mayak_parnasa (mayak_parnasa) wrote,
mayak_parnasa
mayak_parnasa

Categories:

Выставка «Александр Герасимов. К 135-летию художника» - отчёт. Часть 1.

В Государственном Историческом музее открылась выставка под названием «Александр Герасимов. К 135-летию художника». Это первая монографическая выставка художника в России за последние шестьдесят лет. На ней представлены импрессионистические натюрморты и пейзажи, проникновенные портреты и полотна, благодаря которым Александр Герасимов вошел в историю как создатель соцреалистического канона, мастер картин сталинской эпохи, главной темой которых был образ «вождя, счастливого счастьем народа».

Александр Михайлович Герасимов (1881—1963) — русский, советский живописец, архитектор и теоретик искусства, педагог, профессор. Доктор искусствоведения (1951). Первый президент Академии художеств СССР в 1947—1957 годах. Академик АХ СССР (1947). Народный художник СССР (1943). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1943, 1946, 1949). Член ВКП(б) с 1950 года.Александр Герасимов родился 19 (31) июля 1881 года в Козлове (ныне Мичуринск, Тамбовская область) в купеческой семье. В 1903—1915 годах обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К. А. Коровина, А. Е. Архипова и В. А. Серова. В 1943 году передал свои личные сбережения, 50 000 рублей, в Фонд обороны. Один из первых кавалеров почётного звания «Народный художник СССР», учреждённого 26 июля 1943 года, наряду с художником Борисом Иогансоном, скульпторами Сергеем Меркуровым и Верой Мухиной.С 1947 года — действительный член, в 1947—1957 годах — первый президент Академии Художеств СССР. Был любимым художником И.В. Сталина. Его портреты работы А.М. Герасимова при жизни вождя считались каноническими. Дружил с Ворошиловым, который бывал у А. М. Герасимова в гостях в Мичуринске. Герасимов написал много портретов К. Е. Ворошилова. Был также книжным иллюстратором («Тарас Бульба» Н. В. Гоголя).
Слепок руки Александра Герасимова.

В послереволюционные годы на роль создателей «стиля эпохи» претендовали различные творческие объединения, но время «пропустило вперед» именно Герасимова. Восхождение художника на вершину славы началось в 1930 году с создания картины «В.И. Ленин на трибуне» (ГИМ), ставшей самой тиражируемой за всю историю СССР.

В.И. Ленин на трибуне. 1930. Холст, масло.

«В течение двух лет бился я над портретным образом Ленина. Работа меня все еще не удовлетворяла. Здесь я обязан сказать о той большой помощи, которую мне оказал Климент Ефремович Ворошилов. Он много раз встречался с Лениным, знал его. Советы и указания товрища Ворошилова стали для меня решающими, особенно на последнем этапе работы. Он заезжал ко мне в мастерскую каждую неделю, и каждый раз я слышал от него ценные для художника указания. Наконец, Ворошилов сказал, чтобы я больше не прикасался к лицу, иначе портрет можно испортить и потерять найденное в нем. Я так и поступил.

Хочу напомнить, что первоначально портрет
«В.И. Ленин на трибуне» был написан в обратную сторону, то есть Владимир Ильич держался за борт пиджака левой рукой. Когда я посмотрел картину в зеркало, мне бросилось в глаза эта несуразность. Так как я исполнял этот портрет без всякого заказ и не был связан сроками, я тот час же взял новый холст и все написал заново, изменив положение фигуры. Движение направо к зрителю всегда выгоднее для художника: оно усиливает динамику образа. Первый вариант портрета, как досадную ошибку, я уничтожил».

Еще одно сюжетное полотно представленное на выставке, посвящено событиям 30 августа 1918 года на заводе Михельсона. В этот день эсерка Фанни Каплан стреляла в вождя мирового пролетариата. Ленин должен был выступить на митинге перед рабочими завода Михельсона. Он отбыл на завод без охраны. Охрана отсутствовала и на самом заводе. Когда Ленин покинул завод, и уже садился в автомобиль, к нему подошла женщина с жалобой, что на железнодорожных вокзалах конфискуют хлеб. В этот момент Каплан сделала три выстрела. Шофёр Ленина, Гиль С. К., бросился за неизвестной, однако она через некоторое время остановилась сама, была арестована и доставлена на Лубянку.
Выстрел в народ (Покушение на В.И. Ленина 30 августа 1918 года). 1961. Холст, масло.

Ленин сразу после покушения находился без сознания; врачи обнаружили у него опасное ранение в шею под челюстью, кровь попала в лёгкое. Вторая пуля попала ему в руку, а третья — в женщину, разговаривавшую с Лениным в момент начала выстрелов. Пальто, в котором остались отверстия от пуль находится в фондах ГИМа, и совсем недавно демонстрировалось на выставке "Миф о любимом вожде".
Фрагмент. Выстрел в народ (Покушение на В.И. Ленина 30 августа 1918 года). 1961. Холст, масло.

Посмотрите, как здесь изображена Каплан. Черный сгусток агрессии и нелепости на краю холста, пытающийся укусить восходящее солнце новой эпохи. Хотя у меня возникает только одна мысль: «Зачем вы так убиваетесь? Вы же так не убьетесь!»
Фрагмент. Выстрел в народ (Покушение на В.И. Ленина 30 августа 1918 года). 1961. Холст, масло.

Фанни Ефимовна Каплан (при рождении Фейга Хаимовна Ройтблат; 1890 — 1918) — участница российского революционного движения, известная, главным образом, как исполнитель покушения на жизнь Ленина. Во время революции 1905 г. Каплан примкнула к анархистам, в революционных кругах её знали под именем «Дора». В 1906 году готовила террористический акт в Киеве на местного генерал-губернатора Сухомлинова. 5 января 1907 года военно-окружной суд в Киеве приговорил её к смертной казни, которая из-за несовершеннолетия Каплан была заменена пожизненной каторгой в Акатуйской каторжной тюрьме. В тюрьму она прибыла 22 августа того же года в ручных и ножных кандалах. В её сопроводительных документах была отмечена её склонность к побегам. До 1917 года, находясь на каторге, Каплан познакомилась с известной деятельницей революционного движения Марией Спиридоновой, под влиянием которой её взгляды изменились от анархистских к эсеровским. После каторги Фанни месяц жила в Москве у купеческой дочери Анны Пигит, родственник которой И.Д. Пигит, владевший московской табачной фабрикой «Дукат», построил большой доходный дом на Большой Садовой. Да, да именно в этом доме находится нехорошая квартира из "Мастера и Маргариты" Михаила Булгакова. 30 августа 1918 года на заводе Михельсона в Замоскворецком районе Москвы состоялся митинг рабочих. На нём выступал В. И. Ленин. После митинга во дворе завода он был ранен несколькими выстрелами. Каплан была арестована тут же. Фанни Каплан была расстреляна 3 сентября 1918 года.

Так же здесь можно видеть шофера Ленина Степана Казимировича Гиля. До революции он служил в Императорском гараже шофёром. С 1917 года — персональный водитель Ленина. В 1920 году — начальник Гаража особого назначения. Был свидетелем покушения на Ленина в 1918 году. После смерти Ленина продолжал службу в Гараже особого назначения, был водителем А. И. Микояна и А. Я. Вышинского. В 1945 г. он сопровождал А. Я. Вышинского в поездке в побеждённую Германию. Цель приезда с дипломатом – подобрать для него среди трофейных автомашин самый качественный автомобиль. Автор воспоминаний «Шесть лет с Лениным» (1928).
И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле. 1940-1950-е. Холст, масло.

Знакомство и последующая дружба с Климентом Ворошиловым, позволило художнику получить заказы от руководящих работников. Картина «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» была создана художником А. М. Герасимовым в 1938 году специально к 20-летию РККА (Рабоче-крестьянская Красная армия) и Военно-Морского флота, к проводившейся по этому поводу юбилейной выставке.
Фрагмент. И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле. 1940-1950-е. Холст, масло.

Сам художник вспоминал: «В плане заказа для этой выставки я мог писать И. В. Сталина в окружении его ближайших друзей и соратников, но я решил писать только И. В. Сталина и К. Е. Ворошилова, потому что для меня писать с фотографий, не видя людей, невозможно: фотография никогда полно не передает лица. Чтобы писать хорошо, нужно знать человека, чтобы он был у вас в зрительной памяти. Я имел высокую честь близко видеть И. В. Сталина несколько раз, разговаривать с ним; а К. Е. Ворошилова писал несколько раз с натуры». В 1941 году картина была удостоена Сталинской премии I степени «за выдающиеся произведения в области искусства и литературы». На выставке представлено авторское повторение картины, находящейся в Государственной Третьяковской галерее.
Колхозное стадо. 1959. Нижнее изображение: «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле». 1930-1940-е. Холст, масло.

Картина «Колхозное стадо» (1959) хранилась в собрании семьи художника, с 1991 года бытовала в различных европейских коллекциях, появлялась на торгах аукционного дома MacDougall’s в Лондон. Уже в Москве технологическая экспертиза под верхним слоем выявила недописанный вариант знаменитой работы «Сталин и Ворошилов в Кремле». После расчистки неба Александр Герасимов невольно «стал» автором вполне современной картины в духе соцарта.

Удивительным оказался тот факт, что в архиве художника сохранился один из отрезанных фрагментов первоначальной картины, который, дополнив основное полотно, сделал его уникальным музейным экспонатом.
Фрагмент. Колхозное стадо. 1959. Нижнее изображение: «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле». 1930-1940-е. Холст, масло.

Еще одна картина рассказывает о посещении вождя народов Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Главный павильон этого храмового комплекса на картине можно увидеть в первозданном виде. Сейчас на тумбах уже нет памятников, но выставка позволит вам окунуться в миф о вождях и их храмах.

Главный павильон ВСХВ. Конец 1940-х – начало 1950-х. Холст, масло.

Фрагмент. Главный павильон ВСХВ. Конец 1940-х – начало 1950-х. Холст, масло.

А вот и  портрет товарища Сталина времен Великой Отечественной войны, где он изображен, выезжающим на фронт.
И.В. Сталин. 1944. Холст, масло.

К счастью как художник Герасимов писал не только вождей первого государства рабочих и крестьян, но и прекрасные натюрморты. Но о других гранях художника, раскрытых на великолепной выставке Государственного Исторического музея, мы расскажем чуть позже. И не забывайте, что никакие фотографии не заменят вам личного общения с предметом искусства. Музей ждет вас в гости.


Выставка продлится до 16 мая 2016 года.

Адрес: Выставочный комплекс Исторического музея. Площадь революции, д. 2/3.
Режим работы: пн, вт, ср, чт, вс, с 10:00 до 18:00 (касса до 17:30) пт, сб, с 10:00 до 21:00 (касса до 20:00)
Цена билета: 300 рублей. Есть льготы. Подробности тут.
Лица, не достигшие 16-летнего возраста, вне зависимости от гражданства - бесплатно.
В последнее воскресение каждого месяца входной билет для студентов дневной формы - 10 руб.

Поддержи авторов - Добавь в друзья!
Tags: ГИМ, выставки, отчёт
Subscribe

Posts from This Journal “ГИМ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments