепочек получили большое распространение у мужчин, которым было достаточно прикрепить часы и ключи.
Кольцо. Великобритания, 1780-е гг. Медный сплав, сталь, стекло; огранка, полировка.

Коробочка с фишками. Первая половина XIX века. Мастер Е. Гурьянов. Сталь; ковка, травление.

Шкатулка с предметами для рукоделия. 1814-1815 гг.
Сталь, бронза, медь, бархат; ковка, золочение, матовое травление. Вензель ЕА – на фронтальной стенке.

Вероятно, шкатулка с предметами для рукоделия входила в состав подарков для императорской семьи, которые были изготовлены тульскими оружейниками и преподнесены в 1815 г. Во внутренних отделениях шкатулки находятся все необходимые приспособления для рукоделия: пяльцы, шесть шестиконечных звездочек – основы для клубка, игла и челнок для филейного вязания, крючок, штифт для сведения рисунка на ткань, размотка, рогулька для плетения шнуров, швейка с подушечкой.
Звездочки – основы для клубка.

Рогулька для плетения шнуров.

А как элегантно и легко смотрится стальная мебель. Ведь только понимая из чего она сделана, можно оценить ее вес.
Скамеечка под ноги. 1787 г. Сталь, бронза, бархат; литье, чеканка, насечка, золочение.

Кресло курульное. 1740-е гг. Завод Масоловых. Сталь, латунь, кожа, бархат; золочение, инкрустация.

Курульное кресло (лат. Sella curulis) — особое кресло без спинки и с X-образными ножками. В Древнем Риме могло принадлежать только высшим магистратам, отсюда — курульный магистрат (лат. magistratus curulis). По обычаю, кресло было сакральным символом власти магистрата, поэтому кресло всегда носили за ним.
Фрагмент. Кресло курульное. 1740-е гг. Завод Масоловых. Сталь, латунь, кожа, бархат; золочение, инкрустация.

Фрагмент. Кресло курульное. 1743г. Завод Масоловых. Сталь, латунь, кожа; ковка, литье, серебрение, воронение.

Кресло выполнено для императрицы Елизаветы Петровны в 1743 году на частном заводе разбогатевшего тульского мастера-оружейника купца Максима Мосолова.
Решетка. 1782 г. Мастер тульского оружейного завода Р. Гнидин. По рисунку Г. Козлова.
Сталь, бронза; ковка, литье, лакирование, чеканка, золочение, воронение.

Решетка входила в убранство Опочивальни Екатерины II в Большом Царскосельском дворце, выполненной по проекту архитектора Ч. Камерона в начале 1780-х гг. Предмет располагался у большого зеркала между окнами.
Шкатулка для рукоделия с выдвижным ящичком. Около 1801 г.
Сталь, бронза, бархат; литье, огранка, золочение.

Вероятно, шкатулка входила в числ пятидесяти девяти предметов, которые тульские оружейники привезли в 1801 году в Москву по случаю коронации Александра I. «Вдовствующей императрице Марии Федоровне, владелице Павловска, были поднесены: столик стальной, украшенной бронзовою работою, пара шандалов, коробочка с бронзовою работою, станочек, зонтик, скамеечка и подножие, с подушкой зеленого бархата, жирондаль».
Лорнет-одноглазка. Великобритания, конец XVIII в. Сталь, стекло; огранка, полировка.

Подсвечник. 1790-е гг.
Сталь, бронза, серебро, медь; литье, инкрустация, огранка, золочение.

Фрагмент. Подсвечник. 1790-е гг.
Сталь, бронза, серебро, медь; литье, инкрустация, огранка, золочение.

Пистолет-чернильница настольный. 1768 г.
Сталь, железо; ковка, гравировка, резьба, воронение. Надпись: ТУЛА 1768 – на верхней грани ствола.

Печатки и заготовки для печаток. Конец XVIII – начало XIX в. Сталь, медь; ковка, резьба, золочение, воронение.

Печатка.

Герб на печатке.

Завершить же рассказ о «партикулярных» предметах представленных на выставке мы хотим прекрасными шахматами, которые были поднесены тульскими оружейниками Екатерине II. На крышке шкатулки воспроизведён утвержденный в 1782 году, но не осуществленный проект реконструкции Тульского оружейного завода.
Фрагмент. Шкатулка для шахмат. 1780-е гг. Мастер А. Суханов.
Сталь, бронза, серебро; ковка, литье, чеканка, огранка, инкрустация, золочение, воронение. Монограммы ЕА и А – на крышке.

Шахматы. 1780-е гг. Мастер А. Суханов.
Сталь, бронза, серебро; ковка, литье, чеканка, огранка, инкрустация, золочение, воронение
.

Шахматы. 1780-е гг. Мастер А. Суханов.
Сталь, бронза, серебро; ковка, литье, чеканка, огранка, инкрустация, золочение, воронение.

Шахматы. 1780-е гг. Мастер А. Суханов.
Сталь, бронза, серебро; ковка, литье, чеканка, огранка, инкрустация, золочение, воронение.

На этом мы завершаем первую часть нашего рассказа об этой выставке, где представлены прекрасные вещи, произведенные тульскими мастерами. Следующий пост мы посвятим тому, ради чего и создавался Тульский оружейный завод – прекрасным и смертельным предметам сопровождающим жизнь человека.

Выставка ждет посетителей до 28 марта 2016 года.

Адрес: Красная пл., 1. Новый выставочный зал.
Время работы: ежедневно с 11:00 до 19:00, касса до 18:30. Четверг — с 11:00 до 21:00, касса до 20:00.
Выходной день — вторник
Цена билета: 200 руб. Есть льготы.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГИМ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГИМ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments