mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Category:

Выставка "Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв." - отчёт. Часть 2.

Сегодня мы продолжаем рассказ о выставке тульских мастеров «Тульская художественная сталь XVIII-XIX вв.» в Государственном Историческом музее.
В последней четверти XVIII века изделия тульских оружейников стали предметом коллекционирования – их охотно приобретала Екатерина II. Хорошо известно увлечение российского императорского двора тульскими изделиями. Блестящая коллекция таких предметов находилась не только в Кабинете редких вещей, но и в коллекциях крупных вельмож екатерининского времени, в частности, у светлейшего князя Г.А. Потемкина, который не раз демонстрировал ее своим гостям. Лучшие образцы этой продукции регулярно экспонировались на российских и международных промышленных и мануфактурных выставках.
Пистолет миниатюрный. 1826 г. Мастер А. Медведев. Сталь, дерево,; ковка, гравировка.
Надписи: ТУЛА 1826 ГОДА – с левой стороны замочный коробки; АНДРЕЙ МЕДВЕДЕВЪ – с правой стороны.

Рассказ о тульских оружейниках и их работах невозможен без рассказа, о том предмете ради, которого тульский завод создавался. Великолепные предметы оружия конечно же представлены на этой выставке. На некоторые мы обратим ваше внимание. Так, предлагаем вам внимательно посмотреть на фото выше. Длина пистолета, который вы видите на нём составлет всего 2,7 см, калибр 0,2. И при этом, это действующая модель. По тщательности работы и выделке деталей этого миниатюрного произведения его можно назвать абсолютным шедевром оружейного искусства.
Фрагмент. Сабля с ножнами. 1801 г.
Сталь, дерево, галюша, бархат; ковка, насечка, резьба, огранка.
Монограмма A I – в верхней части клинка, под императорской короной – с одной стороны, надпись: 1801 - с другой.

В 1803 г. сабля входила в состав даров императора Александра I императору Японии. Русское посольство было направлено в эту страну на кораблях «Надежда» и «Нева» под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского, осуществивших первый кругосветный поход. Дары не были приняты и вернулись обратно в 1806 г.
Фрагмент. Сабля с ножнами. 1801 г.
Сталь, дерево, галюша, бархат; ковка, насечка, резьба, огранка.

Галюша — ( фр. galuchat m.) Кожа акулы или ската, применяющаяся для украшения.
Пистолеты с кремневыми замками, пара. 1750 г.
Сталь, железо, ореховое дерево, рог; ковка, резьба, инкрустация, канфарение, оброн, золочение.
Надпись: ТУЛА 1750 – в казенной части стволов на левой грани. Вензели ЕР – на стволах и гербовых щитах.

Канфарение— нанесение точек, штрихов или насечек на поверхность металла.
Оброн - особый прием глубокой резьбы по металлу, исполняется штихелями. Используется для углубления фонов вокруг изображений или надписей для усиления рельефа в сочетании с другими приемами ювелирной обработки деталей.

Впервые пистолеты упоминаются в Описи Санкт-Петербургской Рюст-камеры 1810 г. Эту пару можно считать частью коллекции оружия императора Петра III.
Прибор для измерения силы пороха. 1744 г. Сталь, железо; ковка, резьба, золочение, воронение.
Надпись: ТУЛА 1744 – на продолговатой пластине с собачкой, фиксирующей зубцы колеса при вращении.

Фрагмент. Кортик охотничий с ножнами. Около 1785-1790 гг.
Сталь дамасская, золото, дерево, кожа; ковка, чеканка, инкрустация, огранка, воронение.

Фрагмент. Кортик охотничий с ножнами. Около 1785-1790 гг.
Сталь дамасская, золото, дерево, кожа; ковка, чеканка, инкрустация, огранка, воронение
.

Фрагмент. Кортик охотничий с ножнами. Около 1785-1790 гг.
Сталь дамасская, золото, дерево, кожа; ковка, чеканка, инкрустация, огранка, воронение.

Фрагмент. Пистолеты с кремневыми замками. Около 1790 г. Мастер И. Лялин.
Сталь, латунь, золото, серебро, кость; ковка, литье, гравировка, инкрустация, резьба, золочение, воронение. Клейма Р – на стволах.

Пистолеты составляют пару и являются частью комплекта, изготовленного для императрицы Екатерины II.
Фрагмент. Пистолеты с кремневыми замками. Около 1790 г. Мастер И. Лялин.
Сталь, латунь, золото, серебро, кость; ковка, литье, гравировка, инкрустация, резьба, золочение, воронение. Клейма Р – на стволах.

На наш взгляд это один из прекраснейших пистолетов представленных на выставке.И, конечно, достоин великий императрицы.
Фрагмент. Пистолеты с кремневыми замками. Около 1790 г. Мастер И. Лялин.
Сталь, латунь, золото, серебро, кость; ковка, литье, гравировка, инкрустация, резьба, золочение, воронение. Клейма Р – на стволах.

Фрагмент. Пистолеты с кремневыми замками. Около 1790 г. Мастер И. Лялин.
Сталь, латунь, золото, серебро, кость; ковка, литье, гравировка, инкрустация, резьба, золочение, воронение. Клейма Р – на стволах.

Фрагмент. Ружье охотничье двуствольное казнозарядное с кремневым замком. 1790-е гг. Мастер И. Лялин.
Сталь, золото, кость; ковка, гравировка, инструкция, золочение, воронение.
Надпись: LIALIN – на прицельной планке. Вензель EII под короной – на ствольной коробке.

Иван Лялин изготовил оружие для Екатерины II. В Эрмитаже хранится гарнитур из двух казнозарядных ружей и трех пистолетов с ложами из слоновой кости с вензелем императрицы. Вероятно, все это оружие было сделано по одному заказу.
Фрагмент. Ружье охотничье двуствольное казнозарядное с кремневым замком. 1790-е гг. Мастер И. Лялин.
Сталь, золото, кость; ковка, гравировка, инструкция, золочение, воронение.

Фрагмент. Ружье охотничье двуствольное казнозарядное с кремневым замком. 1790-е гг. Мастер И. Лялин.
Сталь, золото, кость; ковка, гравировка, инструкция, золочение, воронение.

Фрагмент. Кортик охотничий с ножнами и принадлежностями. 1750-1760 гг.
Сталь, халцедон, дерево, кожа; ковка, литье, чеканка, оброн, резьба.

Фрагмент. Кортик охотничий с ножнами и принадлежностями. 1750-1760 гг.
Сталь, халцедон, дерево, кожа; ковка, литье, чеканка, оброн, резьба.

Фрагмент. Пистолеты с кремневыми замками, пара. 1755 г. Мастер И. Слащев или его мастерская.
Сталь, латунь, серебро, дерево, рог; ковка, литье, чеканка, гравировка, инкрустация, резьба, золочение.
Надпись: ТУЛА 1755 – в центре ствола. Вензель ЕР – в казенной части.

Фрагмент. Пистолеты с кремневыми замками, пара. 1755 г. Мастер И. Слащев или его мастерская.
Сталь, латунь, серебро, дерево, рог; ковка, литье, чеканка, гравировка, инкрустация, резьба, золочение.
Надпись: ТУЛА 1755 – в центре ствола. Вензель ЕР – в казенной части.

Фрагмент. Ружье с кремневым замком револьверное. 1760-1770-е гг. Мастер А. Леонтьев.
Сталь, серебро, золото, ореховое дерево, рог; ковка, чеканка, инкрустация, резьба.
Надпись: A LEONTIEW – под подогнивой пружиной
.

Судя по небольшому размеру и калибру, а также роскошному и стилистически выдержанному декору ружья, его могли изготовить для великого князя Павла Петровича, впоследствии императора Павла I, когда он был подростком.
Фрагмент. Ружье с кремневым замком револьверное. 1760-1770-е гг. Мастер А. Леонтьев.
Сталь, серебро, золото, ореховое дерево, рог; ковка, чеканка, инкрустация, резьба.

Фрагмент. Ружье с кремневым замком револьверное. 1760-1770-е гг. Мастер А. Леонтьев.
Сталь, серебро, золото, ореховое дерево, рог; ковка, чеканка, инкрустация, резьба.

Фрагмент. Ружье охотничье детское со штыком. Около 1783 г.
Сталь, серебро, дерево, рог; ковка, чеканка, гравировка, инкрустация, резьба.

Ружье, вероятно, принадлежало великому князю Александру Павловичу в детстве.
Набор действующих моделей огнестрельного оружия (три ружья и пара пистолетов) в футляре. Около 1785 г. Мастер И. Макарищев.
Сталь, золото, серебро, дерево, бархат; ковка, литье, чеканка, гравировка, инкрустация, золочение, воронение.
Надпись: РОССIЯ: I: МАКАРИЩЕВЪ – на стволе ружья. Вензель КП – на крышке футляра.

Надпись на крышке футляра свидетельствует, что набор принадлежал великому князю Константину Павловичу. Вероятно, такой же набор был подарен и великому князю Александру Павловичу в детсве.
Револьвер шестизарядный системы Кольта с пулелейкой, в футляре. 1854 г. Мастер Н. Захава.
Сталь, дерево, медный сплав, сукно, бумага, картон, сургуч; гравировка, инкрустация, резьба, воронение, проклейка, печать типографская.

Надписи: Тульскихъ оружейниковъ – на верхней грани ствола; НЗ – на оправе рукояти; 1854 – на внутренней части оправы рукояти.
К револьверу прикреплена картонная бирка. На одной ее стороне в печатной технике по кругу надпись: ОБЩЕСТВА ТУЛЬСКИХЪ ОРУЖЕЙНИК: 1854, в центре герб Тулы под императорской короной. На другой стороне – красная сургучная печать инспектора оружейных заводов, ниже пером надпись: №1 Пистолетъ Revolver/: риволверъ:/ Система американская съ ящикомъ и приборомъ пятьдесятъ девять рублей сереб. Съручательством за доброкачественность.
Револьверы офицерские капсюльные системы Адамса с принадлежностями
(отвертка, пистонница, пороховница, шомпол, пороховые мерки, наконечник) 1864-1865 гг. Мастер И. Фомин.
Сталь, дерево, кость; литье, штамповка, инкрустация, воронение.

Надписи на револьвере большего размера: И. Фоминъвъ Туле – на стволе; 1864 года – на планке рамки. Вензель Н.А. – на планке рамки. Надписи на револьвере меньшего размера: И. Фоминъ в Туле – на стволе; 1865 года – на планке рамки. Вензель Н.А. – на планке рамки.
Фрагмент. Револьверы офицерские капсюльные системы Адамса с принадлежностями
(отвертка, пистонница, пороховница, шомпол, пороховые мерки, наконечник) 1864-1865 гг. Мастер И. Фомин.

Ружье капсюльное револьверное с принадлежностями, в футлярек. Около 1860 г.
Система браковщика тульского оружейного завода Иоганна Нормана.
Сталь, дерево, медный сплав; литье, токарная работа, резьба, гравировка, воронение, травление.

Клеймо ИН (Иоганн Норман) – на основании прицела. Надписи: Тульскихъ Оружейниковъ – на верхней части рамки; Система Норманъ – на левой стороне рамки в овале.

Барабан ружья с гравированным изображением сцены охоты цесаревича Александра Николаевича на медведицу. Сюжет взят с известной акварели Франца Тейхеля 1853 г.
Фрагмент. Алебарда офицерская Голшинского корпуса. 1761 г.
Сталь, дерево, латунь; ковка, чеканка, гравировка, резьба, золочение.
Надпись: Тула. 1761 – на втулке. Монограмма Р – в щитке на груди орла.

Алебарда состояла на вооружении голштинских частей Петра III.
Фрагмент. Алебарда офицерская Голшинского корпуса. 1761 г.
Сталь, дерево, латунь; ковка, чеканка, гравировка, резьба, золочение.
Надпись: Тула. 1761 – на втулке. Монограмма Р – в щитке на груди орла.

У великого князя Петра Федоровича были войска, доставшиеся ему от отца, голштинского герцога Карла Фридриха. В 1750-х годах Петр постарался увеличить их численность, причем новые голштинские части формировались уже не в Голштинии, а в России. Местом постоянного пребывания «российских» голштинцев стал Ораниенбаум — любимая резиденция великокняжеского двора. В 1762 году, с приходом Петра к реальной власти, Голштинский корпус начал процесс превращения из мини-армии немецкого герцогства в полноценную единицу вооруженных сил Российской империи.
Фрагмент. Палаш лейб-гвардии Конного полка образца 1741-1761 гг. Около 1750 г.
Сталь, медный сплав, дерево, галюша, сукно; ковка, литье, чеканка, резьба, золочение.
Надписи: ВИВАТЪ ЕЛИСАВЕТЪ ВЕЛИКАЯ – в верхней четверти клинка с одной стороны, БОГУ И ОТЕЧЕСТВУ: -
с другой; ФIМ – на крестовине. Вензель ЕР – щитке гарды.

Фрагмент. Палаш лейб-гвардии Конного полка образца 1741-1761 гг. Около 1750 г.
Сталь, медный сплав, дерево, галюша, сукно; ковка, литье, чеканка, резьба, золочение.

Лейб-гвардии Конный полк — кавалерийская часть Русской императорской гвардии. Сформирован 7 марта 1721 года из драгунского лейб-шквадрона (эскадрона) князя Меншикова, Домовой (то есть личной) драгунской роты генерал-фельдмаршала графа Шереметева и Драгунской роты Санкт-Петербургской губернии под названием Кроншлотского драгунского.31 декабря 1730 (11 января 1731) года полк назван Конной гвардией и наделён всеми правами гвардии — тем самым было положено начало регулярной гвардейской коннице. В 1737 году полк принял первое участие в боевых действиях — три из десяти рот полка сражались при взятии Очакова и в битве при Ставучанах в ходе Русско-турецкой войны. Павел I включил в состав полка часть конных гатчинских войск, и в 1800 году назначил его шефом цесаревича Константина Павловича. В 1801 году император Александр I назвал полк лейб-гвардии Конным. Шефами полка после смерти цесаревича Константина считались царствующие государи.
Фрагмент. Тесак парадный лейб-кампанский (экспериментальный) образца 1741-1761 гг. 1748 г.
Сталь, латунь; ковка, литье, чеканка, резьба, золочение.
Надпись: БОГУ И ОТЕЧЕСТВУ 1748 ГОДУ – с одной стороны клинка, вензель EPI – с другой.
Вензель EI – на груди орла, изображенного на щитке гарды.

Фрагмент. Тесак парадный лейб-кампанский (экспериментальный) образца 1741-1761 гг. 1748 г.
Сталь, латунь; ковка, литье, чеканка, резьба, золочение.

Лейб-кампания — (17—31 декабря 1741 года — 21 марта 1762 года) — (от нем. Leib — тело; слово, присоединяемое к другим для обозначения принадлежности к Особе Государя или Высочайшему двору, и фр. compagnie — рота) — гренадерская рота (300 гренадер и 64 «заротных чинов», итого — 364 человека личного состава) лейб-гвардии Преображенского полка и группа приближенных ко двору знатных лиц, под личным руководством дочери Петра I, Елизаветы, силами которых 25 ноября 1741 года был произведён бескровный дворцовый переворот в Российской Империи, и возведена на престол императрица Елизавета Петровна I. Указом 31 декабря 1741 (11 января 1742) Елизавета Петровна объявила об учреждении Лейб-компании. Сама императрица стала капитаном лейб-компании. Прямой и единственной обязанностью Лейб-компании была охрана особы императрицы и лиц императорской фамилии. Как в Петербурге, так и в Москве и в загородных дворцах обеих столиц при императрице, а во время высочайших «походов» и при великом князе и великой княгине всегда была команда лейб-компанцев.
Фрагмент. Тесак парадный лейб-кампанский (экспериментальный) образца 1741-1761 гг. 1748 г.
Сталь, латунь; ковка, литье, чеканка, резьба, золочение.

Вот таким получился наш обзор этой интереснейшей выставки Государственного Исторического музея. Мы очень рекомендуем вам посетить ее и окунуться в мир стали и исторических меморий, прикоснуться к прекрасным произведениям искусства русских оружейников. Здесь можно провести не один час, разглядывая невероятно красивые экспонаты и поражаясь мастерству человеческих рук и его же фантазии.

Выставка ждет посетителей до 28 марта 2016 года.

Адрес: Красная пл., 1. Новый выставочный зал.
Время работы: ежедневно с 11:00 до 19:00, касса до 18:30. Четверг — с 11:00 до 21:00, касса до 20:00.
Выходной день — вторник
Цена билета: 200 руб. Есть льготы.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГИМ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГИМ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments