mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

ГМП - открытые хранения "Коллекция Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина"

Сегодня я хочу рассказать вам о том, как мы ходили на экскурсию в открытые хранения Государственного музея А.С. Пушкина. Попасть туда можно не часто, всего несколько раз в году. А жаль, потому как самое интересное всегда находится за закрытыми дверями, в "сердце музея".
Мы смогли посетить открытые хранения в день рождения Александра Сергеевича, но только сейчас дошли руки написать отчёт. Одна из экскурсий была посвящена кабинету с коллекцией художников Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина. О ней я и расскажу.

Кабинет «Коллекция Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина»
Фотография с сайта музея.

Татьяна Алексеевна Маврина и Николай Васильевич Кузьмин начали своё сотрудничество с музеем ещё в 1960 годах. И почти 40 лет они были его верными спутниками и помощниками. Кабинет, в котором хранится их коллекция никогда не был их рабочим кабинетом. Жили и работали Татьяна Алексеевна и Николай Васильевич в своей квартире, которая, увы, музею не принадлежит. Однако в 1999 году был создан кабинет «Коллекция Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина», где хранятся вещи, принадлежавшие художникам. Это и мебель из их квартиры, и их работы, которые сами художники или их наследники в разное время дарили музею.
Мемориальный кабинет Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина разделён на две части - два мира каждого из них. На верхней фотографии вы можете видеть половину Татьяны Алексеевны. Про большое кресло, похожее на трон, сотрудница музея рассказывала, что при жизни Татьяны Алексеевны оно было обшито ярко-розовой с чёрными разводами тканью, она была человеком активным и любила яркие цвета. Будучи худенькой, она прекрасно умещалась на одной половине кресла, а на второй всегда лежали книги, рисунки или другие бумаги, с которыми она работала в тот момент. Виден тут и комод, расписанный художницей в стиле городецких мастеров. В 1972 году она готовила альбом "Городецкая роспись",  встречалась со многими мастерами, зарисовывала многие вещи, которые уже уходили, исчезали. И в результате разрисовала вот такой комод, который стоял потом в её комнате. Вот он поближе:

В левом углу стоят прялки, которые собирала Татьяна Алексеевна. впрочем, собирала она многое. В её коллекции перешедшей музею есть икона XV века «Восхождение Ильи-пророка» (новгородская школа), купленная Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьминым у Павла Корина. Есть блюдо «Садко» Михаила Врубеля, редкие головные уборы XVIII – начала XIX века.
Татьяна Алексеевна проиллюстрировала огромное количество сказок Пушкина, которого любила с самого детства. Сама она говорила так: "К сказкам я заходила издалека. Пока не нагляделась на старинную русскую архитектуру, за сказки не принималась". И многие её иллюстрации к сказкам связаны с образами русских городов, таких как Ростов Великий, Суздаль. Так она писала, что сказка "Три царства - медное, серебряное и золотое", это увиденный ею Ростов. Вот фотография её иллюстраций сказок Пушкина. Это переиздание первого издания с иллюстрациями Татьяны Алексеевны от 1949 года. Тогда она только начала работать со сказками. Здесь ещё прослеживается влияние Билибина:

А это её иллюстрации к сказочной азбуке. Здесь каждая буква связана с какой-то русской народной сказкой. Посмотрите, какая царевна-лебедь, настоящая дева-воительница:


Иллюстрация "Там королевич мимоходом пленяет грозного царя" к книге: А.С. Пушкин "Лукоморье".
1970. Бумага, гуашь, тушь.

Изображение взято с сайта музея.

Но есть и совсем другие работы Татьяны Алексеевны. Не сказочные. В 1942-45 годах она ходила по Москве, в 1946 году ездила по городам Подмосковья и Поволжья и зарисовывала то, что видела. В Москве она зарисовала огромное количество церквей, более 1000 рисунков. Её не раз забирала комендатура, но она продолжала ходить и рисовать.
Эту книгу можно найти в продаже, называется она "Т. Маврина. Москва, Подмосковье, Поволжье. Акварели"

Звенигород. Успенский собор. 17 июля 1946 г.
Акварель, гуашь, тушь, перо.

Вторая половина кабинета посвящена Николаю Васильевичу Кузьмину. Здесь так же есть мебель из его рабочего кабинета и его рисунки.

Секретер красного дерева 1860-х годов, за которым работал художник, зеркало с пальметтами первой трети XIX века, ящик для рисования и книжный шкаф с книгами из библиотеки художника.

Главным источником вдохновения Николая Васильевича было творчество А.С. Пушкина. Он  пытался идти от темпа рисования поэта. Он рисовал пером и тушью, именно этот рисунок требует особого мастерства, так как не позволяет никаких ошибок. Кузьмин начал с того, что попытался повторить известный пушкинский автопортрет, который поэт оставил в альбоме сестёр Ушаковых. Он, будучи профессиональным художником сделал около 10 эскизов, прежде чем ему удалось повторить пушкинский рисунок.
Ящик для рисования и тот самый портрет А.С. Пушкина.

Эта лёгкая пушкинская манера прослеживается во многих работах художника, иллюстрировавшего такие произведения, как «Евгений Онегин», «Граф Нулин», эпиграммы, стихотворение «К Чаадаеву».

А.С. Пушкин в Михайловском. А.С. Пушкин и Н.Н. Гончарова.


Граф Нулин и Наталья Павловна.
Иллюстрация к поэме А. С. Пушкина "Граф Нулин". 1959. Бумага,акварель, тушь, перо.
Изображение взято с сайта музея.



Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина «К Чаадаеву».
1959. Бумага, акварель, тушь, перо.

Изображение взято с сайта музея.

Остаётся сказать, что Татьяна Алексеевна и Николай Васильевич прожили долгую жизнь. Она умерла в возрасте 96 лет, он - 97. Они многое успели, многое реализовали. На их счету иллюстрации не только к книгам Пушкина, которого оба они так любили, но и к Бальзаку, Просперу Мериме и многим другим великим писателям. В 1976 году Татьяна Алексеевна получила премию Г.Х. Андерсена «За международный вклад в дело иллюстрации детской книги». Николай Васильевич в 1962 году получил звание "Член-корреспондент академии художеств". Оба они были очень известны, их любили в России и за рубежом. Книги с их иллюстрациями издавались огромным тиражом.

Если предоставится возможность, обязательно посетите кабинет с коллекцией Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина.
О том, что ещё мы увидели в открытых хранениях, мы расскажем позже.


Адрес: Пречистенка, 12/2, станция метро «Кропоткинская»
Возможность посещения открытых хранений нужно уточнять на сайте музея.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГМП, отчёт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments